Рассматривая суицидальное поведение детей, необходимо учитывать, что понятие смерти как категории прекращения жизни у них, как правило, не сформировано. Таким образом, суициды ребенка и взрослого человека принципиально различны.
До 3-х лет ребенок еще не имеет границ, отделяющих его от окружающего мира, не различает мертвое и живое. У него нет представлений о времени, о будущем, а значит, и о смерти. Если в течение первых лет жизни ему приходится сталкиваться с феноменом смерти, то возникающие в связи с этим представления и эмоции лишь отражают реакции на смерть значимых для него людей, особенно матери. Суициды в этом возрасте встречаются крайне редко.
У дошкольников некоторые представления о смерти уже, как правило, сформированы. Однако при этом они часто считают смерть уделом исключительно стариков, не допуская мысли о возможности прекращения собственной жизни. Кроме того, у большинства детей этого возраста нет понимания необратимости смерти.
У школьников уже отмечается четкое разграничение понятий жизни и смерти, хотя смерть еще продолжает оцениваться ими как временное явление. При этом у многих все же присутствует страх умереть, чаще – страх смерти родителей.
Причинами суицидов у детей 7-10 лет чаще всего являются развод родителей, смерть близкого человека, животного и всё чаще – наркозависимость. Нарастающая социальная дезадаптация, одиночество, нравственные и физические страдания, отсутствие перспективы порождают тревогу, агрессию, аутоагрессию, нередко выражающиеся в суицидальном поведении.
Подросткам свойственны размышления о жизни и смерти, повышенный интерес к этим темам, что и находит свое отражение в молодежной субкультуре. Тема смерти является особенно привлекательной, нередко она приобретает для юношей и девушек даже ореол таинственной романтичности.
Лишь незначительный процент подростков осознают, что смерть является окончательным прекращением физической и духовной жизни. Остальные так или иначе отрицают необратимость смертельного исхода, верят в реинкарнацию, в загробную жизнь и т.д. В связи с этими особенностями у детей и подростков значительно сложнее, чем у взрослых, отличить истинные суицидальные акты от демонстративных суицидальных имитаций.
Критическими факторами, определяющими склонность ребенка к самоубийству, являются:
изменение гормонального фона в период полового созревания и связанная с этим неустойчивость настроения, переживания по поводу изменений, происходящих в растущем организме; специфическая возрастная реакция на алкоголь; наличие у ребенка каких-либо заболеваний, заметных окружающим, особенно сверстникам; неправильное воспитание, вырабатывающее идеальные высоконравственные установки, которые противоречат реальной жизни и приводят к завышенным требованиям к себе и окружающим ( это порождает депрессивные реакции, связанные с «потерей веры в людей», сопровождающиеся идеями самообвинения со всеми вытекающими из этого последствиями.
Успех в нелегком деле по распознанию возможной попытки суицида во многом облегчается самим ребенком! 80% задумавших совершить самоубийство детей предварительно дают знать о своих намерениях окружающим.
Способы сообщения могут быть завуалированы, и ЧРЕЗВЫЧАЙНО НЕОБХОДИМО их ПОНЯТЬ! Нередко потенциальные суициденты заводят разговоры о смерти, о своей никчемности, беспомощности, о своем безнадежном положении, упоминают об эпизодах суицидов в фильмах и романах.
Обычно такие высказывания непосредственно предшествуют попытке самоубийства.
Возрастные особенности суицидального поведения
Возраст существенно влияет на особенности суицидального
поведения. Например, кризисные периоды жизни, такие, как юность или начало старости,
характеризуются повышением суицидальной готовности.
Суицидальное поведение в детском возрасте носит характер
ситуационно-личностных реакций, т.е. связано собственно не с самим желанием умереть,
а со стремлением избежать стрессовых ситуаций или наказания. Большинство исследователей
отмечает, что суицидальное поведение у детей до 13 лет — редкое явление, и
только с 14—15-летнего возраста суицидальная активность резко возрастает,
достигая максимума к 16—19 годам.
