Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образованияСоколова Н.П. учитель русского языка и литературы коррекционной школы 8 вида.
В
статье представлены новые подходы к организации взаимодействия учителя и
учащихся на уроках русского языка и литературы.
Как только в системе школьного образования
возникло понятие «педагогическая технология», сразу появились разночтения как в
назывании этого понятия, так и в понимании его сути. Собственно, и сегодня мы
не можем утверждать, что в дидактике и методике обучения сложилась четкая
система научных определений и классификаций педагогических технологий, принятая
всем научным и педагогическим сообществом. Дело в том, что у педагогических
технологий в образовательном процессе сравнительно недолгий жизненный путь. Они
возникли лишь в XX веке, поэтому многие детали уточняются, систематизируются и
приводятся к единообразию.
Мы
говорим о технологизированном обучении тогда, когда речь идет о четкой
последовательности действий педагога, об общих закономерностях данного процесса
обучения, о предельно конкретно сформулированных целях и задачах, о способах
взаимосвязанной деятельности учителя и ученика и их роли в образовательном
процессе, о гарантированном достижении намеченного результата каждым
школьником.
Наиболее
емкими и конкретными определениями образовательной технологии, на наш взгляд,
являются следующие:
Образовательная
технология – упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к
достижению поставленных целей (Н.Таланчук)
Образовательная
технология – конструирование учебного процесса с гарантированным достижением
целей (М.Кларин).
Новые
образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого
учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность
учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически
значимой задачи. Это не противоречит творческим процессам личностного
совершенствования, так как каждая из педагогических технологий имеет
собственную зону, в пределах которой происходит развитие личности. Вывод:
главное, что характеризует применение педагогических технологий в обучении –
это принципиально иные основания учебного процесса, особый способ постановки
педагогических целей, заключающийся в том, что эти цели формулируются как
предполагаемый результат деятельности учеников в виде конкретных умений.
Технологии
обучения
Предметно-ориентированные технологии
Технологии
личностно-ориентированного образования
Вузовские
технологии
Диалоговые
технологии
Игровые
технологии
Компьютерные
технологии
Предметно
- ориентированные технологии обучения
|