Главная беда умственно отсталых (УО) детей – разная степень поражения головного мозга. Благодаря ей у детей сформировались два определяющих дефекта:
дефицит любознательности, потребности в новых впечатлениях, познавательных интересов; замедленность и затруднённость восприимчивости к новому, плохая обучаемость.
С годами к этому присоединяются бедность кругозора, малый запас представлений, слабость и конкретность мышления, убогость речи и душевная неразвитость. Недостаток внимания и душевного тепла со стороны взрослых приводит к ещё одной проблеме – нарушению общения. И, как следствие, формированию псевдокомпенсаторных, вредных привычек: привлечение внимания с помощью дурашливости, кривляния, применения грубой силы по отношению к младшим и т.д. Формируется эгоцентризм. Всё это ухудшает и без того неразвитую познавательную деятельность детей. Ситуация усложняется тем, что наши ученики – дети-сироты. Для того чтобы познавать мир и проявлять интерес и активность, младенец должен общаться с матерью. С самого раннего детства наши воспитанники были лишены этого общения, поэтому их интересы и потребности оказались неразвитыми, а активность подавлена.
В интернате дети ведут очень странную жизнь. С одной стороны их постоянно кто-то окружает, а с другой стороны – им хронически не хватает общения. Окружающий мир монотонен, почти не меняется и вызывает тем самым у детей сенсорный голод. Очень точно можно охарактеризовать их жизнь одним единственным словом – скука.
Размышляя, с чего начать работу с таким специфическим контингентом, мы исходили прежде всего из того, что у детей-сирот имеются нарушения в формировании потребностей. Как известно, у всех детей с рождения существует две потребности: в любви и в познании. Потребность в познании проявляется в форме познавательного интереса. Мы не можем его игнорировать, так как именно он определяет отношение ребёнка к любому делу. Познавательная потребность (основа познавательного интереса) – потребность биологическая, но формируется она окончательно только в социуме. В процессе индивидуального развития эта потребность (как и любая другая) может быть усилена, подавлена или извращена.
Мы считаем, что у наших воспитанников она подавлена, так как эти УО дети подверглись всем возможным видам депривации и неполноценному в эмоциональном отношении воспитанию. Однако, обучая детей, мы не однажды видели, как буквально на глазах улучшаются результаты, когда у наших воспитанников изменяется мотивация, им становится интересно, и появляется желание самостоятельно что-то сделать. Значит, не такие уж они безнадёжные, как это иногда пытаются представить. Чтобы поведение сознательно регулировалось, ребёнок должен хотеть что-то сделать, и мы видим свою задачу в том, чтобы это «хотение» появилось.
Чтобы коррекция их познавательных способностей была эффективной, мы всегда стараемся обеспечить следующие условия:
вовлекаем детей в процесс самостоятельного поиска; считаем, что учебный труд интересен, когда он разнообразен; используем в обучении личный опыт детей и организуем применение полученных знаний в различных жизненных ситуациях; поддерживаем эмоционально наших учеников и учим их искать положительное в любом результате.
Выполнить все эти условия одномоментно нам помогает компьютер. Яркость и эмоциональность учебного материала и фантазия педагога с огромной силой воздействуют на ученика, на его отношение к учёбе. Компьютерные программы позволяют эффективно индивидуализировать и дифференцировать обучение. Но самое главное, что мы наблюдаем и поддерживаем – компьютер становится для ребёнка и собеседником, и наставником, и даже другом. Поэтому именно компьютер и был избран средством помощи, а основной формой обучения – дидактическая игра, игра-сказка и эксперимент. Игры за компьютером помогают создать сначала ситуативную, а затем и устойчивую познавательную мотивацию. Игра снимает излишнее напряжение и делает изучаемый материал доступным для детей с умственным дефектом, она активизирует мыслительную деятельность и облегчает применение ранее приобретенных навыков и умений. Кроме того, игра всегда имеет цель, стремясь к достижению которой ребята стараются быть внимательными, проявляют смекалку, инициативу, волю. Правила игры дисциплинируют, воспитывают честность, требовательность к себе, выдержку – важные моменты образовательно-воспитательного процесса, особенно у умственно отсталых детей. Изменчивость игровой обстановки и внезапно возникающие разнообразные условия требуют верных решений и действий.
