На сегодняшний день одной из главных задач
как массового, так и специального (коррекционного) образовательного учреждения
является сохранение и укрепление здоровья детей. В специальной (коррекционной)
школе 8 вида решение этой задачи приобретает особую значимость, так как
мотивация к здоровому образу жизни у данной категории детей снижена.
В МОУ СКОШ 7, 8 видов № 2 г. Электрогорска Московской области
обучается 70 учащихся, 11 из которых дети-инвалиды. Анализ посещаемости
показал, что большинство учащихся пропускают
занятия в школе по причине простудных заболеваний, причем средняя
продолжительность одного заболевания у детей с умственной отсталостью на 12%
выше, чем у школьников с ЗПР. При изучении структуры нарушений состояния
здоровья учащихся школы было выявлено, что у большинства из них имеются
различные нарушения нервной системы (синдром гипервозбудимости, эписиндром,
аутизм, энурез, гидроцефальный синдром, церебро-астенический синдром, и др.).
На втором месте – болезни органов дыхания (хронический бронхит, аденоиды,
тонзиллит, хроническая пневмония и др.), на третьем – болезни костно-мышечной
системы (нарушение осанки и плоскостопие).
Анализ показаний физического развития
учащихся позволил получить следующее: избыток массы тела выявлен у 14% детей, дефицит
массы тела – у 11%, у 78% обследованных школьников снижены показатели силы мышц
кистей рук, у 21% – недостаточная жизненная емкость легких. Проведенное
анкетирование учащихся, проводившееся в индивидуальной форме, выявило
недостаточные или неадекватные их представления о здоровом образе жизни, о
строении человеческого тела, о профилактике и причинах заболеваний. Это
объяснялось не только особенностями высших психических функций
детей с интеллектуальными нарушениями, но и отсутствием систематической работы
над формированием знаний подобного рода.
Таким образом, выявилась необходимость разработки
программы формирования здорового образа жизни у учащихся школы 8 вида,
основанная на активном применении здоровьесберегающих технологий.
Проанализировав
научную литературу, практический опыт специальных образовательных учреждений, мы разработали
программу внеклассных занятий «Мы за ЗОЖ!», в которой
учтены специфические особенности познавательной деятельности и
эмоционально-волевой сферы школьников с ОВЗ. Она включает десять взаимосвязанных блоков занятий:
-
Моё тело;
-
Мое настроение;
-
Правила гигиены;
-
Мой режим дня;
-
Рациональное питание;
-
Занятия физкультурой;
-
Вредные привычки;
-
Основы безопасности жизнедеятельности;
-
Земля – наш дом;
-
Мой внутренний мир.
В ходе реализации программы вокруг школьников
постепенно создавалась учебно-воспитательная информационная среда «Здоровье»,
насыщенная символами, атрибутами, терминологией ЗОЖ. В кабинете здоровья был
создан информационный стенд, в интерактивной зоне которого каждый учащийся мог
сам написать вопрос о здоровье и получить ответ специалистов. Во всех классах появились
«Уголки здоровья», содержащие словарик, режим дня, полезные советы и рисунки
детей. Учителями младших классах на каждом уроке использовались «Экологические
буквари».
Для детей с умеренной умственной отсталостью
были разработаны алгоритмы действий (в виде пиктограмм) по формированию навыков
самообслуживания и сохранения жизни. На
уроках применялись тематические физкультминутки, тренажеры и массажеры для развития
мелкой моторики, офтальмотренажеры, мебель с разноуровневыми поверхностями и
др. Во внеурочной работе особое внимание уделялось созданию и накоплению в
детском коллективе обычаев и традиций ЗОЖ: организация ежемесячных Дней
здоровья, проведение информативно-тематических встреч и бесед, направленных на
формирование культуры ЗОЖ.
Наиболее
эффективными оказались такие формы работы, как: конкурсы флеш-анимаций,
мультимедийных презентаций и короткометражных видеороликов «Жизнь прекрасна»;
создание документальных обучающих фильмов «Как правильно чистить зубы», «Безопасный
путь домой» и др.; выпуск серии книжек-малышек со сказками и рассказами о здоровье,
сочиненными и иллюстрированными
школьниками; и т.д. В последние годы в
нашей школе особое внимание уделяется проектной деятельности. Например, в 2010
году каждый класс собрал, проанализировал и представил, в виде презентации,
материал о функции и значении таких жизненноважных органов, как сердце, легкие,
почки и т.п. Труппа школьного театра «Успех» традиционно показывает, в рамках
ежемесячных Дней здоровья, миниатюры по теме ЗОЖ. Зрителям уже полюбились такие
спектакли как «Дым в лесу», «Что тебе подарить?», «Суд над сигаретой», «Пес
Барбос и ЗОЖ» и др.
Кроме
того, в школе был организован Родительский клуб «Гармония», члены которого
участвовали в спортивной игре «Мама, папа и я – спортивная семья», организации
ежегодного краеведческого похода к местам
боевой славы.
Среди
учащихся школы систематически проводились соревнования между классами. В
дальнейшем учащиеся школы стали соревноваться с командами других специальных
(коррекционных) школ. Увеличилось число учащихся (с 15% до 40%), посещающих
спортивную секцию общей физической подготовки. Состав группы учащихся
разновозрастной. Такое комплектование не принято в массовых школах. Однако это
положительно влияет на подготовку школьной команды к специальной областной
Олимпиаде для детей с ограниченными возможностями (Учащиеся нашей школы
неоднократно становились призерами Олимпиады по плаванию, футболу, легкой
атлетике.).
В
школе создана группа, занимающаяся плаванием. Занятия осуществляются под
руководством учителя физкультуры один раз в неделю. Плавание является
приоритетным видом спорта для нашей школы по целому ряду причин:
-
Плавание – жизненно важный навык, от которого в определенных обстоятельствах
зависит жизнь человека;
- В городе имеется несколько озер, в которых в
период летних каникул учащиеся плавают, часто без присмотра родителей;
-
Двигательные навыки, сформированные в процессе занятий плаванием, положительно
влияют на развитие общей моторики детей
с ОВЗ;
-
Плавание является эффективным средством решения коррекционно-компенсаторных
задач;
- Данный
вид спорта имеет большое воспитательное значение для учащихся школы 8 вида, так
как в процессе систематических занятий происходит формирование многих
положительных черт личности.
Опыт
работы педагогов с учащимися с ОВЗ свидетельствует о большом значении плавания
для целенаправленного воздействия на нарушенные функции детского организма,
коррегируя их в необходимом направлении. Хочется отметить, что в группу
учащихся, посещающих бассейн, входят и
дети-инвалиды со сложной структурой дефекта. Посещая занятия, эти дети
научились плавать, у них улучшилась координация движений.
Работа
по формированию здорового образа жизни у учащихся школы 8 вида показала
следующие результаты:
-
уменьшился процент часто болеющих учащихся;
-
уменьшилось число учащихся, склонных к употреблению ПАВ;
- уменьшилось
количество учащихся, состоящих на внутришкольном учете;
-
увеличилось число учащихся посещающих спортивные секции, занятия в бассейне.
Таким
образом, комплексная воспитательная
работа по формированию здорового образа жизни, основанная на активном
применении здоровьесберегающих технологий, является одним из факторов социально-
педагогической реабилитации учащихся с ОВЗ.
Поль Л. А.–
учитель-логопед Рыскалина Т. Е. – социальный педагог, Панина
Е. А. - учитель русского языка и чтения
|