Если у ребенка в два года нет понятной фразовой речи - нужно срочно обращаться к специалисту.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В.А.Сухомлинский . Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.Проекция кисти руки в головном мозге расположена очень близко с речевой моторной зоной. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на развитие тонких движений пальцев рук, что положительно повлияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Анализ литературы по проблеме речевых нарушений, опыт работы и результативность использования традиционных методов таких как: пальчиковая гимнастика, манипуляции с различными предметами, дыхательная гимнастика, логоритмика т.д. выявил возможность и необходимость использования в коррекции речевой патологии у детей способов вариативности традиционных и нетрадиционных методов
Развитие речи не всегда зависит от интеллекта: речь - это навык, для обретения навыка - нужна мотивация и физическая возможность. Обычно к трем годам у ребенка уже появляется желание разговаривать с другими людьми, появляется интерес к сверстникам.обычно к трем годам словарь ребенка состоит примерно из 500 слов, а если ваш малыш не говорит вообще, то это обращает на себя внимание.
Нарушения речи могут быть связаны с различными причинами. Это может быть и нарушение слуха, и часть общего замедленного развития, незначительная задержка речи наблюдается и у совершенно здорового ребенка. Родителям важно также знать, что не все в процессе освоения речи зависит от ребенка, многое определяет и поведение других членов семьи.
Например, если с ребенком общаются недостаточно, он может заговорить позже своих сверстников. Или если он растет под гиперопекой взрослых, то у него не возникает потребности в развитии речи, так как все его желания и так предвосхищаются.
Поэтому, для выяснения причины отсутсвия речи, необходимо обратиться к специалистам:логопеду, невропатологу,лору, педиатру.
Однако, не нужно забывать, что положительный результат будет только при взаимодействии специалистов и родителей. Так как же помочь ребенку начать говорить? Самые простые упражнения и занятия, способствующие развитию речи: 1. -Разговаривайте с ребенком полными развернутыми предложениями; старайтесь "не понимать" его желаний, если ребенок показывает их жестами или звуками ("Ням-ням, а-а и т.д.), вынуждайте сказать целым словом, в игровой форме заставляйте его повторять все действия, которые он совершает (Маша взяла куклу, какие красивые у Маши носочки и т.д.) Фраза "Мама, дай" не должна означать для вас выполнение просьбы. Разыграйте непонимание, и играя предлагайте ему совершенно другие предметы. Помните: чем больше вы разговариваете с ребенком, тем раньше он начнет говорить. Разыгрывайте небольшие настольные спектакли на известный для ребенка сюжет, давая роль ребенку с простыми словами. 2 -Развивайте мелкую моторику рук. (лепка, рисование мелками,всевозможные пирамидки и матрешки, игрушки-вкладыши; мягкие, упругие предметы перебирать, перекатывать, щупать с закрытыми глазками, рисовать, лепить и т.д. Игры на развитие анализаторов "Чудесный мешочек", "Звуковые баночки", "Угадай,кто спрятался","разнообразные шнуровки и пуговки..... Это развивает межполушарные связи. 3. Массаж ладоней, пальцев. Игры с пальчиками типа "Сорока -ворона","Этот пальчик-младший братик" и др.
Прочитайте в нашей библиотеке книгу О.Е.Грибова.Что делать, если ваш ребенок не говорит? |