null

  

 

Меню сайта

Категории раздела
сборник №1 [20]
бланки документов [7]
диагностика [6]
сценарии,конспекты [7]

Мини-чат

добавь новость

вход в блок новостей   



Коррекционные
школы нашего района:




Форма входа
 




c

[08.03.2017][сборник №1]
Универсальные учебные действия - формирование и развитие на уроке в начальной школе (0)
[08.03.2017][сборник №1]
Коррекционная направленность трудового обучения в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (0)
[08.03.2017][сборник №1]
«Использование наглядности на уроках математики в начальных классах» (0)
[06.02.2015][сборник №1]
Вялова А.Н. (0)
[28.09.2013][сборник №1]
Поль Л.А. Понимание текстов школьниками с ОВЗ (0)
[26.04.2013][сборник №1]
«Использование песенного жанра на уроках музыки в школе 8 вида, как фактор повышения мотивации к чтению» (0)
[24.03.2013][сборник №1]
И.Е.Токарь " Влияние гендерных различий на успешность обучения мальчиков и девочек" (0)
[20.02.2012][сборник №1]
Галецкая Ю.В. Особенности использования пиктограмм в процессе формирования социально-бытовых навыков у детей с умеренной и тяжелой УО (1)
[20.02.2012][сборник №1]
Галецкая Ю.В. Особенности использования пиктограмм в процессе формирования социально-бытовых навыков у детей с умеренной и тяжелой УО (0)
[09.11.2011][сборник №1]
О роли искусства в социально-педагогическом сопровождении обучающихся в учреждениях специального образования. (0)
[05.11.2011][сценарии,конспекты]
Дым в лесу (0)
[09.05.2011][сборник №1]
Образование как институт социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе (0)
[09.05.2011][сборник №1]
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: состояние и перспективы законодательства (0)
[05.03.2011][диагностика]
Этапы развития детской речи. Часть 2: от 1 года до 7 лет. (0)
[05.03.2011][диагностика]
Этапы развития детской речи. Часть 1: от 0 до 1 года. (0)
[22.02.2011][диагностика]
Проблемы в развитии. (0)
[04.12.2010][бланки документов]
План составления характеристики (0)
[04.12.2010][диагностика]
Методика диагностики социально-психологической адаптации подростков К. Роджерса и Р. Даймонда (0)
[04.12.2010][диагностика]
Специфика социально-педагогической диагностики (0)
[04.12.2010][бланки документов]
Схема составления педагогической характеристики (0)
[04.12.2010][сборник №1]
Мониторная болезнь. (0)
[04.12.2010][сборник №1]
Мониторная болезнь. (0)
[05.11.2010][сборник №1]
Детская депрессия (0)
[05.11.2010][сборник №1]
Ребенок не хочет в школу? (0)
[02.11.2010][сценарии,конспекты]
Кукольный спектакль"Кот и Лиса" (0)


Главная



Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

Кабинет лечебной педагогики

"Открытый мир"

Социально-педагогическая служба сопровождения детей

Вторник, 19.03.2024, 06:25


Главная » Статьи » » сборник №1

[ Добавить статью ]

И.Е.Токарь " Влияние гендерных различий на успешность обучения мальчиков и девочек"

Токарь И. Е., кандидат педагогических наук, доцент

Влияние гендерных различий на успешность обучения мальчиков и девочек

 

В последнее время специалисты в области детства (педагоги, психологи, врачи) всё чаще акцентируют внимание общества на устойчивую и прогрессирующую тенденцию к ухудшению состояния здоровья детей всех возрастных групп: у 85% новорожденных отмечаются недостатки развития и неблагополучное состояние здоровья; 30 – 45 % детей дошкольного и 20 – 30 % школьного возраста нуждаются в систематической коррекционно-педагогической помощи; 60 % школьников относятся к группе риска (И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, 2006).

По мнению исследователей, как отечественных, так и зарубежных, одной из причин резкого ухудшения здоровья детей с полным основанием можно назвать систему школьного образования. «При всех её достоинствах, школа недостаточно заботиться о том, чтобы вырастить здорового ребёнка. Результат: в школу приходит около 30% здоровых детей, а среди выпускников таких около 10%» (Л.М. Шипицина, 2003).