Учитывая, что у детей-сирот существует хронический недостаток общения, мы решили сформировать у них эмоционально окрашенное отношение к компьютеру как к другу, с которым можно очень интересно провести время и многому у него научиться. Компьютер в основном в учебных учреждениях используется только для обучения, но у него такие огромные возможности, что было бы грешно не использовать его и в воспитании. Первое знакомство с компьютером происходит так: экран погашен, детям предлагается двинуть по коврику мышку, и экран тут же загорается. Учитель произносит слова от имени компьютера: «Здравствуй, дружок! Я готов с тобой работать». Так мы снимаем барьер страха перед машиной. По нашим наблюдениям, эти слова каждый ребёнок воспринимает как обращение компьютера к нему лично. Приятно видеть, как ребёнок радуется, и у него появляется встречное желание подружиться. Работа в компьютерном классе, как и везде, начинается с усвоения правил поведения и техники безопасности, но у нас это не просто запоминание этих правил, а увлекательная игра. В гости приходит сказочный Емеля, который ничего не умеет делать, пытается сесть за компьютер в заснеженном тулупе и немытыми руками хватается за устройства компьютера. Перед детьми ставится задача: научить Емелю соблюдать правила и требования работы с компьютером. И не просто научить, а объяснить, почему надо именно так, а не иначе. Наша задача создать условия, чтобы дети не просто видели сказку, а жили в ней. Так проходит их первое знакомство с виртуальной реальностью.
Как же компьютер и человек понимают друг друга? В доступной для детей форме объясняем:
человек умеет принимать и передавать информацию – и компьютер умеет то же самое; у человека для этого имеются органы (глаза, уши, рот и т.д.) – у компьютера устройства (клавиатура, монитор, принтер, колонки и т.п.).
Проводим подтверждающие объяснение опыты. Для достижения наибольшего эффекта заготовки текстов, рисунков, мелодий и др. делаем такими же, какие в момент проведения опытов создаёт человек (в нашем случае – учитель).
Действия Человек Компьютер
Пишет фразу… …на бумаге …на принтере
Рисует домик, солнышко, снеговика… …на доске …рисует в графическом редакторе
…на бумаге …на принтере
Играет мелодию… …на музыкальном инструменте …через акустическую систему
Фотографирует… …показывает фотографию …сканирует изображение
Педагог говорит детям, что компьютер тоже очень любит общаться и в доказательство запускает программу-диалог. Более того, из очередного эксперимента дети узнают, что компьютер и вовсе не работает, если ему не с кем общаться. Производится перезагрузка компьютера с отключенной клавиатурой. Дети убеждаются на практике, что компьютер без клавиатуры не начнёт работу, он хочет общаться, а возможности не имеет. Но как только клавиатура на глазах у детей подключается – он тут же готов к работе. С помощью подобных экспериментов знакомимся с функциями и других устройств компьютера. Выясняем, например, что без монитора компьютер работать может, но тогда человек не будет знать, что же происходит внутри. Как в тёмной комнате человек не видит, где что находится, так и при выключенном мониторе человек не знает, что делает компьютер. Опять проводим доказательный эксперимент. Заранее подготовившись, педагог «вслепую» запускает уже знакомую детям программу. Прежде, чем включить монитор, пытаемся «угадать», что увидим на экране. Версий, конечно же, множество. Познакомившись с отдельными устройствами, мы приступаем к изучению, что же умеет делать компьютер, знакомимся с различными типами информации и её организацией.
Например: текстовая – буква, слово, предложение, текст; числовая – цифра, число, группа чисел (таблица Пифагора, к примеру); графическая – точка, линия, рисунок контурный, полноцветный рисунок; звуковая – нота, мелодия, и т.д.
Собственно, всё это детям известно из школьной программы, но известно по отдельности, так как растянуто во времени, а УО ребёнок не в состоянии самостоятельно всё обобщить и установить причинно-следственные связи . На наших уроках происходит активизация и концентрация накопленных знаний, повторение, но на новом уровне и в новой ситуации.
