В соответствии с п. 2 ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (далее – Закон РФ "Об образовании") для детей, нуждающихся в длительном лечении, учебные занятия могут проводиться образовательными учреждениями на дому. При этом финансовое обеспечение указанных мероприятий является расходным обязательством субъектов РФ. Согласно письму Минпроса РСФСР от 08.07.1980 № 281-М, Минздрава РСФСР от 28.07.1980 № 17-13-186 [1] право на надомное обучение имеют дети с соматическими, хирургическими, кожными, неврологическими и психоневрологическими заболеваниями, не позволяющими им посещать общеобразовательные учреждения, в т. ч. дети-инвалиды. Правовая основа организации обучения на дому Основные принципы организации обучения на дому, права и обязанности участников образовательного процесса устанавливают следующие нормативные документы: - постановление Правительства РФ от 18.07.1996 № 861 "Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях"; - письмо Минобразования России от 28.02.2003 в зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам в возрасте до 18 летустанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. - Ст. 1 Федерального закона № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации") № 27/2643-6 "О Методических рекомендациях по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения"; - письмо Минобразования России от 30.03.2001 № 29/1470-6 "Об организации образовательных учреждений надомного обучения (школ надомного обучения)"; - письмо Минобразования РСФСР от 03.07.1989 № 17-160-6, Минздрава РСФСР от 04.07.1989 № 6-300 "Об организации индивидуального обучения на дому учащихся с нарушениями слуха"; - письмо МНО РСФСР от 14.11.1988 № 17-235-6 "Об индивидуальном обучении больных детей на дому по предметам, входящим в учебный план школы, по заявлению родителей и решению администрации образовательного учреждения"; - письмо Минпроса РСФСР от 08.07.1980 № 281-М, Минздрава РСФСР от 28.07.1980 17-13-186 "О Перечне заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы"; - письмо Минпроса СССР от 05.05.1978 № 28-М "Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому".
Субъекты РФ могут разрабатывать и принимать свои документы, регламентирующие организацию обучения школьников на дому. В Москве, например, такими документами являются положение об организации надомного обучения в общеобразовательной школе для больных детей и детей-инвалидов, утвержденное распоряжением правительства Москвы от 25.07.1995 № 726-РП и постановление "Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы в различных формах получения образования". Организация надомного обучения Поскольку обучение ребенка на дому, как правило, приводит к изоляции от детского коллектива, что затрудняет его интеграцию в общество, в некоторых субъектах РФ для детей с нарушением здоровья используется такая модель организации образовательного процесса, как надомное обучение.
В штатное расписание образовательного учреждения, использующего форму надомного обучения, необходимо включить следующие должности:
педиатр; медицинская сестра; реабилитолог; психотерапевт; учитель-логопед; учитель-дефектолог; педагог-психолог; педагог-психолог с квалификацией "социальный психолог".
Содержание образования в рамках данной модели определяется образовательными программами, принимаемыми и реализуемыми образовательным учреждением (далее – ОУ) самостоятельно на основании примерных образовательных программ, подготовленных Минобрнауки России, в соответствии в государственными стандартами. Сроки освоения образовательных программ могут быть увеличены по сравнению с общеобразовательной школой, а для обучающихся с отклонениями в развитии – по сравнению со сроками их освоения в специальном (коррекционном) ОУ соответствующего вида.
Образовательный процесс в условиях надомного обучения осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики, учителями и воспитателями, прошедшими соответствующую переподготовку. В целях охраны и укрепления здоровья обучающихся проводятся лечебно-профилактические мероприятия, групповые и индивидуальные коррекционные занятия. При этом часть занятий может проводиться дома, а часть – на дому.
