Из разработанных Н.А.Зайцевым многочисленных пособий
наиболее известны кубики Зайцева с написанными на них складами, при помощи
которых дети обучаются чтению. Система Зайцева обычно упоминается в
«джентльменском наборе» детских развивающих методик, хотя, по существу, метод
Н.А.Зайцева это не столько общая система раннего развития, сколько методические
основы обучения конкретным навыкам – чтению, письму и т.д. Нетрудно заметить,
что методика Зайцева имеет принципиальное сходство с системой Глена Домана. В обоих
случаях высокую эффективность обучения обеспечивает одновременное подключение
зрительного и слухового восприятия.
Однако, справедливо будет заметить, что Зайцев продвинулся в
этом направлении дальше Домана – кубики Зайцева разноцветные, звучащие и
различных размеров. Соответственно, увеличивается число каналов восприятия, по
которым к ребенку поступает информация, в результате чего повышается
эффективность обучения. При обучении чтению по Зайцеву ребенок начинает читать
уже после нескольких занятий.
Принципиальное отличие методики обучения чтению Н.А.Зайцева
от традиционных методик в том, что ребенок учится читать не составляя слова из
отдельных букв, и не по слогам, а по складам. Известно расхожее выражение
«читать по складам», под которым подразумевается «читать кое-как». Но на самом
деле это неверно. Склады - это комбинации из пары согласный-гласный, которые
органично связаны с человеческой речью и потому легче усваиваются. В отличие от
слогов, складом может быть даже отдельная согласная, если на слух чувствуется,
что она «мягкая» (т.е., за ней может стоять гласный звук, хоть он и не
обозначается при письме).
Именно склады ребенок и видит написанными на кубиках
Зайцева. Конечно, нельзя сказать, что чтение по складам это революционный метод
в обучении - ещё задолго до Н.А.Зайцева такую методику рекомендовал
Л.Н.Толстой, положивший её в основу своей «Азбуки». Но безусловным прорывом является то, что
зайцевские кубики - звучащие (благодаря наличию наполнителей). Это помогает
ребенку на слух ассоциировать глухой или звонкий звуки от кубиков с
соответствующими звуками речи.
Обучение чтению по методике Зайцева с применением кубиков,
безусловно, является хорошо продуманной системой. В занятиях по методу Зайцева
используются большие и маленькие кубики, есть одинарные и двойные, золотые,
железно-золотые, деревянно-золотые. Имеется белый кубик со знаками препинания.
Буквы на кубиках написаны разным цветом: гласные – голубым, согласные – синим,
твердый и мягкий знак - зеленым. Они отличаются по весу, по звучанию и вибрации
наполнителя и т.п. Каждая особенность имеет свою цель, чтобы решать
определенные задачи по обучению чтению. Одновременно с кубиками при обучении
используются специальные таблицы складов. Вот что представляют из себя
материалы для занятий по методике Зайцева:
Методика Зайцева с успехом применяется не только для
обучения чтению, но и для обучения математике. Дети, обучаясь математике по
таблицам Зайцева, легко усваивают числа, их состав, порядок, действия, дроби и
даже степени.
Ребенку нужно
показывать кубики и называть склады. Малыш вполне способен усвоить звучание
склада, а потом обнаружить среди кубиков именно тот, на котором написан
определенный склад. Из кубиков можно составлять простейшие слова и ребенок с
вашей помощью вскоре научится определять не только кубики, но и сами предметы,
которые этими словами обозначаются.