Меню сайта

Категории раздела

Мини-чат

добавь новость

вход в блок новостей   



Коррекционные
школы нашего района:




Форма входа
 




c

[08.03.2017][сборник №1]
Универсальные учебные действия - формирование и развитие на уроке в начальной школе (0)
[08.03.2017][сборник №1]
Коррекционная направленность трудового обучения в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (0)
[08.03.2017][сборник №1]
«Использование наглядности на уроках математики в начальных классах» (0)
[06.02.2015][сборник №1]
Вялова А.Н. (0)
[28.09.2013][сборник №1]
Поль Л.А. Понимание текстов школьниками с ОВЗ (0)
[26.04.2013][сборник №1]
«Использование песенного жанра на уроках музыки в школе 8 вида, как фактор повышения мотивации к чтению» (0)
[24.03.2013][сборник №1]
И.Е.Токарь " Влияние гендерных различий на успешность обучения мальчиков и девочек" (0)
[20.02.2012][сборник №1]
Галецкая Ю.В. Особенности использования пиктограмм в процессе формирования социально-бытовых навыков у детей с умеренной и тяжелой УО (1)
[20.02.2012][сборник №1]
Галецкая Ю.В. Особенности использования пиктограмм в процессе формирования социально-бытовых навыков у детей с умеренной и тяжелой УО (0)
[09.11.2011][сборник №1]
О роли искусства в социально-педагогическом сопровождении обучающихся в учреждениях специального образования. (0)
[05.11.2011][сценарии,конспекты]
Дым в лесу (0)
[09.05.2011][сборник №1]
Образование как институт социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе (0)
[09.05.2011][сборник №1]
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: состояние и перспективы законодательства (0)
[05.03.2011][диагностика]
Этапы развития детской речи. Часть 2: от 1 года до 7 лет. (0)
[05.03.2011][диагностика]
Этапы развития детской речи. Часть 1: от 0 до 1 года. (0)
[22.02.2011][диагностика]
Проблемы в развитии. (0)
[04.12.2010][бланки документов]
План составления характеристики (0)
[04.12.2010][диагностика]
Методика диагностики социально-психологической адаптации подростков К. Роджерса и Р. Даймонда (0)
[04.12.2010][диагностика]
Специфика социально-педагогической диагностики (0)
[04.12.2010][бланки документов]
Схема составления педагогической характеристики (0)
[04.12.2010][сборник №1]
Мониторная болезнь. (0)
[04.12.2010][сборник №1]
Мониторная болезнь. (0)
[05.11.2010][сборник №1]
Детская депрессия (0)
[05.11.2010][сборник №1]
Ребенок не хочет в школу? (0)
[02.11.2010][сценарии,конспекты]
Кукольный спектакль"Кот и Лиса" (0)


Главная



Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

Кабинет лечебной педагогики

"Открытый мир"

Социально-педагогическая служба сопровождения детей

Воскресенье, 22.12.2024, 15:38

Главная » 2014 » Апрель » 3 » Особенности речи умственно-отсталых школьников. В.Г.Петрова
21:31
Особенности речи умственно-отсталых школьников. В.Г.Петрова

ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ УМСТВЕННО-ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ.

            Речь является необходимой основой человеческого мышления, его орудием. Мыслительные процессы - анализ, синтез, сравнение, обобщение и др. - развиваются и совершенствуются по мере того, как ребёнок овладевает речью.             Речь непосредственно участвует и в других сторонах психической деятельности человека. Она придаёт логический и осмысленный характер процессам памяти, организует восприятие, облегчает узнавание и различение предметов. Большую роль играет речь в формировании и протекании волевых процессов, а также эмоциональных переживаний.

Запаздывание развитие речи.

            Первые слова У. О. ребёнок начинает произносить не в 1 - 1,5, а лишь на третьем, четвёртом и даже 5 году жизни.
            Темп развития речи У. О. ребёнка резко замедлен, а речевая активность недостаточна. 
            Разговорно-бытовая речь олигофрена - дошкольника оказывается слабо развитой. Это затрудняет его речевое общение со взрослыми. Ребёнок редко участвует в беседах, на вопросы отвечает односложно и далеко не всегда правильно. Значительно осложненным оказывается слабо развитой. Это затрудняет его речевое общение со взрослыми. Ребёнок редко участвует в беседах, на вопросы отвечает односложно и далеко не всегда правильно. Значительно осложненным оказывается также выполнение поручений и заданий.
            Определённую роль в замедлении развития речи играет общее моторное недоразвитие. Оно нарушает процесс действенного знакомства ребёнок с окружающим миром и тем самым, тормозит накопление представлений и сведений о нём. Нарушения моторики оказывают прямое влияние на произносительную сторону речи.
            Произвольное произнесение звуков, а тем более слов, требует высокой степени координации движений органов речи. Координирование движений речевых органов представляет для умственно-отсталых детей серьезную трудность. 
            У умственно-отсталого ребёнка развитие речи обусловлено обогащением его жизненного опыта и общением с окружающими. Но в силу общего недоразвития психики процесс расширения опыта протекает у него медленно и ущербно. Аномально развивающаяся практическая и познавательная деятельность не может служить достаточной основой для быстрого накопления большого количества разнообразных представлений и не способствует в должной мере появлению у ребёнка новых потребностей и интересов. Он менее сильно, чем нормальные сверстники, чувствует необходимость в речевом общении с окружающими и меньше общается с ними. Общение со взрослыми формируется у него с запозданием и со значительными отклонениями от нормы.

