В соответствии с действующим законодательством к спорам о праве на воспитание детей относятся следующие категории дел: - о воспитании детей после расторжения брака между родителями (ст. 24 СК РФ) - о месте проживания детей при раздельном жительстве родителей как при расторжении брака, так и независимо от решения данного вопроса (п.3 ст.65 СК РФ) - об участии отдельно проживающего родителя в воспитании детей, когда сами родители не пришли к соглашению по этому вопросу (ч.2 п.2 ст.66 СК РФ) - о возврате ребенка по требованию родителей от любых лиц, удерживающих ребенка не на основании закона или судебного решения (ст.68 СК РФ) - о лишении родительских прав (ст.69 СК РФ) - о восстановлении родительских прав (ст.72 СК РФ) - об отобрании ребенка без лишения родительских прав (ст.125 СК РФ) - об усыновлении ребенка (ст.125 СК РФ) - об отмене усыновления (ст.140, 141 СК РФ) - об устранении препятствий со стороны родителей на общение с ребенком бабушек, дедушек, братьев и других родственников, если родители не подчиняются решению органов опеки и попечительства (п.3 ст.67 СК РФ).
Задачей психолого-педагогической экспертизы при рассмотрении указанных дел является психологический анализ личности всех заинтересованных в процессе лиц (ребенка, отца, матери), их иерархии ценностей, системы эмоциональных отношений (в том числе, друг к другу), на основании которого даются рекомендации эксперта психолога и педагога относительно места проживания ребенка и участия родителей в процессе воспитания. При этом данный порядок должен свести к минимуму психотравмирующие для ребенка последствия развода родителей, обеспечить гармоничное и разностороннее развитие личности (ст.ст.24,65,66,67,68,72,73,76,125,131,140,141 СК РФ).
На разрешение эксперта можно поставить следующие вопросы:
- Определить взаимоотношение ребенка с ее матерью, отцом, или др. родственниками, ответчиками по настоящему делу? - Имеется ли отрицательное воздействие на ребенка со стороны всех вышеназванных лиц? - Почему в настоящее время ребенок отказывается проживать с тем или иным родственником? - С кем из родственников в настоящее время, по мнению специалистов, ребенок будет чувствовать себя более комфортно лучше? - Каким должно быть участие в воспитании каждого из родителей (отдельно проживающего родителя)? - Учитывая возрастные особенности ребенка, может ли его решение постоянно проживать с матерью (отцом, другим родственником) быть обоснованным, соответствовать его системе отношений, привязанности и интересам? - Имеются ли психологические факторы целесообразности (нецелесообразности) усыновления?
Психодиагностика детей и подростков:
а) диагностика памяти, внимания, мышления, воображения и др. психических процессов с целью своевременного выявления проблем в развитии и определения способностей ребенка; б) диагностика готовности ребенка к школе; в) диагностика состояния ребенка при возникновении трудностей в обучении; г) профориентация старшеклассников. Обжалование назначения экспертизы.
Обжалование назначения психолого-педагогической экспертизы не предусмотрено ГПК РФ, однако можно обжаловать определение суда о назначении психолого-педагогической экспертизы в части приостановления производства по делу и в части распределения судебных расходов. Частная жалоба подается в суд вышестоящей инстанции (например, Мосгорсуд или Мособлсуд) через районный (для Москвы) или городской (для Московской области) суд, который назначил психолого-педагогическую экспертизу.
Кроме того, если назначение психолого-педагогической экспертизы было проведено с нарушениями закона, это будет являться в дальнейшем основанием для кассационной жалобы и даже надзорной, если результаты экспертизы повлияли на принятое решение судом.