null

  

 

Меню сайта

Категории раздела
родителям [14]
психология [24]
социальная педагогика [37]
логопедия [22]
коррекционная педагогика [39]
законодательство [16]
методики и технологии [13]

Мини-чат

добавь новость

вход в блок новостей   



Коррекционные
школы нашего района:




Форма входа
 




c

[08.03.2017][сборник №1]
Универсальные учебные действия - формирование и развитие на уроке в начальной школе (0)
[08.03.2017][сборник №1]
Коррекционная направленность трудового обучения в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (0)
[08.03.2017][сборник №1]
«Использование наглядности на уроках математики в начальных классах» (0)
[06.02.2015][сборник №1]
Вялова А.Н. (0)
[28.09.2013][сборник №1]
Поль Л.А. Понимание текстов школьниками с ОВЗ (0)
[26.04.2013][сборник №1]
«Использование песенного жанра на уроках музыки в школе 8 вида, как фактор повышения мотивации к чтению» (0)
[24.03.2013][сборник №1]
И.Е.Токарь " Влияние гендерных различий на успешность обучения мальчиков и девочек" (0)
[20.02.2012][сборник №1]
Галецкая Ю.В. Особенности использования пиктограмм в процессе формирования социально-бытовых навыков у детей с умеренной и тяжелой УО (1)
[20.02.2012][сборник №1]
Галецкая Ю.В. Особенности использования пиктограмм в процессе формирования социально-бытовых навыков у детей с умеренной и тяжелой УО (0)
[09.11.2011][сборник №1]
О роли искусства в социально-педагогическом сопровождении обучающихся в учреждениях специального образования. (0)
[05.11.2011][сценарии,конспекты]
Дым в лесу (0)
[09.05.2011][сборник №1]
Образование как институт социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе (0)
[09.05.2011][сборник №1]
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: состояние и перспективы законодательства (0)
[05.03.2011][диагностика]
Этапы развития детской речи. Часть 2: от 1 года до 7 лет. (0)
[05.03.2011][диагностика]
Этапы развития детской речи. Часть 1: от 0 до 1 года. (0)
[22.02.2011][диагностика]
Проблемы в развитии. (0)
[04.12.2010][бланки документов]
План составления характеристики (0)
[04.12.2010][диагностика]
Методика диагностики социально-психологической адаптации подростков К. Роджерса и Р. Даймонда (0)
[04.12.2010][диагностика]
Специфика социально-педагогической диагностики (0)
[04.12.2010][бланки документов]
Схема составления педагогической характеристики (0)
[04.12.2010][сборник №1]
Мониторная болезнь. (0)
[04.12.2010][сборник №1]
Мониторная болезнь. (0)
[05.11.2010][сборник №1]
Детская депрессия (0)
[05.11.2010][сборник №1]
Ребенок не хочет в школу? (0)
[02.11.2010][сценарии,конспекты]
Кукольный спектакль"Кот и Лиса" (0)


Главная



Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

Кабинет лечебной педагогики

"Открытый мир"

Социально-педагогическая служба сопровождения детей

Суббота, 27.04.2024, 00:20

СКАЧИВАТЬ МАТЕРИАЛЫ МОГУТ ТОЛЬКО ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ

Главная » Файлы » » коррекционная педагогика[ Добавить материал ]

Токарь И.Е. Инклюзивное образование: опыт и перспективы развития
[ Скачать с сервера (149.5 Kb) · Скачать удаленно () · Скриншот ] 24.03.2013, 09:28

Токарь И.Е., кандидат педагогических наук, доцент кафедры адаптивного образования ГОУ Педагогическая академия

 

Инклюзивное образование: опыт и перспективы развития

(дополнительная профессиональная образовательная программа

повышения квалификации педагогических и руководящих работников)

 

Одним из самых значительных событий 2010 года по итогам опроса, проведенного Государственным университетом - Высшей школой экономики, больше половины экспертов в области образования называют принятие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Важность этого документа определяется, прежде всего тем, что им закрепляются ключевые позиции нашего государства в образовательной сфере. ФГОС, в частности, предполагает разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, включая детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Такая форма обучения и воспитания названных выше категорий детей именуется инклюзивным образованием. Вместе с тем, эффективность инклюзивного образования напрямую зависит от коррекционно-развивающей компетенции педагогов общеобразовательных учреждений, т.е. их готовности к работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Именно в помощь педагогам-практикам разработан модульный курс программы профессионального дополнительного образования.

 

Пояснительная записка

В любом обществе, независимо от уровня его общественно-исторического, экономического и культурного развития наиболее незащищёнными в социальном плане оказываются инвалиды и люди с ограниченными возможностями здоровья.

Несомненно, существующие серьёзные нарушения в соматической, психической, двигательной, поведенческой, интеллектуальной сфере затрудняют или резко ограничивают возможности самостоятельного установления личностью полноценных связей с обществом. И здесь свою значительную роль должно сыграть инклюзивное образование, одной из центральных задач которого является помощь детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями развития в достижении ими максимально возможного (индивидуально для каждого) уровня социализации, социальной адаптации и интеграции в общество.