Недостатки произношения.

            Среди У. О. учащихся младших классов нередко встречаются дети с более или менее резко выраженными дефектами произношения.
            По характеру своего влияния на дальнейшее речевое развитие ребёнка недостатки произношения могут быть разделены на две группы:

            1 ГРУППА - недостатки, которые сводятся к несколько неточному произношению отдельных звуков. Звуко-буквенный анализ речи детей при этом, в общем, остается сохранным.
Такого рода дефекты произношения обычно отражаются только на устной речи ребёнка и не служат препятствием при обучении грамоте. Они довольно часто встречаются у нормальных учеников и могут быть исправлены специалистом - логопедом. Подобные недостатки фонематической речи не характерны для У. О. детей.

            2 ГРУППА - Для учащихся вспомогательной школы специфичны дефекты речи, в основе которых лежит замедленное усвоение ребёнком звуковой стороны родного языка.
             У. О. ребёнку свойственны фонетико - фонематические нарушения, проявляющиеся в неточной слуховой дифференцировке близких по звучанию фонем и затруднённости звукового анализа слов. Это приводит к дефектам произношения. Недостаточно четко различая сходные звуки, ребёнок не может научиться правильно произносить, так как не имеет возможности самостоятельно контролировать и совершенствовать своё произношение. Дефектность звукового анализа и синтеза слов со своей стороны создаёт препятствия для овладения их составом, приводит к пропускам, перестановкам звуков и слогов в словах, а также к недоговариванию окончаний.
            Некоторая часть У. О. детей страдает заиканием, которое может сопровождаться другими недостатками произношения. В незначительном количестве случаев встречаются дети с общим недоразвитием фонетической стороны речи (от лёгкого косноязычия до глубоких расстройств произношения).
            Дефекты произношения создают препятствие для общения ребёнка с окружающими. Это усугубляет нарушения его интеллектуального и эмоционального развития.
            Недостатки речи оказывают отрицательное влияние на многие стороны личности У. О. ученика. У него возникает речевая замкнутость, особенно резко обнаруживается неуверенность в своих силах и знаниях. А это усиливает недостаточную любознательность и пониженный интерес к окружающему, которые характерны для учащихся вспомогательной школы.
            Ученики вспомогательной школы обладают определёнными потенциальными возможностями, необходимыми для овладения фонематическим строем родного языка.
            Преодолевая неправильное произношение изолированных звуков, школьники длительный срок не употребляют эти звуки в самостоятельных высказываниях. Для того, чтобы дети пользовались поставленными звуками, требуются годы упорной работы. Это происходит потому, что по сравнению с произношением отдельных звуков использование звуков в собственной активной речи объективно гораздо более сложная деятельность.
            Ребёнка учат правильно произносить основной звук и несколько наиболее распространённых его вариантов. В дальнейшем, при включении звука в активную речь, ученику необходимо самостоятельно осуществить достаточно тонкий и, вместе с тем, обобщённый анализ слова и точно скоординировать движения органов речи. Инертность нервных процессов делает переучивание особенно сложным. Она способствует тому, что ребёнок вновь возвращается к привычному, закреплённому практикой неправильному произношению.
            Аномальное развитие познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы обусловливает то, что они редко проявляют интерес к произносительной стороны речи. Звуковое оформление слов недостаточно привлекает к себе внимание. Без специальных указаний, дети часто не замечают, что из-за различий в сочетании звуков одни и те же слова по-разному звучат в их речи и в речи взрослых.
Процесс овладения фонетической стороной речи очень сложен для У. О. ребёнка, так как он протекает на фоне общего недоразвития речи. Но практика работы вспомогательной школы показывает, что недостатки произношения детей всё же могут быть преодолены.