Изучение любого материала с помощью компьютерных программ можно сделать интересным. Например, очень скучное занятие для детей – изучение текстового редактора – можно превратить в весёлую игру. Вот как это происходит.
Первые упражнения по набору текста мы проводим с использованием программы «Привет» из программного комплекса «Роботландия». Программа в интерактивном режиме формирует шутливую сказку из ответов пользователя на задаваемые вопросы и стандартных заготовок, подбирающихся случайным образом, предполагает 1 вариант задания, но нашим УО детям этого недостаточно, и мы придумали 3 варианта:
Ребёнок отвечает конкретно на вопросы компьютера, называя своё истинное имя и имена героев сказок, как того требует программа. Ребёнок импровизирует, может представить себя на месте другого человека, а вместо сказочных героев изображает своих товарищей. Ребёнок воображает себя любым героем из жизни, сказки или фильма (например, Арнольдом Шварценеггером, Аллой Пугачёвой, Юрием Гагариным, Президентом…).
При этом очень важно учитывать не только обучающий, но и воспитательный момент. При помощи таких игр мы обязательно пытаемся скорректировать отношение к себе (самооценка) и друг к другу.
Для закрепления материала мы проводим игры-конкурсы и игры-драматизации. Например:
Задание на механическое воспроизведение (в уже знакомой программе определить составляющие типы информации). Творческое задание: сочинить сказку с условием – она должна быть доброй и смешной.
Раньше детям предлагалось переделать старую сказку («Колобок», к примеру) или придумать ей другой конец. Однако итоги такой работы оказались очень печальными. Герои сказок в детских сочинениях получались душевно и физически искалеченными: колобок хромой, на костылях; лиса со свёрнутой челюстью; волк с ножом. Все друг друга бьют, обманывают, убивают, отнимают, не любят и радуются горю другого. Именно поэтому мы раз и навсегда отказались от игр и программ, где есть насилие, жестокость, даже если они в завуалированной форме. Дети переносят в сказку свой далеко не радужный опыт. А чтобы сказки всё-таки получились добрыми и смешными, мы используем два приёма:
предлагаем вспомнить что-то доброе, смешное из личного опыта или из кинофильмов, поощряем, когда дети не по нашему научению, а самостоятельно проявляют доброту и внимание друг к другу, например.
Таким образом, мы вместе с детьми пытаемся совместными усилиями выработать новый опыт. Нам в этом помогают добрые, весёлые и умные программы. Доброжелательное отношение друга-компьютера, педагога, вызывает усиление мотивации, подъём познавательного интереса. На этом эмоционально-положительном фоне происходит удивительное. УО дети, которых не могли научить элементарному счёту, начинают самостоятельно, без всякого нажима и требований, читать, считать, писать, выучивают грамматические правила, таблицу умножения в короткие сроки, хотя годами не могли её запомнить. Они забывают, что у них плохая память и ограниченные возможности. Неравнодушные педагоги-предметники удивляются результатам и приходят на занятия, чтобы убедиться воочию. Конечно же, не по мановеновению волшебной палочки всё происходит и не за один-два урока. Вот как с помощью простенькой программы «Математический тетрис» у детей появляется интерес к счёту. Слово «тетрис» говорит само за себя, но здесь вместо различных фигур падают шары с примерами. За правильно решенный пример начисляется одно очко, а за неправильно решенный –отнимается. Сначала дети пытались использовать по привычке линейку, пальцы, оборотную сторону тетради с таблицей умножения – разрешалось всё. Можно было бы запретить использование этих «костылей», но тогда получился бы обратный эффект: вместо желания работать – агрессивный протест. Если знаний в голове нет, то их неоткуда «достать». А нам важно было, чтобы дети сами сделали вывод, что без «костылей» двигаться быстрее. Чтобы интерес к программе не угасал, проводились различные конкурсы:
