Меню сайта

Категории раздела

Мини-чат

добавь новость

вход в блок новостей   



Коррекционные
школы нашего района:




Форма входа
 




c

[08.03.2017][сборник №1]
Универсальные учебные действия - формирование и развитие на уроке в начальной школе (0)
[08.03.2017][сборник №1]
Коррекционная направленность трудового обучения в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (0)
[08.03.2017][сборник №1]
«Использование наглядности на уроках математики в начальных классах» (0)
[06.02.2015][сборник №1]
Вялова А.Н. (0)
[28.09.2013][сборник №1]
Поль Л.А. Понимание текстов школьниками с ОВЗ (0)
[26.04.2013][сборник №1]
«Использование песенного жанра на уроках музыки в школе 8 вида, как фактор повышения мотивации к чтению» (0)
[24.03.2013][сборник №1]
И.Е.Токарь " Влияние гендерных различий на успешность обучения мальчиков и девочек" (0)
[20.02.2012][сборник №1]
Галецкая Ю.В. Особенности использования пиктограмм в процессе формирования социально-бытовых навыков у детей с умеренной и тяжелой УО (1)
[20.02.2012][сборник №1]
Галецкая Ю.В. Особенности использования пиктограмм в процессе формирования социально-бытовых навыков у детей с умеренной и тяжелой УО (0)
[09.11.2011][сборник №1]
О роли искусства в социально-педагогическом сопровождении обучающихся в учреждениях специального образования. (0)
[05.11.2011][сценарии,конспекты]
Дым в лесу (0)
[09.05.2011][сборник №1]
Образование как институт социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе (0)
[09.05.2011][сборник №1]
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: состояние и перспективы законодательства (0)
[05.03.2011][диагностика]
Этапы развития детской речи. Часть 2: от 1 года до 7 лет. (0)
[05.03.2011][диагностика]
Этапы развития детской речи. Часть 1: от 0 до 1 года. (0)
[22.02.2011][диагностика]
Проблемы в развитии. (0)
[04.12.2010][бланки документов]
План составления характеристики (0)
[04.12.2010][диагностика]
Методика диагностики социально-психологической адаптации подростков К. Роджерса и Р. Даймонда (0)
[04.12.2010][диагностика]
Специфика социально-педагогической диагностики (0)
[04.12.2010][бланки документов]
Схема составления педагогической характеристики (0)
[04.12.2010][сборник №1]
Мониторная болезнь. (0)
[04.12.2010][сборник №1]
Мониторная болезнь. (0)
[05.11.2010][сборник №1]
Детская депрессия (0)
[05.11.2010][сборник №1]
Ребенок не хочет в школу? (0)
[02.11.2010][сценарии,конспекты]
Кукольный спектакль"Кот и Лиса" (0)


Главная



Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

Кабинет лечебной педагогики

"Открытый мир"

Социально-педагогическая служба сопровождения детей

Среда, 24.04.2024, 11:31

Главная » 2014 » Декабрь » 26 » Глухенько Е.С. "К вопросу о детском аутизме. "
19:41
Глухенько Е.С. "К вопросу о детском аутизме. "

Особенно сложно бывает организовать коррекционную работу с детьми , имеющими множественные нарушения развития среди которых - РДА.  Давайте рассмотрим некоторые некоторые вопросы, поступившие к нам от родителей.

 ВОПРОС.   Обратилась мама мальчика 13 лет. Диагноз - РДА и умственная отсталость средней степени.   Ребенок не говорит (общается жестами или короткими звуками), хотя физиологически все функционирует нормально. Общее мнение специалистов - говорить может, но не хочет. Родители пытались разными способами спровоцировать ребенка на речь ( делали вид, что не понимают, требовали, угрожали, ругались, просили, поощряли и т.д.) Ребенок не говорит. А всего, что ему нужно добивается агрессивными методами:  громким ором, кусанием рук и даже может биться о стены своей головой или разбивать предметы и стекла.. Это продолжается до тех пор, пока он не получит желаемое. Что посоветовать родителям? Как справиться с манипуляцией?

  ОТВЕТ.    Задержка речевого развития это  один из симптомов РДА, который характеризуется слабостью  или отсутствием реакции на речь. Предпочтением тихой, шепотной   речи, а также игнорированием «непониманием»  словесных инструкций.  Наблюдается  отсутствие или   запоздание   фаз  гуления и лепета. Первые слова ребёнка  могут  быть не  разборчивы.
      Любые  попытки спровоцировать   более быстрое  развитие  речи, могут  вызвать  вспышки агрессии, что  у вас и происходит.  Постарайтесь  как можно     больше разговаривать с ребенком, даже если вам кажется, что он вас не понимает, перебивая в своей  манере. Наблюдайте за тем, что делает ваш ребёнок: так вы быстрее научитесь понимать   его жесты. Вслух проговаривайте все, что вы делаете,  объясняя свои действия. Помните, что  ребёнку с синдромом аутизма  очень трудно  жить  в этом мире, поэтому  вы как родители  должны научиться понимать его и терпеливо общаться  с ним.
    Ваше тесное общение  и постоянные беседы с ребёнком, а также объяснения всего, что происходит, способствует развитию чувственно-эмоциональных качеств ребёнка. Со временем благодаря вашему постоянному вниманию  ребёнок научится общаться   с близкими, а также поймет, как выражать свои чувства и эмоции  используя слова.               .
            Комментарий . Да, это совершенно верно. Однако, в данном случае ситуация осложняется возрастом ребенка. 13 лет - время начала полового созревания. Практика показывает, что в этом возрасте у многих ребят наблюдается процесс регрессии. К сожалению, родителями упущено время, т.к.   сенситивные периоды для формирования речи прошли. Сейчас довольно сложно уже активировать  у ребенка сознательную речь .