Ограниченность словарного запаса.

            Запас слов У. О. школьников, особенно учеников младших классов, обычно очень беден. Дети часто не знают названий постоянно встречающихся и хорошо знакомых предметов, таких, как перчатки, кружка, будильник. Ещё меньшим кругом слов располагают ученики для обозначения действий предметов. Участвуя в опытах Л. С. Выгодского ученики 1 - 2 классов вспомогательной школы опускали ручку рубильника вниз и тотчас же ставили её в прежнее положение. Характеризуя свои действия, они употребляли следующие глаголы: зажимал, вертел, хлопал, брал, делал, дёргал, крутил.
            Особенно большую сложность представляет для умственно-отсталых усвоение и использование глаголов с приставками. Обычно 1-классники редко употребляют такие слова, как: пришёл, ушёл, перешёл, зашёл, отошёл. Их вполне удовлетворяет форма: шел, который пользуются во всех необходимых случаях, приближённо передавая самые различные направления движения.
            Лишь изредка появляются в речи слова, характеризующие свойства и качества предметов. Ученикам 3 классов вспомогательной школы предложили подобрать подходящие прилагательные к существительным названиям хорошо знакомых предметов, таких как котёнок, цветок и т.д. Дети употребили в среднем только по 3 прилагательных, а нормальные ученики 3 кл. - по 7 (данные Г. М Дульнева)
            Бедность словарного запаса приводит к неправомерно частому употреблению одной и той же группы слов, делает речь однообразной, шаблонной и неточной.
            Недостаточность словарного запаса не только мешает ученикам адекватно выражать свои мысли, чувства и желания, но и в ряде случаев, затрудняет понимание обращённой к ним речи.

Особенности называния предметов и их свойств.

            В своей речи У. О. школьники допускают слишком широкие обобщения. Это проявляется в том, что дети произвольно переносят название одного из однородных объектов на другой.
            Так, они называют клюв птицы - носом, кружку - чашкой, перчатки - варежками, шляпу - шапкой. 
            В ряде случаев, учащиеся одним и тем же словом обозначают не только однородные, но и довольно различные предметы. Так, ученица 3 класса свои волосы и перья птицы называла шерстью; ученик 5 класса называл своим ровесником другого школьника, одинакового с ним роста.
            Характерно, что основанием для подобного непомерно расширенного использования слов служит не существенное, а чисто внешнее, иногда случайное по тем или иным причинам бросившееся в глаза сходство между предметами.

Соотношения между активным и пассивным словарём.

            Большая часть всех слов, известных ученикам вспомогательной школы, входит в их пассивный словарь и лишь относительно небольшая часть используется активно. Особенно ярко видно расхождение между пассивным и активным словарём при употреблении имён прилагательных.
            При условиях, активизирующих мыслительную деятельность, дающих ей более определённое и конкретное направление, выявляется, что учащиеся обладают значительным запасом слов.
            Если дать детям слова для справок, то они обычно могут осуществить правильный подбор прилагательных.
            Подсказывание начальных букв нужного слова или его первого слога помогает учащимся припомнить нужное им в данном случае прилагательное.
            И, наконец, путём постановки серии вопросов от учеников удаётся добиться правильного воспроизведения нужного слова.
            Таким образом, несомненно, что умственно-отсталые дети сохраняют в своей памяти значительное количество слов и понимают их значения, но не употребляют по собственной инициативе. Эти слова - достояние их пассивного словаря. Переход слов в активный словарь осуществляется медленно. В результате сохраняется резкое преобладание пассивного словаря над активным. 
            Характерное для У. О. расхождение между активным и пассивным словарём может быть несколько сглажено путём целесообразной организации их деятельности, воспитания новых потребностей и стремлений, развития мышления.

Грамматический строй речи.

            Речь умственно-отсталых учащихся обычно состоит из простых предложений. К 3-ему классу рассказы становятся более развёрнутыми, но характер употребляемых в них предложений изменяется мало. По сравнению с нормальными детьми олигофрены начинают пользоваться сложными предложениями с большим опозданием. Сначала они употребляют их в письменной речи и лишь позднее - в устной. Отмечено, что в их письменных рассказах процент сложных предложений больше, чем в устных.

Отрывки из книги "Особенности умственного развития учащихся 
вспомогательной школы " под ред. Ж. И. Шиф. - М.: Просвещение, 1965 г. - 343 с.

 
Просмотров: 3285 | Добавил: Luxs | Теги: речь умственно-отсталых школьников | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
 
 javascript:;" rel="nofollow" onclick="loginPopupForm(); return false;
Create a free website

Copyright MyCorp © 2024