О роли искусства в социально-педагогическом
сопровождении обучающихся в учреждениях специального образования.
Мир, в котором живет современный
ребенок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним
прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества
порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и
нервно-психического здоровья детей.
По данным НИИ гигиены и охраны
здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН за последнее
время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около
10% среди контингента детей, поступающих в школу; распространенность
функциональных отклонений достигает более 70%, хронических заболеваний — 50%,
физиологической незрелости — 60%, более 20% детей имеет дефицит массы тела.
Увеличение числа детей,
нуждающихся в особых условиях обучения и воспитания, порождает открытие в
большинстве муниципальных образований РФ психолого- медико
–социально-педагогических служб сопровождения детей и подростков с проблемами в
развитии. Весь процесс
социально-педагогического сопровождения
(изучение, диагностирование, разрешение конфликтов, проблем, трудных
жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка ) сочетается с позитивными
влияниями, предполагающими изменения в
развитии личности
Все основные виды деятельности по
осуществлению социально-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса детей с
ограниченными возможностями здоровья в
школе выполняет группа специалистов: социальный педагог, психолог,
дефектолог, логопед. Основными целями этой работы являются :
-создание
благоприятных условий для воспитания и обучения
ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
-оказание
ребенку комплексной помощи саморазвитии и самореализации в процессе восприятия
мира и адаптации в нем;
-
защита ребенка в его жизненном пространстве.
В коррекционной школе работа по социально-педагогическому
сопровождению осложняется тем, что учащиеся - это дети с проблемами в
развитии, особая категория. Поэтому не все формы и методы воспитательной
работы, используемые в массовых школах, применимы или дают видимый положительный эффект в
учреждениях специального образования.
Существует множество средств и «
механизмов» социализации, Рассмотрим
традиционные методы и их особенность применения в работе с учащимися коррекционной
школы:
1.
Групповые беседы. У учащихся коррекционной школы слабо развито произвольное
внимание, они быстро теряют смысловую нить и отвлекаются . Поэтому беседы
необходимо проводить только в игровой форме, подбирать доступный их пониманию
материал. Хочется подчеркнуть здесь преимущество индивидуальных бесед перед
групповыми. Это связано с особенностями учащихся. В коррекционной школе все
обучение и воспитание базируется на индивидуальном подходе к каждому ребенку.
2.
Тематические доклады, рефераты, сочинения, воззвания, письмо к другу и т.д. Все
это не подходит для использования в работе с коррекционными детьми, т.к. они не
могут работать самостоятельно.
3.
Использование на занятиях статистических
данных. Таблицы, статистические прогнозы, диаграммы по профилактике вредных
привычек и асоциальных поступков, которые заставляют задуматься обычных
школьников, оказывают незначительное воздействие на учащихся с проблемами в
развитии. Отсутствие логического мышления, неспособность к синтезу и анализу
все это делает их неспособными понимать, осмысливать абстрактные числа и
графики.
4.Круглые
столы, дискуссии, уроки-обсуждения и т.п. Малоэффективны.
У данных школьников слабо развита речь, узкий
кругозор, незначительный словарный запас, неспособность самостоятельно обобщать
материал, высказать свою точку зрения и доказывать правильность своих выводов и
т.д.
5.
Тесты, анкеты. Несмотря на многочисленность разнообразных тестовых материалов
многие из них не работают в группе детей с интеллектуальными проблемами . Сложные формулировки, незнакомые
и непонятные термины, двойной смысл вопросов и их количество – все это
осложняет использование подобных методов с учащимися данной категории. Поэтому
перед использованием необходимо адаптировать материал, упростить фразы,
уменьшить количество вопросов и т.д. Все это требует дополнительной затраты
времени и не всегда даёт положительный результат.
Среди многочисленных методов и форм работы особое место занимает
искусство. Оно является наиболее эффективным действующим средством для развития
личности «особого» ребенка , так как эмоционально-чувственное воздействие на
личность является его основной характеристикой
Вопрос
воздействия искусства на личность
ребенка волновала человечество всегда. На важную роль искусства в воспитании и
обучении детей с отклонениями в развитии указывали представители специальной
педагогики прошлого Э.Сеген, Ж.Демор, Л.Выготский,А. Граборов, В.Кащенко и
многие другие.
Изучение воспитательных возможностей искусства
в функциональном, личностном, методическом планах позволило выявить
исключительные педагогические возможности искусства в формировании
нравственности школьников с проблемами в развитии.
