6.1. Игра
«Кто чем питается» (+ карточки)
Задачи:
ñ расширение словарного запаса по теме «Дикие животные наших
лесов»;
ñ совершенствование грамматического строя речи (употребление
имен существительных в творительном падеже, согласование прилагательных с
существительными в роде, числе и падеже).
6.2. «Дикие
животные» (+ карточки)
Работа по теме «Дикие животные»
строится аналогично работе по теме «Домашние животные».
На первых занятиях логопед (воспитатель)
знакомит детей с жителями наших лесов (белкой, зайцем, волком, медведем, лисой,
ежом, лосем). Рассматривают этих животных на картинках. Отмечают характерные
черты внешнего вида. Усваивают словосочетания: длинные уши, короткий хвост, длинный хвост, короткие уши, пушистый
хвост, теплая шкурка.
При прохождении данной темы можно
использовать русские народные сказки «Колобок», «Теремок».
Примерный словарь: медведь, волк, лиса, заяц, белка, еж, лось,
медвежонок, волчонок, лисенок, зайчонок, бельчонок, лосенок, ежонок, берлога,
нора, логово, дупло, пушистый, рыжий, злой, хитрый, трусливый, косолапый,
прыгает, бродит, воет.
6.3. Игра
«Накорми животных» (+ карточки)
Задачи:
ñ расширение словарного запаса по теме «Домашние животные»;
ñ совершенствование грамматического строя речи (обучение
использованию в речи винительного и творительного падежей имен существительных,
согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже).
6.4. Игра
«Найди маму» (+ карточки)
Задачи:
ñ расширение словарного запаса по теме «Домашние животные»;
ñ совершенствование грамматического строя речи (обучение
использованию в речи существительных с суффиксами -онок, -ёнок, -ат, -ят,
-их и простого предлога у).
6.5. «Помоги
детенышам найти свою маму»
Оборудование. Картинки, изображающие домашних животных и их детенышей.
Логопед. На лужайке гуляли детеныши
домашних животных и потерялись. Испугались малыши и стали звать своих мам.
«Му-у», — замычали телята. «Муу-у», — ответила им мама.
— Кто мама у телят? (Корова.)
«И-го-го», — заржали жеребята.
«И-го-го», — ответила им мама.
— Кто мама у жеребят? (Лошадь.)
«Хрю-хрю», — захрюкали поросята.
«Хрю-хрю», — ответила мама.
— Кто мама у поросят? (Свинья.)
В дальнейшем можно поиграть в
«животных» с детьми. Одна часть детей — детеныши, другая—-их мамы.
6.6. «Кто у кого?»
Цель:
ñ закрепление словаря по теме «Домашние
животные»;
ñ усвоение формы родительного падежа имен существительных.
I вариант. На
наборном полотне выставляются предметные картинки, изображающие домашних
животных и их детенышей. Предлагается подобрать картинки парами, например:
теленок и корова. Ответить на вопрос: кто у кого?
Образец ответа: У коровы теленок.
II вариант.
То же, но без опорных картинок.
Задание. Рассказать о животном
(свинье, козе, корове): а) по вопросам; б) самостоятельно.
Вопросы. 1. Свинья какое животное (домашнее или дикое)? 2. Чем
покрыто тело свиньи? 3. Что свинья ест? 4. Как называются детеныши свиньи? Или:
Кто есть у свиньи?
6.7. Игра
«Кто с кем?»
Цель: упражнять
детей в употреблении предлога с.
Логопед раскладывает картинки с изображением взрослых
животных и их детенышей и говорит: «Вышли на полянку разные животные (выбирает картинки с изображением взрослых
животных и раскладывает их на столе). Каждая мама позвала к себе своего
детеныша. Найдите детенышей и поставьте их рядом с мамой». Дети подбирают
картинки с изображением детенышей животных и подкладывают каждого к своей маме.
Логопед следит за тем, чтобы дети правильно подбирали картинки, и задает им
вопрос: кто с кем вышел гулять?
Образец ответа: Лиса
с лисенком или Лиса с лисятами.