            Да, действительно, родителям необходимо в первую очередь запастись терпением, т.к. коррекционный процесс очень длительный.  Во-вторых, все окружающие должны соблюдать единство требований к ребенку: проявлять крайнюю твердость в своих требованиях добиться от ребенка не жестовых указаний на предмет или действие, а словесных.  И обязательно  нужно срочно обратиться с ребенком к практикующему дефектологу. Специалист подберет для мальчика индивидуальные задания и поможет спланировать и организовать в семье проблемные ситуации, в которых ребенок будет вынужден начать говорить..Вот один из эффективных приемов:   любимую игрушку ( предмет)  убрать. Т.е. положить её так, чтобы ребенок её видел, но не мог сам достать. На жесты ребенка с требованием дать предмет -  терпеливо и несколько раз внятно  его называть, побуждая к повторению. Конечно, нужно быть готовым к тому, что в первое время   ребенок  ничего не скажет и не повторит. Предлагаем превратить это коррекционное упражнение в игру: мама зовет папу, показывает на предмет и называет его;  папа предмет достает. Следует повторная попытка вынудить ребенка к повторению названия предмета. Потом предмет отдается ребенку. Рекомендуем во время последующих  действий (игр) ребенка с предметом постоянно называть его. Через какое-то время предмет снова оказывается в недоступном месте. Действия повторяются. Постепенно ребенок начнет произносить слова.

            Занятия подобного типа нужно обязательно проводить по несколько раз в день. Очень важно при работе с ребенком не повышать голос, не показывать своего раздражения, нетерпения или гнева. Все занятия должны проводиться в виде веселой игры в спокойной обстановке.  

            И конечно, заметив  первые попытки назвать предмет, ребенка нужно  стимулировать похвалой, лаской или даже небольшим лакомством. Награда должна быть только заслуженной, иначе она потеряет свой воспитательный эффект. Часто родители настраиваются на быстрый результат и через несколько дней опускают руки, ошибочно считая, что метод не работает. Однако это не так.  У нас уже был положительный опыт и мы с уверенностью можем сказать: терпение, терпение и терпение.  Результаты обязательно будут. Не сомневайтесь и удачи!

  ВОПРОС        Девочка 9 лет. аутизм. Был сформирован устойчивый стереотипный алгоритм поведения. .Суть: утром дедушка уходит на работу - потом приходит на обед.   Бабушка, дедушка и  девочка садятся вместе обедать. Девочке нравился процесс приготовления к приходу дедушки и совместному приему пищи  (накрывать на стол, и т.д.).  Но дедушка вышел на пенсию.  Теперь, когда девочка просыпается и видит дедушку  утром дома,  она начинает плакать и выталкивать его на "Работу". Ребенок  не успокаивается до тех пор, пока дедушка не оденется и не уйдет.  Ему приходится гулять в любую погоду по  несколько часов, чтобы потом в обычное время придти на "обед". .. Как помочь ? 

ОТВЕТ       Одним из факторов   раннего детского аутизма является   феномен тождества. Ребёнок  очень быстро привыкает  к  обычаям и традициям,  сложившимся    в его семье и категорически отвергает всё новое. Поскольку вы с девочкой привыкли провожать и встречать  дедушку с работы, то его  уход на пенсию,  девочка воспринимает как   нечто отклоняющееся от нормы.                       .
   Попытайтесь создать максимально комфортные   условия для ребёнка, делайте всё также, постепенно вовлекая  дедушку. Поначалу ребёнок будет сопротивляться, и капризничать, но потом у неё  сформируется новый  стереотип, и она будет реагировать нормально.

Комментарий .Да, стереотипность поведения характерна для детей этой категории. Родителям детей нужно стараться ломать стереотипы в самом начале их формирования,  не допуская их закрепления.  Конечно, речь не идет о вырабатывании полезных навыков: чистить зубы, самостоятельно одеваться и т.д.

Это правильный подход - постепенно привлекать дедушку к каким-то общим делам. Окружающие должны постоянно показывать девочке, что без дедушки многое сделать невозможно, т.к. это умеет только он. Можем предложить один действующий приём. Накануне вечером нужно предложить дедушке организовать совместно  с внучкой какое-нибудь интересное дело( постройка кукольного домика или мебели, починка любимой игрушки, постройка макета из пластилина , поделку из природного материала и т.д.) . Прием в том, что интересное для ребенка дело не завершается., т.е. его завершение переносится на следующее утро.

 В самом интересном месте, все прекращается и ребенку объявляется, что ".. мы обязательно сразу утром, как проснёмся и позавтракаем .. это сделаем.." .Ребенок утром не будет выгонять дедушку на работу, потому что у них появился совместный интерес.

Так же хорошо работает прием предварительного планирования.

Например ребенку показываются фотографии зверей в зоопарке и предлагается завтра утром туда сходить. Важно все это обыграть так, чтобы  предложение не выглядело приказом. Нужно сделать так, что бы ребенок думал, что он сам принял такое решение и что без дедушки это интересное дело просто неосуществимо, т.к. никто его заменить  не сможет.  

 

Фрагмент сборника "Особое детство" из серии "Вопрос-ответ" .  

Книга скоро появится на полке в наших публикациях   .  ЗДЕСЬ 

Просмотров: 877 | Добавил: Luxs | Теги: Глухенько Е.С., Женя Глухенько, Глухенько | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
 
 javascript:;" rel="nofollow" onclick="loginPopupForm(); return false;
Create a free website

Copyright MyCorp © 2024