Это обусловлено следующими специфическими
характеристиками самого искусства:
*
универсальностью и эмоциональностью;
*
индивидуально-личностным и комплексным характером воздействия,
*
общедоступностью и актуальностью
Вследствие этого искусство способствует
освоению человеком возможного опыта, еще не пережитого им, выходящего за рамки
того, что имеется в его поведении и повседневной жизни. Кроме того, учащиеся
коррекционной школы ближе к художественному типу, нежели к мыслительному,
поскольку им свойственна эмоциональная отзывчивость и непосредственность
переживаний. Поэтому современная специальная психология и педагогика в поиске
эффективных средств в коррекции все больше ориентируется на использование
искусства в процессе воспитания детей с проблемами.
Максимальные возможности для реализации
воспитательных задач1 предоставляются лишь при использовании новых
педагогических технологий.
На данную роль благодаря специфическим
воспитательным возможностям наиболее подходит артпедагогика .
Рассмотрим подробнее специфику артпедагогики.
Основой социопедагогической технологии выступает объединение всех возможностей
воспитательного влияния отдельных видов искусства для обеспечения максимального
воздействия на личность.
При этом, воспитание в артпедагогическом
процессе3 имеет свою особенность: оно опосредовано красотой искусства, когда
через эстетическое воздействие одновременно осуществляется воспитательное
влияние.
Артпедагогика способна успешно решать не
только общетеоретические вопросы, но и частные, относящиеся к определенному
направлению в работе с особым контингентом школьников- учащимися «группы
риска». Поэтому в своей работе с проблемными учащимися я использую именно
артпедагогические методы.
Ребенок с проблемами, действуя в этом
удивительном мире искусства, дает позитивные изменения в своем развитии. На
время общения с искусством он уходит от переживаний, эмоционального отвержения,
чувства одиночества, страхов, тревожности или от конфликтных межличностных и
внутрисемейных отношений; снижается его агрессивность.
Через искусство ребенку предоставляются
практически неограниченные возможности для самовыражения и самореализации..
создание продуктов изодеятельности облегчает процесс коммуникации, установления
отношений со значимыми взрослыми и сверстниками на разных этапах развития
личности. Интерес к результатам творчества со стороны окружающих, принятие ими
продуктов художественной деятельности (рисунков, поделок, исполненных песен,
танцев и т.д.) повышает самооценку, самопринятие ребенка с проблемами в
развитии.
И именно это обеспечивает решение важнейшей
задачи коррекционной школы – адаптации «трудного» ребенка посредством искусства
и художественной деятельности в макросреде.
Слайд
Виды искусства
Традиционные
для арт-педагогики виды искусства:
>
Изобразительное искусство
> Музыка
>
Литература
>
Драма
(драматические
игры)
>
Театр
>
Кино
>
Анимация
>
Фотография
В своей
работе с «трудными подростками» я использую следующие методы.
Слайд.
Все пункты сопровождаются показом фотографий.
Игротерапия – использование в работе разного
вида игр. Для организации игр можно использовать неструктурированный игровой
материал (воду, песок, глину, пластилин, магнитные фигурки), который
способствует развитию сублимации. С помощью этого материала ребенок получает
возможность косвенно выражать свои желания.
В рамках профилактической работы с «трудными»
подростками целесообразно использовать структурированный материал, который
провоцирует детей на выражение собственных желаний и овладение социальными
навыками. Например, человеческие фигурки, машины, постельные принадлежности
вызывают желание заботиться о ком-то, оружие выражает агрессию, телефон, поезд,
машина способствуют развитию коммуникативных действий. Необходимо наблюдать за
тем, какие, какого цвета и какой формы игрушки учащихся игнорирует, а также
фиксировать, какие он категорически отвергает.
Ценность этого вида работы определяется тем,
что в игре проявляется неизвестная нам форма преодоления травмирующих
переживаний. В том случае, когда интеграция осознания и переживания удалась,
психическое напряжение снимается, формируется способность восприятия новых
впечатлений и происходит перенос фантазии детей на темы, не связанные с
насилием, что может способствовать развитию уверенности в себе, утверждению
собственного «Я», повышению самооценки. Применение игр в работе с данным
контингентом детей лишь этап в процессе коррекции личности и поведения ребенка
и часть профилактической и реабилитационной работы. Я в своей работе использую
не только настольные, но и компьютерные игры (сказочные квесты, игры на
развитие психических функцийи координацию движений).
Музыкотерапия
– использование в работе с детьми музыкальных произведений.
С
помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии,
психоэмоциональном состоянии). Именно катарсистическое (очищающее) воздействие
музыки позволяет использовать ее в таком качестве в кор-рекционной работе с
«трудными» детьми, имеющими проблемы в развитии и поведении .
