Признаки нарушения речевого развития очевидны, если: - К концу 1-го месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением; - К концу 4-го месяца он не улыбается, когда с ним разговаривают, не гулит; - К концу 5-го месяца не пытается, находясь на руках у матери, отыскать те предметы и тех людей, которых она называет, не прислушивается к музыке; - К 7 месяцам не узнает голоса близких, не может правильно реагировать на интонации, не отдает предпочтение мелодичным погремушкам; - К концу 9-го месяца у него нет лепета и он не может повторять за взрослыми различные звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего; - К концу 10-го месяца не машет головой в знак отрицания, либо ручкой в знак прощания; - К году он не может произнести ни слова, не может выполнить простейшие просьбы («покажи», «принеси»), не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения; - К 1 году 4 месяцам он не может адекватно ситуации употреблять слова «мама», «папа»; - К 1 году 9 месяцам не может произнести 6 осмысленных слов; - К 2 годам ребенок не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы: «Сходи на кухню и принеси чашку», не узнает близких на фотографиях; - К 2,5 годам не понимает разницу между словами «большой» и «маленький»; - К 3 годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается показать, какая линия самая длинная, не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия; - В 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказка, не может рассказать ни одного стихотворения. |