кто быстрее наберёт 20 очков (при этом правильно решённых вместе с неправильно решёнными получается гораздо больше); решаем до тех пор, пока последний не наберёт 15 очков (кому же хочется быть последним?); решаем по пять примеров на каждое арифметическое действие; делимся на 2 или 3 команды и работаем по принципу эстафеты (очередной игрок набирает 5 очков и уступает место другому), причём помощь команды ведущему игроку не запрещается. За результат отвечает вся команда; садимся за компьютеры парами. Один – штурман, другой – рулевой. Штурман считает и подаёт команду рулевому, куда направить появившийся шар с числом. Рулевой должен чётко выполнять команды штурмана, даже если они неверны. Ему предоставляется право только делать замечания. И штурман может делать замечания, если его команды выполняются неправильно; сами дети придумывают конкурсы. Тут же на уроке используем наиболее понравившиеся; детям по очереди предлагается стать «учителем» и провести конкурс с учениками. (Конечно, приходится внимательно следить за корректностью поведения и деликатностью общения «учителя» с подопечными, но деятельность более высокого порядка способствует формированию самоуважения и желания достичь большего, воспитывает и закрепляет на практике умение общаться, становится профилактикой социально-дезатаптивного поведения). Программа ограничивает детей во времени. В условиях цейтнота они вынуждены мобилизовать свои умственные возможности, у них развивается речь, смекалка, умение быстро ориентироваться на плоскости – и это даёт весьма ощутимые результаты. Так как УО дети эгоцентричны, мы стараемся обеспечить включение их личного опыта для того, чтобы вызвать у них желание сделать что-нибудь для кого-то. Дети выполняют практические работы, пишут письма, поздравления, рисуют открытки, помогают педагогам в создании раздаточного материала, наборе текстов сценариев, различных бланков и объявлений. Поскольку время урока ограничено, детям даётся задание на дом: сочинить или найти подходящий текст для поздравления, нарисовать или найти рисунок, чтобы во время урока поработать с этим материалом. Такая форма работы стимулирует поисковую активность детей: надо пойти в библиотеку, пообщаться с воспитателями, библиотекарем, педагогами, «порыться» в литературе и собственной голове, т.е. поставить и решить определённую задачу. Это трудно, но так как дети очень любят заниматься в компьютерном классе, то задание стараются выполнить. Вот примеры работ детей: Поздравительные открытки, созданные Амосовой Валентиной, Дергилёвой Ольгой, Коноваловым Денисом, Кустовым Николаем. Письмо Деду Морозу – переписка ребят экологического кружка с Дедом Морозом из Лапландского заповедника.
http://www.openclass.ru/sites/default/files/pozdrav1.jpg " />
Поначалу псевдокомпенсаторные привычки детей буйным цветом цвели и в компьютерном классе, при малейшей неудаче были слёзы, "психи”, крики. Но учащиеся очень быстро поняли, что с компьютером не поспоришь и не покапризничаешь, и они вынуждены были учиться контролировать проявление своих отрицательных эмоций и раздражения.
Многие научились справляться со своей повышенной агрессивностью и теперь более спокойно реагируют на случающиеся неудачи, понимая, что раздражение только мешает сосредоточиться и добиться желаемого результата.
http://www.openclass.ru/sites/default/files/pozdrav2.jpg " />
Наблюдая за жизнью УО детей в школе-интернате, мы пришли к выводу, что дети с психическими расстройствами изначально как бы обречены на духовную и информационную депривацию, так как их воспитание и обучение традиционно ориентировано на их дефектность. У педагогов практически нет веры в то, что эти дети на самом деле могут больше, чем они (педагоги) думают. Нашу веру в детей они трактуют как обман, ложную надежду. Мы считаем, что не столько природа «ставит низкую планку», сколько сами педагоги.
http://www.openclass.ru/sites/default/files/pozdrav3.jpg " />
Занятия детей в компьютерном классе многими всё ещё воспринимаются как развлечение, заполнение свободного времени. Считается, что развивать может только трудное (читай: скучное) обучение. Но мы уверены, что противопоставление скучного обучения как трудного интересному как лёгкому по своей сути ложно. Ложно и утверждение, что работа, выполняемая с интересом, не развивает силу воли, а скучная развивает.
Работая в компьютерном классе, дети преодолевали свои внутренние барьеры недоверия к окружающим и становились способными к личностному росту и развитию. Сама возможность доступа к компьютерной технике в 100% случаев вызывала увеличение положительного самосознания и становление положительной части «Я – концепции».
http://www.openclass.ru/sites/default/files/pozdrav4.jpg " />
|