Во многих исследованиях по музыкотерапии (В.
М. Бехтерев, С. С. Корсаков, И. М. Догель, С. И. Консторум, Г. П. Шипулин, Б.
В. Асафьев, Л. А. Мадель, Л. С. Брусиловский, И. Р. Тарханов, Г. Н. Кехаушвили,
А. Н. Борисов, Л. А. Батурина, И. В. Темкин, В. И. Петрушин, В. С. Шушарджан) в
качестве проявлений лечебного и коррекционного воздействия этого вида
арттерапии выделяются следующие:
-
регулирование психовегетативных процессов, физиологических функций организма;
-
катарсис, регуляция психоэмоционального состояния;
-
повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной
экспрессии;
-облегчение
усвоения новых положительных
установок
и форм поведения, коррекция коммуникативной функции;
?
активизация творческих проявлений.
?Музыкотерапия орган?зуется в индивидуальной и
групповой формах. Применение музык? в работе с ребятами способствует
самовыражению, умению реагировать на собственные эмоции, что может быть
закреплено в изобразительной деятельности(когда им предлагают выразить в
рисунке, аппликации свое впечатление от музыки цветом и образами) Я привлекаю
учащихся «группы риска» к участию в различных общешкольных мероприятиях.
1.
Кинезитерапия - основана на"единстве музыки и движения, на активной
двигательной деятельности р?бенка под му?ыку (вока?, танец, ритмика и др.)
Болгарские
ученые Л. Бонев, А. Слынчев, Ст. Банков, впервые использовавшие термин
«кинезитерапия», определили, что различные формы и средства движений изменяют
общу? реактивность оргапизма, повышают?его устойчивость, разрушают
патол?гические динамические стереотипы и создают новые, обеспечивающие н?обходимую
адаптацию.
Формы
движений, применяемые в коррекции, могут быть различны.?Танец — это особая
форма движений, это музыкально-пластическое искусство, отражающее жизнь в
двигательных образах. Положительное влияние танца основано на выражении
пластикой тела определенных чувств и переживаний. В качестве главного средства
выражения этих состояний в танце является пантомимика, жесты, которые
составляют особый выразительный язык, передающий внутреннее состояние человека.
Благодаря своеобразию языка танец (согласно концепции К. Юнга) способен из
сферы бессознательного извлекать подав?енные вле?ения, желания и конфликты
человека и делать их доступными для осознания и катарсистической разрядки.
2.
Изобразительное искусство -`воздействие, корре?ция посредством?изобразительной
деятельности.
По формн организации может быть индивидуальной
и групповой. В современной зарубежной и отечественной методиках (В. Е. Фолке,
Т. В. Келлер; Р. Б. Хайкин, 1977, М. Е. Бурно) выделяют направления :
—
использование уже существующих произведений изобразительного искусства путем их
анализа и интерпретации ;
—
побуждение к самостоятельным творческим проявлениям в изобразительной
деятельности;
—
совместная работа педагога и учащегося.
Изотерапия дает положительные результаты в
работе с детьми с различными проблемами (задержкой психического развития,
речевыми трудностями, нарушением слуха, умственной отсталостью, при аутизме),
где вербальный контакт затруднен. Во многих случаях рисуночная терапия
выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими
проблемами.
Изобразительная деятельность в этом случае
рассматривается, в первую очередь, как способ проектировать личность ребенка,
символически выразить его отношение к миру.
3. Метод
словесных ассоциаций. Используется как метод искусства придумывания историй.
Детям предлагается по набору слов (картинок) , между которыми налицо смысловая
связь, придумать историю. Особый воспитательный эффект дает такой вариант этого
метода – придумать историю, где все наоборот по сравнению с тем, что ребенок
видит на самом деле. Например «Страна, где все можно и ничего того, что
нельзя», «Город, где жизнь без правил», «Страна непослушания», «Школа, где
ничему не учат, а дети делают, что хотят», «Город, где все жители трудятся и
Город, где живут одни бездельники» и др.
4.
Имаготерапия - По своей организации может проводиться в разных формах:
— индивидуальной (использование пересказа
прозаического произведения; переход рассказа в заранее запланированный
психологом диалог, который по своему содержанию может отражать и развивать
изложенную ситуацию, импровизационный диалог по заданной ситуации в
«режиссерской игре» с персонажами в «театре» на столе или на ширме);
— групповой (драматизация народной, авторской
сказки, где ребенок исполняет «лечебный» образ персонажа, театрализация
специально составленного для него рассказа, инсценирование фрагмента
классической или современной пьесы).
Имаготерапия имеет различные подвиды:
куклотерапию, образно-ролевую драмтерапию и
др.