По данным педагогов и психологов, сегодня в начальных классах городских школ выявляется 30 - 40%, а в сельских школах - 50-60% учеников, которых с полным основанием можно отнести к группе риска. (С.А. Беличева, М.М. Безруких, Г.Ф. Кумарина, Р.В. Овчарова, Л.М. Шипицына и др.).

Число реально неуспевающих в начальных классах детей колеблется от 15 до 40 % (Н.Г. Лусканова, И.А. Коробейников, 1995; Н.К. Корсакова, Ю.В Микадзе, Е.Ю. Балашова, 1997, Ю.В. Овинова, 2001). Анализ функциональной грамотности младших школьников показал, что 42,5% учащихся не могут без ошибок написать предусмотренный государственной программой диктант, 36,7% не владеют навыками свободного чтения, 21,1% испытывают трудности в счёте и решении задач, 30,5% - боязнь и отвращение к учёбе.

Усилению школьной дезадаптации сопутствуют возникающие по мере нарастания школьных трудностей неврозы (свыше 30%), психосоматические заболевания (свыше 40%), патологические варианты формирования личности и различные поведенческие нарушения.

Сложившая ситуация требует поиска новых подходов к организации педагогического процесса, учитывающих весь спектр изменений в состоянии здоровья детей, а также возрастающие требования к качеству их подготовки в системе образования.

Очевидно, что рациональное решение обозначенных проблем, лежащее в предметной области педагогики, должно одновременно опираться и на достижения в области изучения детства таких смежных с ней дисциплин как физиология, психология, психофизиология, нейропсихология. Знание и применение достижений этих наук в педагогической практике позволяет в значительной степени повысить эффективность обучения детей, не истощая их внутренние резервы.

Одной из междисциплинарных методологических линий изучения проблемы адаптации ребёнка к школе, а также профилактики и коррекции её проявлений у детей на начальной ступени образования, всё чаще выступает гендерный подход. Разработанный социологами, в последнее время он активно внедряется в современную систему образования, что представляется вполне закономерным. Гендерный подход ориентирован на учёт анализа последствий половой (родовой) дифференциации и иерархичности в складывающихся отношениях между мальчиками и девочками в образовательном процессе. Он призван в педагогическом процессе учитывать и эффективно использовать особенности возрастной динамики детей, которые «связаны с расхождением трех линий развития: общеорганического, социального и полового» (Л.С. Выготский).

Педагоги-практики имеют возможность наблюдать порой значительные различия в поведении мальчиков и девочек в казалось бы сходных ситуациях, таких как включение в деятельность, отношение к повторению уже известного материала, в выборе ответной реакции на обиду и т.д. Какова природа этих различий? Почему девочкам лучше даются чтение и языки, а мальчикам математика и география? Почему у мальчиков больше проблем с поведением? Почему адаптация к школе у них протекает сложнее, чем у девочек? Как выстроить педагогический процесс, чтобы уровень знаний детей соответствовал программным требованиям, а состояние их здоровья в процессе обучения не только не утрачивалось, но и развивалось?

Изучение гендерных особенностей развития детей открывает новые направления в профилактике и коррекции  адаптационных нарушений младших школьников. К настоящему времени накоплен немалый теоретический и практический материал, позволяющий с позиций именно гендерного подхода проанализировать проблемы, возникающие у детей в процессе обучения.

Успешность включения детей в школьную жизнь, как сегодня установлено, в немалой степени зависит то того, насколько развиты у них те психофизиологические и высшие психические функции, на которых базируется процесс учения. Это зрительный и слуховой анализ и синтез, пространственные ориентировки, сложнокоординированные движения пальцев и кисти рук, а также внимание, память, мышление, речь.

Исследования показывают, что у мальчиков позднее, чем у девочек, формируется зрительный анализатор. Согласно данным М.М.Безруких (2000г.) на этапе школьного старта 75% мальчиков и 57% девочек имеют несформированность в развитии зрительного восприятия. У девочек же острота зрения уже в 6 лет достигает нормы взрослого человека. Поэтому при начале обучения в школе и повышенной нагрузке на зрительный анализатор закономерно ожидать большего снижения остроты зрения и трудностей в  деятельности наблюдения именно у мальчиков (Б.Г.Ананьев, 1968).

