Аутизм сам по себе не вызывает проблемное поведение. Вероятно, однако, что некоторые основные биологические процессы, которые являются причиной возникновения аутизма, вызывают и такие поведения, которые находятся вне контроля человека, как, например, тремор при болезни Паркинсона, который появляется в результате импульсов, которыми человек не может управлять. Кроме того, некоторые поведенческие реакции аутичных детей являются чем-то вроде рефлексов, аналогичных неизбежному вздрагиванию ног при постукиванию медицинским молоточком по коленной чашечке.
Некоторые из поведений, которые некоторые специалисты и семьи не рассматривают как проблемные, например, издавание различных необычных звуков, повторение фраз, открывание и закрывание дверей до бесконечности, могут не быть опасными или разрушительными. Однако они, очевидно, могут создать невероятное напряжение в семье, поэтому очень важно научиться тому, как правильно думать и действовать, чтобы справляться с таким поведением.
Кроме того, одной из основных черт аутизма является то, что любые трудности могут вызвать у ребенка глубокое огорчение, спутанность сознания, тревогу и отсутствие самоконтроля, что выливается в соответствующие поведенческие реакции.
Так как поведение является одной из форм коммуникации, многие аутичные люди сообщают о своих желаниях, потребностях и проблемах посредством поведения, а не слов. Это не означает, что они всегда делают это осознанно, например, побег от лающей собаки может быть биологическим ответом на обстоятельства, которые ребенок считает опасными. То есть, такие поведения зачастую автоматической реакцией на ситуацию, а не осознанным выбором ребенка. Проблемные поведения с большей вероятностью возникают, когда он чувствует себя несчастным или нездоровым, но не может об этом сообщить другим способом.
Многие поведения аутичного ребенка также могут быть следствием предыдущего опыта. Когда младенцу улыбаются в ответ на его первый лепет, он будет лепетать чаще, чтобы добиться вашей улыбки. То же касается и проблемного поведения. Если ребенок узнал, что с помощью криков можно прекратить выполнение трудной для него задачи, он будет кричать и в будущем, чтобы избежать выполнения такого задания. То, как мы реагируем на его действия, влияет на его поведение в аналогичной ситуации в дальнейшем.
Из-за различий в обучении, которые присущи аутичным детям, требуются специфические подходы для обучения ребенка социально приемлемому поведению. Без некоторых навыков и способностей, которые многие из нас развили еще в детском возрасте, аутичные дети и взрослые оперируют только теми инструментами, которые им знакомы. Таким образом, вполне вероятно, что их поведение можно улучшить, расширив число доступных для них инструментов коммуникации и научившись распознавать их биологические и поведенческие реакции.
Недавнее исследование агрессии у аутичных детей демонстрирует интересные тенденции в отношении факторов риска ее появления, что может дать и общее представление о проблемном поведении у таких детей в целом.
- существует гораздо более высокий уровень агрессии по отношению к воспитателям и сопровождающему персоналу среди аутичных детей, чем среди нормотипичных сверстников или детей с другими нарушения развития.
- в отличии от факторов риска в случае нормотипичных детей, агрессивное поведение у аутичных детей проявляется в равной степени как у мальчиков, так и у девочек. Некоторые другие общепринятые факторы риска, как например невысокий IQ, низкий уровень образования родителей, скудные речевые навыки, никоим образом не влияют на проявление агрессии аутичными детьми.
как и в случае нейротипичного населения, возраст является фактором риска, то есть агрессия чаще возникает в младшем возрасте, и по мере взросления интенсивность ее проявления постепенно снижается, что позволяет предположить, что обучение и взросление могут улучшить поведение ребенка.
- аутичным детям, которые находятся в группе риска по агрессивному поведению, как правило, присущи следующие черты:
1. высокий уровень повторяющегося и ритуального поведения, стремление нанести вред самому себе, крайнее неприятие каких-либо изменений;
2. высокий уровень социальных нарушений, классических для аутистического спектра.
Данные результаты показывают, что основные симптомы аутизма связаны с появлением агрессии у детей. Возможно, отсутствие социальной интуиции и дискомфорт, связанный с изменением привычного порядка вещей, также способствуют повышению уровня агрессивного поведения.
Очень важно помнить, что поведение любого человека в каждой конкретной ситуации обусловлено его образованием, физическим и эмоциональным состоянием и прошлым опытом. Мы классифицируем некоторые поведения как проблемные, потому что нам или обществу бывает трудно их принять. Самое важное – быть внимательным наблюдателем, работающим над тем, чтобы понять цель поведения. Отступить на шаг назад и попробовать разобраться в том, что заставило человека повести себя тем или иным образом, является лучшим способом понять его и оказать ему посильную помощь. И в случае аутичного ребенка, всегда важно думать о его действиях как об ответной реакции, а не как об умышленном и заранее определенном намеренном поведении. |