6.1
Куклотерапия основана на идентификации с образом любимого героя (сказки,
мультфильма, игрушки). Используется данная методика при различных нарушениях
поведения, страхах, трудностях в развитии коммуникативной сферы и т. д.
Технология проведения куклотерапии заключается в том, что с дорогим для ребенка
персонажем разыгрывается в лицах в «режиссерской игре» история, связанная с
травмирующей его ситуацией. Необходимо в ходе игры добиться того, чтобы
инсценирование рассказа захватило ребенка и он, сочувствуя герою, идентифицировался
с ним. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка должно
возрастать. Для этого сюжет строится по «нарастающей», с «разворачиванием»
конфликта в конце, достигнув максимума, сменяется бурными эмоциональными
реакциями (плачем, смехом), снятием напряжения. После завершения «спектакля»
ребенок должен почувствовать облегчение. Очень важно, чтобы в театрализованном
действии было начало, кульминация (когда герою угрожает что-либо) и развязка
(герой побеждает). Конец должен быть всегда позитивным.
Таким
образом, технология куклотерапии выражается в усилении эмоционального
напряжения, которое постоянно испытывает ребенок, до такой степени, чтобы оно
могло перейти в новую форму — расслабление, катарсис.
6.2
Групповая форма имаготерапии — образно-ролевая драмтерапия (разыгрывание по
ролям и драматизация сюжета), где осуществляется «реконструкция поведенческой
реакции». Роль — «лечебный образ» — подбирается с учетом индивидуальных,
конструктивных форм общения. Проигрывание ролей направлено на разрушение старых
патологических коммуникативно-поведенческих стереотипов. Правильный подбор
образов обеспечивает предварительная психолого-педагогическая диагностика.
Образно-ролевая драмматерапия помогает решать различные проблемные ситуации.
Например, при коррекции сниженной учебной мотивации у детей может
использоваться игра в «школу зверей», где дети исполняют роли учеников и
учителя. В спектакле «Кощей бросает курить» профилактическая тема обличена в
сказочную форму.В составе репертуара могут быть как специально составленные
сюжеты, так и известные сказки А. С. Пушкина, А. Н. Толстого, Е. Л. Шварца и
др.
Слайд с
сценами из спектаклей
6.3 Про
школьный театр «успех» хочется сказать особо. Я являюсь одним из организаторов
школьного театра – и постановщик и сценарист и художник-оформитель. В копилке
театра самые разнообразные постановки : на темы профилактики вредных привычек ,
правонарушений
и ПДД, импровизации на темы известных сказок и
даже отрывки классических произведений, постановки к юбилейным датам,
постановка сценок при проведении тематических недель, Дня безопасности и Дня
здоровья и др.
Мы
показываем спектакли не только в зале, но и на пришкольном участке.
Хочется сказать, что театр обладает большими
возможностями многогранного воздействия на школьника в силу своей синтетической
природы. Он сочетает в себе все вышеперечисленные методы артпедагогики и
позволяет решать задачи нравственного и трудового воспитания.
Театр:
- это и
литературный текст, и звучащее слово;
- это
пластика и действия актера, его костюм, грим;
- это
музыка,цвет и свет;
- это
изобразительное пространственное искусство художника. Причем каждое из
искусств, выступая в театре в союзе с другими видами искусств, обретает новые,
дополнительные возможности воздействия на школьника с проблемами.
Однако
воспитание у школьников потребности в театре как источнике духовного
обогащения, развития зрительской и исполнительской культуры не происходит само
собой. Для этого требуется систематическая целенаправленная работа, накопление
опыта, театральных впечатлений.
Привлечение внимания учащихся к специфическим
средствам сценической выразительности помогает осмыслить значение
пластического, ритмического и пространственного решения спектакля.
Приобщение
в начальных классах к основам театрального искусства органически сочетается с
комплексом учебно-воспитательных и коррекционно-развивающих задач : развитие
речи, интерес к чтению и изобразительному искусству, музыкальное и эстетическое
, нравственное и трудовое воспитание учащихся.. Благодаря тому, что все пьесы
для постановок нашего школьного театра пишутся творческим коллективом
педагогов, каждый ребенок может проявить себя в театрализованной деятельности.
Если он не может выступить перед публикой (нервничает, пугается, стесняется,
имеет заниженную самооценку и т.п. – он с удовольствием помогает в изготовлении
театральных костюмов, декораций;
Если ребенок очень хочет выступать, но в силу
своих возможностей не способен выучить текст, ему дается роль без слов, и т.д.
