Токарь И.Е., кандидат педагогических наук, доцент кафедры адаптивного образования
ГОУ Педагогическая академия
Инклюзивное образование: опыт и перспективы
развития
(дополнительная
профессиональная образовательная программа
повышения
квалификации педагогических и руководящих работников)
Одним из самых
значительных событий 2010 года по итогам опроса, проведенного Государственным университетом -
Высшей школой экономики, больше половины экспертов в области образования
называют принятие Федерального государственного образовательного стандарта
(ФГОС). Важность этого документа определяется, прежде всего тем, что им
закрепляются ключевые позиции нашего государства в образовательной сфере. ФГОС,
в частности, предполагает разнообразие организационных форм и учет индивидуальных
особенностей каждого обучающегося, включая детей-инвалидов и детей с
ограниченными возможностями здоровья. Такая форма обучения и воспитания
названных выше категорий детей именуется инклюзивным образованием. Вместе с
тем, эффективность инклюзивного образования напрямую зависит от
коррекционно-развивающей компетенции педагогов общеобразовательных учреждений,
т.е. их готовности к работе с детьми с особыми образовательными потребностями.
Именно в помощь педагогам-практикам разработан модульный курс программы
профессионального дополнительного образования.
Пояснительная записка
В любом обществе, независимо от уровня его общественно-исторического,
экономического и культурного развития наиболее незащищёнными в социальном плане
оказываются инвалиды и люди с ограниченными возможностями здоровья.
Несомненно, существующие серьёзные нарушения в соматической, психической,
двигательной, поведенческой, интеллектуальной сфере затрудняют или резко
ограничивают возможности самостоятельного установления личностью полноценных
связей с обществом. И здесь свою значительную роль должно сыграть инклюзивное
образование, одной из центральных задач которого является помощь детям-инвалидам
и детям с ограниченными возможностями развития в достижении ими максимально
возможного (индивидуально для каждого) уровня социализации, социальной
адаптации и интеграции в общество.
Этому аспекту образования особое внимание уделяется в ряде правительственных
документов РФ. В частности, Закон Российской Федерации «Об образовании» (ст.2,
п.3) провозглашает принцип «адаптивности системы образования к уровням и особенностям
развития и подготовки обучающихся, воспитанников» одним из главных принципов
современной школьной политики.
Согласно «Концепции модернизации российского образования на период до
2010 года» дети с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены
медико-психологическим сопровождением и специальными условиями для обучения
преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства, а при наличии
соответствующих медицинских показаний – в специальных школах и
школах-интернатах.
В основе инклюзивного образования лежит право человека
на образование, заявленное во Всеобщей декларации прав человека (1948). Принцип
интеграции и инклюзивного образования также декларируется в ряде других
международных документов. Среди них — Конвенция о правах ребенка (1989), во
второй статье которой говорится о праве детей на защиту от дискриминации.
Инклюзивное образование, не сосредоточиваясь на
индивидуальных «недостатках и проблемах» индивидуума, признает, что каждый
достоин уважения, вследствие его уникальности, и что все дети имеют право на
образование и самовыражение в обществе. Однако необходимо диверсификация
системы образования для обеспечения специальных образовательных потребностей.
Это указывает на необходимость изменений в содержании, подходах, схемах и
стратегиях образовательной политики, основанных на убеждении, что данная система подразумевает ответственность
за образование всех детей (ЮНЕСКО, 1994).
Ключевой фигурой успешной реализации принципов инклюзивного образования
является педагог, обладающий коррекционно-развивающей компетенцией. В связи с
этим закономерным шагом является создание настоящей программы дополнительного
профессионального образования «Инклюзивное образование: опыт и перспективы
развития».
Цель предлагаемой
программы дополнительного профессионального образования – подготовка слушателей
к реализации идей совместного обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с
ограниченными возможностями здоровья в системе общего непрерывного образования.
Достижение поставленной цели предполагается через реализацию
более частных задач:
·
формирование у педагогов гуманистических
взглядов по отношению к людям, испытывающим трудности социализации, социальной
адаптации и интеграции в общество, связанных с инвалидностью или ограниченными
возможностями в силу состояния их здоровья;
·
ознакомление слушателей с основами
методологической базы инклюзивного образования на современном этапе развития
общества; мировым опытом его реализации;
·
обоснование целесообразности и возможности
применения инклюзивного образования в системе непрерывного образования на
дошкольной и школьной его ступенях;
·
первичное знакомство слушателей с возможными
формами и методами педагогической помощи
детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья в процессе их
включения в систему непрерывного общего образования.
Курс рассчитан на 36 часов: лекционные занятия – 12 часов,
практические занятия – 12 часов, самостоятельная работа слушателей – 12 часов.
Структура программы:
·
психолого-педагогический блок (18 часов)
формирует у слушателей целостное представление о сущности инклюзивного
образования и возможности его реализации в обучении и воспитании детей-инвалидов
и детей с ограниченными возможностями здоровья;
·
предметный блок (18 часов) предполагает
формирование у слушателей начальных знаний о формах и методах воспитания и
обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на
дошкольной и начальной ступени образования, накопленных в педагогической науке,
мировом и отечественном педагогическом опыте.
Формы контроля: тестирование, проект (6
часов).
К концу обучения по данному курсу слушатели должны:
знать:
·
о ценностях современного образования, мировом
опыте реализации инклюзивного образования;
·
о базовых характеристиках адаптивной школы, об
условиях безопасного для жизнедеятельности ребенка-инвалида и ребенка с
ограниченными возможностями здоровья построения школьной среды;
·
типичные адаптационные проблемы детей-инвалидов
и детей с ограниченными возможностями здоровья;
·
специфику профессиональной деятельности педагога
ДОУ и начальной школы, работающего с детьми в системе инклюзивного образования;
уметь:
·
анализировать литературу, связанную с теоретическими
и практическими аспектами инклюзивного образования;
·
определять коррекционно-развивающий потенциал
содержания и различных форм и методов воспитательной работы с детьми;
владеть:
·
знаниями об основных целях, ценностях и
тенденциях развития инклюзивного образования в современном мире;
·
знаниями о базовых характеристиках адаптивной
школы, условиях безопасного для жизнедеятельности ребенка-инвалида и ребенка с
ограниченными возможностями здоровья построения школьной среды;
·
знаниями о типологических и индивидуальных особенностях
развития детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
Средства обеспечения
реализации программы:
·
оборудование аудитории;
·
учебно-методические пособия;
·
технические средства обучения (мультимедийные
средства).
Программа предусматривает проведение лекционных, практических занятий,
организацию самостоятельной работы слушателей.
Лекционные курсы направлены на формирование у слушателей системы знаний о
сущности инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья на дошкольной и начальной ступени непрерывного
образования.
Практические занятия способствуют формированию у педагогов практических
умений, связанных с реализацией коррекционно-развивающей компетенции в системе инклюзивного
образования.
Самостоятельная работа помогает слушателям соотнеси полученные знания с
имеющимся собственным опытом практической работы и на основе рефлексии внести в
него возможные коррективы.
Текущий контроль усвоения программы осуществляется в ходе проведения
тестирования и практических занятий. Инструментом итогового контроля служит
защита подготовленного слушателем проекта, предполагающего изучение и анализ научной
и научно-методической литературы по выбранной теме, рефлексию и осмысление
своего педагогического опыта, оценку своей психологической готовности к работе
в новых условиях. Учебно-тематический план ...... |