С другой стороны, у мальчиков лучше развита крупная моторика, тогда как девочки опережают их по показателям в области формирования мелкой моторики пальцев и кисти рук (А. Гезелл). Это во многом определяет успехи большинства мальчиков на уроках физической культуры, в то время как у девочек возникает меньше проблем с почерком, в дальнейшем он похож на классические прописи - более регулярен, консервативен, правилен. (М. Гариен, 2004.) Превосходство девочек в овладении навыками каллиграфии во многом обусловлено и состоянием двигательной памяти, которая в этом возрасте в целом у них развивается интенсивнее.

Гендерные различия проявляются и в том, что мальчики обладают лучшим пространственным мышлением, значительно превосходят девочек в понимании геометрических концепций и ориентировке в визуальных лабиринтах. Мальчики активны в обучении, ориентированы на движения тела и тем самым дополнительно стимулируют развитие своего пространственного восприятия. Они доминируют в логико-математических умственных способностях, опираясь на них в большей степени, чем девочки. Мальчики обладают картинным мышлением - они должны увидеть то, что им объясняют (Д. Джири). При обучении математике они осваивают материал лучше, если он изложен на доске, точнее девочек могут производить вычисления, не видя, и не трогая предметов. Девочки быстрее усваивают материал, когда он из абстрактного мира знаков и символов, записанных на доске, переносится в реальный мир (М. Гариен, 2004) и лучше воспринимают информацию, когда читают или записывают (Д. Джири).

Мальчики чаще полагаются на дедукцию - процесс мышления у них часто начинается с общего принципа, который непосредственно или с помощью вспомогательных понятий затем применяется к частным слу­чаям. По сравнению с девочками дедуктивный процесс у них идет намного быстрее. В этом кроется причина в среднем более высоких результатов мальчиков в быстрых тестах с заданными вариантами ответов. Чем лучше человек умеет делать быстрые дедуктивные умозаключения, тем лучше он сдает тест, осно­ванный на данном умении. Девочки в основном полагаются на индукцию, посте­пенно расширяя свою базу формирования понятий. Они склонны отталки­ваться от конкретных примеров, их часто проще обучать практическим на­выкам, например устной и письменной речи. Обычно девочки легче, чем мальчики, приводят примеры, особенно на раннем этапе процесса формирования понятий. Они чаще начинают с конкретных примеров, а затем строят общую теорию. (М. Гариен, 2004, Е.Н. Меньшикова, 2000).

Состояние речи и использование языка в процессе обучения детьми также позволяет говорить о некоторых гендерных особенностях, которые проявляются на различных этапах развития детей. Общепризнанным является факт более позднего овладения речью мальчиками по сравнению с девочками. Так, в 9 месяцев мальчики произносят 1 слово, девочки - 3 слова. Активный словарь мальчиков в 18 месяцев составляет 28 слов, в то время как девочки употребляют в речи 56 слов. Пассивный словарь мальчика в 16 месяцев составляет 134 слова, у девочек – 204. (Г. Прешофф, 2006). Согласно исследованиям, 99% речи девочек понятно к 3 годам, в то время как аналогичных показателей мальчики достигают к 4,5 годам (М. Гариен, 2004). Девочки допускают меньше грамматических ошибок. Мальчики же в возрасте 4-14 лет опережают девочек по способности к рассуждению (Г. Прешофф, 2006). Во время обучения мальчики по большей части учат молча, девочки достаточно часто учат вслух. Изучение процессов, происходящих в группах детей, показало, что девочки пользуются словами чаще мальчиков. В группе все девочки говорят примерно одинаково. В группе мальчиков можно отметить наибольшую активность одного-двух лидеров или мальчиков, которые стремятся обратить на себя внимание. Мальчики любят жаргон или закодированный язык, которым они пользуются в собственном процессе познания и общения. Девочки предпочитают формировать понятия с помощью простого, обиходного языка, насыщенного конкретными деталями. Рассказы мальчиков наполнены возбуждением и действием, чувства жертв ими игнорируются, в первую очередь их интересуют объекты и вещи. Девочки в первую очередь обращают внимание на человеческую динамику, т.е. на взаимоотношения между людьми и чувства жертв (М. Гариен, 2004, Т.П.Хризман, В.Д. Еремеева, 2000).