6.8. Игра
«Что забыл нарисовать художник» (+ карточки)
Задачи:
ñ расширение и обогащение словарного запаса по лексической
теме «Человек»;
ñ закрепление знаний о названиях и выполняемых функциях
частей головы и лица (волосы, брови, ресницы, нос, рот, губы, уши, глаза);
ñ совершенствование грамматического строя речи (образование и
правильное использование формы родительного падежа существительных
единственного и множественного числа);
ñ развитие зрительного восприятия и памяти.
6.9. Игра «Наведи порядок» (+ карточки)
Задачи:
ñ расширение и обогащение словарного запаса по лексическим
темама «Одежла», «Обувь», «Головные уборы»;
ñ совершенствование грамматического строя речи (образование
относительных прилагательных, образование и употребление сложных предложений);
ñ дифференциация предметов одежды, обуви, головных уборов.
6.10. Игра
«Собери букет» (+ карточки)
Задачи:
ñ расширение и обогащение словарного запаса по лексическим
темам «Садовые цветы», «Полевые цветы», «Первоцветы»;
ñ совершенствование грамматического строя речи (согласование
числительного и существительного в роде, числе, падеже);
ñ дифференциация цветов по месту произрастания;
ñ развитие зрительного внимания и памяти.
6.11. Игра
«Собери семью» (+ карточки)
Задачи:
ñ расширение словарного запаса по теме «Домашние животные»;
ñ совершенствование грамматического строя речи (использование
и образование форм дательного, винительного, предложного падежей имен
существительных);
ñ развитие зрительного внимания.
6.12. Игра
«Живой уголок» (+ карточки)
Задачи:
ñ расширение словарного запаса по теме «Домашние животные»;
ñ совершенствование грамматического строя речи (использование
и образование форм дательного, винительного, предложного падежей имен
существительных);
ñ воспитание внимания и бережного отношения к животным.
6.13. Игра
«Почини игрушку» (+ карточки)
Задачи:
ñ расширение словарного запаса по теме «Игрушки»;
ñ совершенствование грамматического строя речи (использование
и образование форм родительного и творительного падежей имен существительных);
ñ развитие зрительного внимания.
6.14. Игра
«Чего нет?»
Задача:
ñ использование родительного падежа существительных без
предлога.
У логопеда на столе разные игрушки. Логопед предлагает
детям три-четыре игрушки. Надо рассмотреть игрушки и запомнить их.
Дети закрывают глаза, логопед убирает сначала одну, затем
две, три игрушки.
Образец ответа: Нет куклы. Нет мишки.
6.15. Игра
«У белочки в гостях» (+ карточки)
Задачи:
ñ расширение словарного запаса по теме «Посуда»;
ñ совершенствование грамматического строя речи (согласование
прилагательных с существительными в роде, числе и падеже; употребление
предлогов);
ñ развитие зрительного внимания.
6.16. Игра
«Мой, моя, моё, мои» (+ карточки)
Задачи:
ñ расширение словарного запаса по темам «Одежда», «Игрушки», «Посуда»,
«Мебель», «Фрукты»;
ñ совершенствование грамматического строя речи (согласование
притяжательных местоимений мой, моя, моё, мои и числительных 2
и 5 с существительными);
ñ развитие мышления (способности к обобщению) и зрительного
внимания.
6.17. «Верни хозяину вещь»
У детей
берутся мелкие предметы (бантик, карандаш, расческа, игрушка и т. д.). Логопед
демонстрирует поочередно вещи детей и спрашивает: «Чей это карандаш?»
Образец ответа: Карандаш
Вовы.
6.18. Игра
«Украшаем елку» (+ карточки)
Задачи:
ñ расширение словарного запаса по теме «Новогодний праздник»;
ñ совершенствование грамматического строя речи (использование
и употребление имен существительных в творительном и родительном падеже,
согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже,
образование относительных прилагательных);
ñ развитие зрительного внимания.
6.19. Игра
«На полянке» (+ карточки)
Задачи:
ñ расширение словарного запаса по теме «Насекомые»;
ñ совершенствование
грамматического строя речи (использование предлогов в, на, по, с, под, над).
6.20. Игра
«Кто кого обогнал?»
Задача:
ñ работа над простым распространенным предложением;
ñ использование винительного падежа существительных без
предлога.
Дети бегут парами наперегонки. Воспитатель (логопед)
спрашивает у детей: «Кто кого обогнал?» Дети отвечают: «Рита обогнала Машу.
Коля обогнал Петю» и т. д.