Этому аспекту образования особое внимание уделяется в ряде правительственных документов РФ. В частности, Закон Российской Федерации «Об образовании» (ст.2, п.3) провозглашает принцип «адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников» одним из главных принципов современной школьной политики.

Согласно «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» дети с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены медико-психологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства, а при наличии соответствующих медицинских показаний – в специальных школах и школах-интернатах.

В основе инклюзивного образования лежит право человека на образование, заявленное во Всеобщей декларации прав человека (1948). Принцип интеграции и инклюзивного образования также декларируется в ряде других международных документов. Среди них — Конвенция о правах ребенка (1989), во второй статье которой говорится о праве детей на защиту от дискриминации.

Инклюзивное образование, не сосредоточиваясь на индивидуальных «недостатках и проблемах» индивидуума, признает, что каждый достоин уважения, вследствие его уникальности, и что все дети имеют право на образование и самовыражение в обществе. Однако необходимо диверсификация системы образования для обеспечения специальных образовательных потребностей. Это указывает на необходимость изменений в содержании, подходах, схемах и стратегиях образовательной политики, основанных на убеждении, что данная система подразумевает ответственность за образование всех детей (ЮНЕСКО, 1994).

Ключевой фигурой успешной реализации принципов инклюзивного образования является педагог, обладающий коррекционно-развивающей компетенцией. В связи с этим закономерным шагом является создание настоящей программы дополнительного профессионального образования «Инклюзивное образование: опыт и перспективы развития».

Цель предлагаемой программы дополнительного профессионального образования – подготовка слушателей к реализации идей совместного обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в системе общего непрерывного образования.

Достижение поставленной цели предполагается через реализацию более частных задач:

·         формирование у педагогов гуманистических взглядов по отношению к людям, испытывающим трудности социализации, социальной адаптации и интеграции в общество, связанных с инвалидностью или ограниченными возможностями в силу состояния их здоровья;

·         ознакомление слушателей с основами методологической базы инклюзивного образования на современном этапе развития общества; мировым опытом его реализации;

·         обоснование целесообразности и возможности применения инклюзивного образования в системе непрерывного образования на дошкольной и школьной его ступенях;

·         первичное знакомство слушателей с возможными формами и методами  педагогической помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья в процессе их включения в систему непрерывного общего образования.

Курс рассчитан на 36 часов: лекционные занятия – 12 часов, практические занятия – 12 часов, самостоятельная работа слушателей – 12 часов.

Структура программы:

·         психолого-педагогический блок (18 часов) формирует у слушателей целостное представление о сущности инклюзивного образования и возможности его реализации в обучении и воспитании детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

·         предметный блок (18 часов) предполагает формирование у слушателей начальных знаний о формах и методах воспитания и обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на дошкольной и начальной ступени образования, накопленных в педагогической науке, мировом и отечественном педагогическом опыте.

Формы контроля: тестирование, проект (6 часов).

К концу обучения по данному курсу слушатели должны:

знать:

·         о ценностях современного образования, мировом опыте реализации инклюзивного образования;

·         о базовых характеристиках адаптивной школы, об условиях безопасного для жизнедеятельности ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья построения школьной среды;

·         типичные адаптационные проблемы детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

·         специфику профессиональной деятельности педагога ДОУ и начальной школы, работающего с детьми в системе инклюзивного образования;

уметь:

·         анализировать литературу, связанную с теоретическими и практическими аспектами инклюзивного образования;

·         определять коррекционно-развивающий потенциал содержания и различных форм и методов воспитательной работы с детьми;

владеть:

·         знаниями об основных целях, ценностях и тенденциях развития инклюзивного образования в современном мире;

·         знаниями о базовых характеристиках адаптивной школы, условиях безопасного для жизнедеятельности ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья построения школьной среды;

·         знаниями о типологических и индивидуальных особенностях развития детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

Средства обеспечения реализации программы:

·         оборудование аудитории;

·         учебно-методические пособия;

·         технические средства обучения (мультимедийные средства).

 

Программа предусматривает проведение лекционных, практических занятий, организацию самостоятельной работы слушателей.

Лекционные курсы направлены на формирование у слушателей системы знаний о сущности инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на дошкольной и начальной ступени непрерывного образования.

Практические занятия способствуют формированию у педагогов практических умений, связанных с реализацией коррекционно-развивающей компетенции в системе инклюзивного образования.

Самостоятельная работа помогает слушателям соотнеси полученные знания с имеющимся собственным опытом практической работы и на основе рефлексии внести в него возможные коррективы.

Текущий контроль усвоения программы осуществляется в ходе проведения тестирования и практических занятий. Инструментом итогового контроля служит защита подготовленного слушателем проекта, предполагающего изучение и анализ научной и научно-методической литературы по выбранной теме, рефлексию и осмысление своего педагогического опыта, оценку своей психологической готовности к работе в новых условиях.

Учебно-тематический план ...... 

Категория: коррекционная педагогика | Добавил: Luxs | Теги: программа дополнительного, инклюзивное образование:опыт и перс, И.Е. Токарь
Просмотров: 2242 | Загрузок: 1 | Комментарии: | Рейтинг: /
Всего комментариев: 0
 
 javascript:;" rel="nofollow" onclick="loginPopupForm(); return false;
Create a free website

Copyright MyCorp © 2024