null

  

 

Меню сайта

Категории раздела
сборник №1 [20]
бланки документов [7]
диагностика [6]
сценарии,конспекты [7]

Мини-чат

добавь новость

вход в блок новостей   



Коррекционные
школы нашего района:




Форма входа
 




c

[08.03.2017][сборник №1]
Универсальные учебные действия - формирование и развитие на уроке в начальной школе (0)
[08.03.2017][сборник №1]
Коррекционная направленность трудового обучения в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (0)
[08.03.2017][сборник №1]
«Использование наглядности на уроках математики в начальных классах» (0)
[06.02.2015][сборник №1]
Вялова А.Н. (0)
[28.09.2013][сборник №1]
Поль Л.А. Понимание текстов школьниками с ОВЗ (0)
[26.04.2013][сборник №1]
«Использование песенного жанра на уроках музыки в школе 8 вида, как фактор повышения мотивации к чтению» (0)
[24.03.2013][сборник №1]
И.Е.Токарь " Влияние гендерных различий на успешность обучения мальчиков и девочек" (0)
[20.02.2012][сборник №1]
Галецкая Ю.В. Особенности использования пиктограмм в процессе формирования социально-бытовых навыков у детей с умеренной и тяжелой УО (1)
[20.02.2012][сборник №1]
Галецкая Ю.В. Особенности использования пиктограмм в процессе формирования социально-бытовых навыков у детей с умеренной и тяжелой УО (0)
[09.11.2011][сборник №1]
О роли искусства в социально-педагогическом сопровождении обучающихся в учреждениях специального образования. (0)
[05.11.2011][сценарии,конспекты]
Дым в лесу (0)
[09.05.2011][сборник №1]
Образование как институт социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе (0)
[09.05.2011][сборник №1]
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: состояние и перспективы законодательства (0)
[05.03.2011][диагностика]
Этапы развития детской речи. Часть 2: от 1 года до 7 лет. (0)
[05.03.2011][диагностика]
Этапы развития детской речи. Часть 1: от 0 до 1 года. (0)
[22.02.2011][диагностика]
Проблемы в развитии. (0)
[04.12.2010][бланки документов]
План составления характеристики (0)
[04.12.2010][диагностика]
Методика диагностики социально-психологической адаптации подростков К. Роджерса и Р. Даймонда (0)
[04.12.2010][диагностика]
Специфика социально-педагогической диагностики (0)
[04.12.2010][бланки документов]
Схема составления педагогической характеристики (0)
[04.12.2010][сборник №1]
Мониторная болезнь. (0)
[04.12.2010][сборник №1]
Мониторная болезнь. (0)
[05.11.2010][сборник №1]
Детская депрессия (0)
[05.11.2010][сборник №1]
Ребенок не хочет в школу? (0)
[02.11.2010][сценарии,конспекты]
Кукольный спектакль"Кот и Лиса" (0)


Главная



Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

Кабинет лечебной педагогики

"Открытый мир"

Социально-педагогическая служба сопровождения детей

Воскресенье, 22.12.2024, 10:04


Главная » Статьи » » диагностика

[ Добавить статью ]

Специфика социально-педагогической диагностики

Специфика социально-педагогической диагностики

 

Социально-педагогическая диагностика – специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов. По содержанию и конечным целям она является педагогической, а по методике проведения имеет много общего с психологическими и социологическими исследованиями.

Объектом диагностики для социального педагога является развивающаяся личность ребенка в системе ее взаимодействия с социальной микросредой и отдельные субъекты этой среды, оказывающие влияние на формирование данной личности. Предметом диагностики является социально-педагогическая реальность. Предмет и объект диагностики отражаются в ее содержании. Каково содержание социально-педагогической диагностики?

В социально-педагогической диагностике распознаются социально-психологические характеристики воспитательного микросоциума, особенности педагогического процесса и семейного воспитания (этимологическая диагностика), а также индивидуально-психологические характеристики личности, связанные с ее социальными взаимодействиями (симптоматическая диагностика).

Постановка социально-педагогического диагноза невозможна без опоры на теоретические представления о том или ином изучаемом феномене. Например, исследуя социальную ситуацию развития детей, необходимо опираться на соответствующие исследования, характеризующие ее сущность; изучая социально-педагогическую запущенность ребенка, необходимо четко ориентироваться в ее причинах, признаках и проявлениях в различных возрастных группах; выявляя подростков с агрессивным поведением, следует принять ту или иную концепцию формирования детской агрессивности (психоанализ – «агрессия как способ снятия напряжения и психологическая защита»; бихевиоризм – «агрессия как научение подобному поведению» и др.).

На основе научных теорий у социального педагога формируется представление о предмете диагностики; формируется определение признаков диагностируемого явления. Так, для социально-педагогической запущенности такими важными признаками являются: дисгармония личностного развития, низкий уровень развития субъектных свойств (самосознания, общения и деятельности), нарушенный образ «Я», труднообучаемость, трудновоспитуемость и социальная дезадаптированность. Кроме того, нарушено взаимодействие ребенка с микросоциумом (родители, педагоги, сверстники).

За выделением признаков следует подбор методов, способных их диагностировать. Методы социально-педагогического исследования – способы получения и уточнения информации о педагогических объектах, явлениях и процессах становления личности, особенностях социально-педагогической ситуации.