Учебный план надомного обучения разрабатывается на основе базисного учебного плана с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и пожеланий родителей обучающихся. В течение года в него можно вносить изменения – в зависимости от особенностей развития обучающихся и характера протекания заболевания. Примечания: 1. Курсы с малым количеством часов рекомендуется изучать по полугодиям (четвертям, триместрам). 2. ОБЖ лучше интегрировать с окружающим миром. 3. Преподавание биологии, физики и химии должно носить экологизированный характер. 4. Регионоведческое направление может быть отражено в преподавании литературы, истории и географии. Для организации обучения на дому ОУ должно подготовить ряд документов. В первую очередь необходимо провести заседание педагогического совета и принять соответствующее решение, оформив его протоколом. Ведение документации В протоколе должны содержаться следующие положения: "1. Предоставить возможность обучающимся в ______ учебном году получать образование в следующих формах: ________________________________. (экстернат, обучение на дому, заочное обучение и т. д.). 2. Организовать по медицинским показаниям и заявлениям родителей (законных представителей) индивидуальное обучение на дому следующих обучающихся: ____________________________________________________________. (Ф.И.О. обучающихся) 3. Ответственность за организацию и реализацию образовательного процесса в рамках обучения на дому возложить на ____________________________". (должность и Ф.И.О. ответственного лица)
После принятия такого решения ответственное лицо разрабатывает, а руководитель ОУ утверждает положение об организации индивидуального обучения на дому. Далее заместитель директора по учебно-воспитательной работе или другое ответственное лицо собирает с родителей (законных представителей) заявления об обучении на дому (приложение 1) и справки (копии) из медицинского учреждения (приложение 2), разрабатывает и согласовывает с родителями (законными представителями) обучающихся расписание занятий (приложение 3) и поурочное планирование (приложение 4), готовит учебно-методические комплекты (программы, учебники, учебные пособия, тематические и поурочные планирования, тексты проверочных и контрольных работ), план и справки по внутришкольному контролю. Затем руководитель ОУ издает приказы об индивидуальном обучении детей на дому на каждого обучающегося (приложение 6), копии которых вкладываются в классные журналы.
С 2010–2011 учебного года на основании п. 3 ст. 7 закона г. Москвы от 28.04.2010 № 16 "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве" обучение на дому организуется на основе договора между органами государственной власти г. Москвы, осуществляющими управление в сфере образования, ОУ, обучающимся и (или) его родителями (законными представителями). Примерная форма договора об обучении на дому утверждается уполномоченным органом исполнительной власти г. Москвы в области образования.
Перед началом учебного года на каждого обучающегося оформляется журнал индивидуальных занятий, куда заносятся: даты занятий в соответствии с расписанием; содержание пройденного материала; количество проведенных учебных часов; текущие отметки.
На основании этих записей оплачивается труд педагогических работников, участвующих в обучении детей на дому. В классном журнале на левой странице разворота в строке для отметок напротив фамилии обучающегося, осваивающего общеобразовательные программы в форме обучения на дому, делается запись: "образование на дому, приказ от ________ № ____". Триместровые, годовые, итоговые отметки переносятся из журнала индивидуального обучения на дому, подписанного родителями (законными представителями), в классный журнал. Сюда же вносятся сведения о переводе обучающегося в другой класс или о выпуске его из ОУ.
При частичной порче (полной утраты) журнала индивидуального обучения на дому составляется акт обследования степени утраты данного документа (полной утраты документа) и выносится решение. В случае невосполнимости данных комиссия составляет соответствующий акт списания и принимает решение о перенесении сохранившихся данных в новый журнал. Журнал индивидуального обучения на дому хранится в архиве ОУ пять лет. Объем учебной нагрузки учащихся определяется их состоянием здоровья, при этом не может быть меньше 8 часов в неделю в I–III классах, 10 часов в IV–VIII классах, 11 часов в VIII-IХ классах, 12 часов в Х–ХI классах. При наличии медицинских рекомендаций количество часов по классам может быть увеличено, но не должно превосходить предельно допустимой нагрузки базового компонента учебного плана. Направление детей в школу надомного обучения осуществляется органами образования по заключению органов здравоохранения с согласия родителей (лиц, их заменяющих). |