Гендерные различия по уровню развития внимания не очень велики. Однако известно, что в целом внимание имеет лучшие показатели у девочек на всех уроках, за исключением математики. В целом, девочки превосходят мальчиков по объёму и точности выполнения заданий, они обнаруживают лучшие показатели по устойчивости и распределению внимания. Мальчики допускают больше «случайных», «нелепых» ошибок, что говорит о меньшей устойчивости их внимания (О.Ю. Ермолаева).

Состояние памяти детей – важный показатель, способный оказать влияние на школьную успеваемость, один из составных её компонентов. И, если в целом трудно определить, у кого же память лучше – у мальчиков или у девочек, то по отдельным её видам разница проявляется отчётливо. Так, например, девочки превосходят мальчиков по показателям вербальной памяти, начиная с 2,5 лет. Девочки лучше запоминают материал, предъявляемый как зрительно, так и на слух. Это касается и отдельных слов, и предложений, и целых рассказов (смысловая память), а также демонстрируют превосходство по запоминанию имён и богатству словесных ассоциаций, причём это превосходство наблюдается уже в 3 года (Э. Маккоби). Отмечается преимущество девочек по показателям долговременной, словесно-ассоциативной памяти. У мальчиков и становление слухоречевой и, особенно, зрительной памяти активно идёт в период от 6 до 10 лет (Ю.В. Микадзе, 1999). При этом показатели зрительной памяти у них к 12 годам улучшаются  на 60% (Н.Л. Горбачевская, Л.П. Якупова, Е.Ю. Давыдова, А.Е. Назаренко, 1997).

По мнению ряда исследователей, недостатки слухоречевой памяти являются критичными в происхождении школьных трудностей у мальчиков (Н.И. Бобылева, О.Г.Минина), в то время как у девочек трудности чаще провоцируются недостаточностью зрительной памяти (Ю.В. Микадзе, 1999, Н.И. Бобылева, О.Г.Минина, 2006). Кроме того, выявлена сильная корреляционная связь между развитием преднамеренного запоминания и итоговой успеваемостью в 1, 2 и 3 классах, которая сильнее аналогичной связи по показателям развития логического мышления (Е.Н. Меньшикова, 2000).

Иными словами, успешность ребёнка прежде всего определяется тем, насколько хороша его память. К сожалению, начальная школа, как и раньше, часто опирается на заучивание детьми материала в готовом виде. По своей сути, зубрёжка как традиционный метод обучения схоластической средневековой школы находит активное применение в современной образовательной системе.

О негативном влиянии этого феномена на развитие личности ребёнка высказывались многие известные педагоги и психологи. В.А. Сухомлинский (1956) был убеждён, что «никогда умственные усилия не должны направляться только на закрепление в памяти, на заучивание. Прекращается осмысливание - прекращается и умственный труд, начинается отупляющая зубрёжка. … Зубрёжка пагубно отражается на моральном облике воспитанника. Выполняя изо дня в день в течение многих лет эту тяжёлую, но бессмысленную работу, ученик получает неправильное представление об умственном труде вообще, ненавидит учение. В конце концов, он перестаёт трудиться».

Опыт показывает - как только ребенку становится скучно, он не только перестает восприни­мать учебный материал, но и начинает вести себя так, что нарушает порядок в классе. В процессе обучения для удержания внимания мальчиков часто требуется большое число разнообразных стимулов. (М. Гариен, 2004). Для девочек этот фактор менее актуален, так как в целом преднамеренное запоминание у них развито лучше, впрочем, как и непреднамеренное. Они запоминают больше казалось бы не связанной между собой информации и успешно ею пользуются. Девочки гораздо охотней выполняют неинтересную работу просто ради того, чтобы заслужить похвалу. Они могут заучивать наизусть текст, смысл которого им неясен. Следует отметить, что при обучении девочки в меньшей степени подвержены скуке (М. Гариен, 2004). Это далеко не полный перечень гендерных особенностей младших школьников, которые имеют значительное влияние на успешность обучения и на становление личности ребёнка.

По мнению многих отечественных и зарубежных исследователей, мальчики в целом, в наибольшей степени подвержены риску возникновения школьной дезадаптации. И главная причина этого - несоответствие их физиологического и паспортного возраста. К началу школьного обучения мальчики по физиологическому возрасту отстают от девочек на год - полтора (Т.П. Хризман, В.Д. Еремеева, С. Биддалф, М. Гариен, Т. В. Бендас и др.).