Социальная педагогика, как наука и как область практической деятельности, является одной из самых молодых, что обусловливает дефицит собственных методов и активное использование методов из смежных областей. Следовательно, социальный педагог может использовать различные методы исследования: педагогические, психологические, медицинские, социологические и общегносеологические. К последним относятся: метод диалектики, методы анализа и синтеза, метод теоретического моделирования, метод качественных оценок, которыми в той или иной мере пользуются все специалисты. Из социологических методов часто прибегают к опросам, анкетированию, социальной статистике, социальному проектированию и экспертным оценкам. В числе психологических методов могут применяться те, по которым социальный работник прошел специальную подготовку: самонаблюдение, личностные опросники, тесты достижений, тесты интеллекта, тесты способностей, лабораторные эксперименты, социометрия. На вооружении социального педагога находятся такие педагогические методы, как наблюдение, контактная беседа, психолого-педагогическая характеристика ребенка, обобщение опыта, педагогический консилиум, ситуации свободной деятельности, естественный и формирующий эксперимент. Педагог может также переносить методы медицинской диагностики на социально-педагогический материал: метод анамнеза, истории поведения, клинического интервью, семейной генограммы, скрининга, эпидемиологический метод. К собственно методам социальной педагогики можно отнести социально-педагогический паспорт микрорайона, социально-педагогический эксперимент, социально-педагогическое документирование и его анализ, социально-педагогическое обследование качества жизни, социально-педагогический мониторинг. Эти методы будут подробно рассмотрены в следующих параграфах данной главы.

Процесс социально-педагогической диагностики имеет следующую структуру:

1. Констатация определенного неблагополучия в деятельности и поведении ребенка.

2. Осознание возможных причин неблагополучия, анализ особенностей случая.

3. Выдвижение рабочей гипотезы путем анализа совокупности имеющихся данных.

4. Сбор дополнительной информации, необходимой для проверки гипотезы.

5. Проверка рабочей гипотезы путем анализа совокупности данных.

6. При неподтверждении гипотезы повторение процедуры.

Выбор методов (III уровень) всегда соотносится с объяснительной концепцией (II уровень) и общеметодологическим подходом (I уровень). Социально-педагогическое исследование микрорайона школы составляет информационную основу социально – педагогической работы. Оно предшествует составлению планов и построению прогнозов. Распространенной в практике формой первичного документа по результатам социально-педагогического исследования является социально-педагогический паспорт. Он включает в себя следующие аспекты:

– материальная база жилого массива микрорайона школы и возможности ее использования для организации внеучебного времени детей и подростков: спортивная, техническая и культурно-просветительская;

– центры сосредоточения интересов детей и подростков микрорайона, места их стихийного группирования;

– возможные очаги негативного влияния на них;

– взрослое население и окружение микрорайона (общее число жителей, их возрастной, национальный, социальный, профессиональный состав; образовательный, культурный и нравственный уровень);

– состав семей микрорайона (общее число семей; количество семей, имеющих детей; структура семей и их полнота, воспитательный потенциал; образовательный, культурный и нравственный уровень);

– детское население микрорайона (общее число детей и подростков; количество несовершеннолетних, входящих в группу риска; виды отклонений поведения; число правонарушителей, склонных к употреблению алкоголя, наркотиков и токсических средств; количество детей и подростков с ограниченными возможностями, нарушениями нервно-психического здоровья; детей-инвалидов; несовершеннолетних, находящихся на попечительстве и под опекой; учащихся, не посещающих школу, не занятых в сфере разумного досуга; проживающих в аморальных и асоциальных семьях).

Социально-педагогическое обследование микрорайона можно проводить, используя разнообразные анкеты.

Поскольку анкетирование проводится параллельно, методом независимых характеристик, выводы по каким-либо показателям делаются на основе высказываний учителей, учащихся и их родителей. По итогам социально-педагогического обследования учащиеся могут быть разделены на следующие группы по:

– возрасту (классам);

– учебно-воспитательной категории;

– состоянию здоровья;

– семейному статусу;

– преобладанию интересов и другим параметрам.

Для каждой из групп можно составить характеристику социокультурных и психолого-педагогических условий.

При ежегодном проведении обследования можно прослеживать динамику социально-педагогической ситуации развития детей в микрорайоне образовательного учреждения.

Все виды диагностики опираются на общие принципы: системности, комплексности, целостности, интегративности, содержательно-программированного подхода и координированности по субъекту и объекту исследования. Последовательное применение этих принципов позволяет охватывать социум во всей его полноте: человеческой, предметно-пространственной и структурной. При этом изучаются все категории, все стороны, официальные и неофициальные структуры среды. Жизнедеятельность ребенка изучается в полном социуме, а не только в детском. Процесс взаимодействия ребенка и окружающей его среды изучается как социально-психологическое и педагогическое явление.

 

 



Источник:
Категория: диагностика | Добавил: Luxs (04.12.2010) | Автор: E W
Просмотров: 5989 | Комментарии: 0 | Теги: | Рейтинг: /
Всего комментариев: 0



 
 javascript:;" rel="nofollow" onclick="loginPopupForm(); return false;
Create a free website

Copyright MyCorp © 2024