Хочется отметить, что никогда никого не нужно заставлять участвовать в
спектаклях. Однако часто бывает так: сначала ребенок отказывается выступать, а
потом , видя, как играют другие дети сам втягивается в процесс и проявляет
инициативу.
Опыт показывает, что театральное искусство в
той или иной мере привлекает к себе школьников всех возрастных групп, а
использование этого вида художественно-творческой деятельности в
общевоспитательных и коррекционно-развивающих целях плодотворно как для младших
школьников, так и старшеклассников с проблемами в развитии.
Театрализованная деятельность предполагает
всемерное развитие активности, инициативы учащихся, их индивидуальных
склонностей и способностей.
В то же время занятия — не только
удовольствие, но и труд, требующий пытливости, умения преодолевать сложности,
критически относиться к себе. И в итоге приводит к успешной социализации
На фотографиях, которые были представлены на
слайдах, - 87% участников – это дети из социально-неблагополучных семей,
учащиеся «группы риска». Подростки, относящиеся к этой категории пока не
являются правонарушителями, но в результате психологических и социальных
факторов склонны к асоциальному поведению.
Одно из направлений работы с «трудными»
подростками –это организация досуговой деятельности. И в этом направлении
театральная деятельность выступает на первый план.
Школьный театр существует всего четыре года.
участие в общероссийском фестивале
протеатров.
А спектакли
«Город
школьный с чудесами» и
«Сказка к пасхе»
Были
отмечены наградами --
5. Фотографирование
и создание учебных фильмов. В школе я веду факультатив «Основы компьютерной
грамоты» для учащихся школы VIII вида. Все ребята, которые приходят заниматься
- это дети сироты, дети из асоциальных семей, учащиеся «группы риска». Мной
составлена программа занятий. (показ). об эффективности этой программы
свидетельствую полученные нами грамоты и дипломы высокого уровня, о которых я
скажу позже.
На
занятиях и после уроков мы с ребятами создаем небольшие анимации, учебные
фильмы, рекламные ролики и т.п. Отмечу, что все мультимедийные проекты, которые
представлялись от нашей школы созданы именно детьми, занимающимися в
факультативе «Основы компьютерной грамоты»: фильмы о школе к «Дню учителя»,
документальный фильм об учителях «К юбилею школы», рекламный ролик для
родителей к Дню открытых дверей, мультимедийный «Проект по благоустройству»,
музыкальные поздравления; учебный фильм по ПДД, анимированные фотоальбомы и
т.д.
Сейчас я вас познакомлю с некоторыми
творческими проектами.
Слайд-демонстрация
а) небольшие
анимации : «Смешинка», «Как снеговику найти друга» ;
б)
учебные фильмы по ПДД «Осторожно, дорога», по СБО « Как заваривать чай» и др.;
в)
фильмы-сказки в исполнении школьного театра «Успех» ;
Итак, в своей работе в коррекционной школе с
детьми «группы риска» я преимущественно использую методы артпедагогики, как
наиболее эффективные в работе с учащимися данной категории.
Об этом
свидетельствуют полученные награды и следующие статистические данные.
Слайд с
диаграммами.
1
активизации нравственных процессов личности, создание альтернативных
возможностей включения детей в диалог «искусство — ребенок», повышения
эффективности использования этих форм, создания механизмов перевода
приобретенного нравственно-художественного опыта детей в их реальную жизнедеятельность
2
Артпедагогика - одна из педагогических технологий, разработанная на стыке
педагогики, искусства, арттерапии, предназначенная для оказания комплексного
воспитательного воздействия средствами искусства на личность ребенка и
расширяющая тем самым возможности традиционных педагогических методов и
приемов.
3 Сам же
артпедагогический процесс можно представить как непрерывную трехстороннюю
коммуникацию и динамическое взаимодействие между основными ее элементами или
участниками: ребенком, педагогом, детским коллективом и материалом или
продуктом художественной деятельности. Следует отметить, что материал / продукт
художественной деятельности ребенка, являясь четвертым элементом в
художественных отношениях, приобретает особую значимость для артпедагогики,
поскольку является специфической областью для проекции нравственных достижений,
опыта, содержания сознания ребенка, с одной стороны, и предметом для
идентификации педагога и группы сверстников с представлениями ребенка, с другой
стороны.
Результатом,
промежуточным объектом взаимодействия ребенка и взрослого и связующим звеном
между всеми перечисленными группами элементов артпедагогического процесса
является художественный образ, который отражает чувственную наглядность,
обладает конкретностью выражения и эмоциональностью воздействия, следовательно,
у него имеются все психологические предпосылки для эффективного воздействия на
школьника.
Источник: |