Отставание мальчиков, проявляющееся на физиологическом и психологическом уровнях, неизбежно обнаруживает себя и на уровне педагогическом.

У мальчиков чаше, чем у девочек, отмечается неуспеваемость, связанная с недостатками учебной деятельности, с отрицательным отношением к учению, с низким уровнем воспитанности и проблемным поведением (большая подвижность, непоседливость, рискованность и т.д.), большинству мальчиков не достаёт усидчивости, внимательности, аккуратности, прилежания. Среди неуспевающих школьников значительно преобладают мальчики, от первых классов до конца школы оценки у них хуже, чем у девочек (Ю.К Бабанский, 1977; М. Гариен, 2004; Д. Добсон, 2004; С. Биддалф, 2006 и др.).

Неуспешный мальчик не может пользоваться авторитетом у одноклассников, т.к. в начальной школе именно успеваемость является определяющим критерием статуса ребёнка в коллективе сверстников. Однако, как имеют возможность наблюдать педагоги, неофициальная иерархия, которая определяется физическими данными, вербальными умениями, характером, личными способностями и многими другими социальными и личностными факторами, также крайне важна для мальчиков. Они часто плохо учатся, если находятся на ее нижних ступенях. (М. Гариен, 2004). С биологической точки зрения в орга­низме мальчиков, находящихся на вершине неофициальной иерархической системы, вырабатывается меньше кортизола, гормона стресса. В организме мальчиков, находящихся внизу иерархии, его вырабатывается больше. Кортизол заставляет мозг переключаться с интеллектуальной деятельности на преодоление эмоционального стресса и борьбу за выживание. (М. Гариен, 2004). Получается замкнутый круг, выход из которого кроется прежде всего в повышении статуса ребёнка в коллективе, и только во вторую очередь в устранении пробелов в знаниях.

Положение усугубляется ещё и тем, что в нашей стране в связи с переходом на двенадцатилетнюю модель образования и желанием родителей обеспечить своему ребёнку после окончания школы возможность держать экзамены в вуз, наметилась тенденция к началу школьного обучения мальчиков с шести лет. Таким образом, реальная возрастная разница между самым младшим учеником (если это мальчик) и самым старшим учеником в классе (если это девочка) может составлять более двух лет.

В связи с этим актуальным кажется предложение ряда исследователей о целесообразности введения нижней границы для поступающих в школу детей. Для мальчиков это возраст 7 лет, а для девочек – 6 лет (Т.В. Бендас, М. Гариен, К. Барт, С. Биддалф и др.).

Учёт гендерных различий детей в образовательном процессе может стать основной линией в профилактике адаптационных нарушений у младших школьников, в разработке стратегии коррекции уже имеющихся трудностей. С позиций гендерного подхода мальчики и девочки будут успешны в школе, если:

·         они будут начинать обучение в школе в соответствии с реальным, а не паспортным возрастом;

·         будут учитываться их слабые и сильные места в соответствии с особенностями физиологического и психического развития;

·         будут применяться дидактические методы и приёмы, ориентированные на гендерные особенности функционирования мозга;

·         взрослые будут помнить, что проблемы, связанные с поведением, являются сигналом о зарождающихся трудностях в обучении.

 

Литература

  1. Биддалф С. Воспитание мальчишек: Почему мальчишки такие разные, и как помочь им стать настоящими мужчинами/ Пер.с англ. И.А. Литвиновой. – М.: РИПОЛ классик, 2005
  2. Безруких М.М. Проблемные дети. – М., 2000.
  3. Гариен М. Мальчики и девочки учатся по-разному: Руководство для учителей и родителей. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004.
  4. Еремеева В.Д. Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологи – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. -СПб.: «Тускарора», 2000.
  5. Психолого-педагогическая диагностика: Учебное пособие/ Под ред.И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. М.: Академия, 2005.

 

2008 год



Источник:
Категория: сборник №1 | Добавил: Luxs (24.03.2013) | Автор: E W
Просмотров: 5099 | Комментарии: 0 | Теги: И.Е.Токарь, Влияние гендерных различий на успеш | Рейтинг: /
Всего комментариев: 0



 
 javascript:;" rel="nofollow" onclick="loginPopupForm(); return false;
Create a free website

Copyright MyCorp © 2024