По данным исследования А.Г. Амбрумовой 770-ти детей и
подростков с суицидальным поведением, самыми молодыми были дети 7 лет.
Большинство составили девочки (80,8 %). Наиболее частыми способами у девочек
были отравления, у мальчиков — порезы вен и повешение.
Большинство авторов считают, что концепция смерти у ребенка
приближается к адекватной лишь к 11 — 14 годам, после чего ребенок может
по-настоящему осознавать реальность и необратимость смерти. Маленький ребенок скорее
фантазирует по поводу смерти, плохо понимая различия между живущим и умершим. И
только ближе к подростковому возрасту смерть начинает восприниматься как реальное
явление, хотя и отрицается, кажется маловероятной для себя. Следовательно, термины
«суицид» и «суицидальное поведение» в строгом смысле для раннего возраста малоприемлемы.
Мотивы, которыми дети объясняют свое поведение,
кажутся несерьезными и мимолетными. Для детей в целом характерны впечатлительность,
внушаемость, низкая критичность к своему поведению, колебания настроения,
импульсивность, способность ярко чувствовать и переживать. Самоубийство в
детском возрасте побуждается гневом, страхом, желанием наказать себя или других.
Нередко суицидальное поведение сочетается с другими поведенческими проблемами, например
прогулами школы или конфликтами.
Возникновению суицидального поведения также способствуют
тревожные и депрессивные состояния. Признаками депрессии
у детей могут быть: печаль, несвойственное детям бессилие, нарушения сна и
аппетита, снижение веса и соматические жалобы, страх неудачи и снижение интереса
к учебе, чувство неполноценности или отвергнутости, чрезмерная самокритичность,
замкнутость, беспокойство, агрессивность и низкая устойчивость к фрустрации.
Несколько иную картину суицидального поведения мы
наблюдаем в подростковом
возрасте. Среди подростков попытки самоубийства встречаются
существенно чаще, чем у детей, причем лишь немногие из них достигают своей
цели. Частота законченных суицидов подростков не превышает 1 % от всех
суицидальных действий. Суицидальное поведение в этом возрасте чаще имеет
демонстративный характер, в том числе — шантажа. А.Е. Личко отмечает, что лишь
у 10 % подростков имеется истинное желание покончить с собой (покушение на самоубийство),
в 90 % — это крик о помощи. Б. Н. Алмазов, обследовав группу подростков 14—18
лет, умышленно нанесших себе порезы, установил, что только 4 % из них в момент самопореза
имели мысли суицидального содержания. Большинство же эксцессов были совершены
после ссоры со сверстниками, а также как бравада или обряд «братания». А.Е. Личко,
А.А. Александров, проведя обследование группы подростков в возрасте 14—18 лет,
пришли к выводу, что у 49 % суицидальные действия были совершены на фоне острой аффективной реакции [13,
с. 133]. В группе подростков также несколько возрастает роль психических расстройств,
например депрессии. К «детским» признакам депрессии присоединяются чувство
скуки и усталости, фиксация внимания на мелочах, склонность к бунту и
непослушание, злоупотребление алкоголем и наркотиками. [5,61]
В целом можно говорить о значительном влиянии на суицидальное поведение подростков межличностных
отношений со сверстниками и родителями. По мнению Л.Я. Жезловой, в предпубертатном
возрасте преобладают «семейные» проблемы, а в пубертатном — «сексуальные» и
«любовные».
Другим чрезвычайно важным фактором, к сожалению относительно
мало изученным, выступает влияние
подростковой субкультуры. Так, в ответ на сообщения в СМИ в 1999 г. о
самоубийстве Игоря Сорина, лидера молодежной поп-группы «Иванушки интернешнл», несколько
девочек-подростков последовали примеру своего кумира. [9,107]
После 14 лет суицидальное поведение проявляется приблизительно
одинаково часто и у девушек и у юношей. В молодом возрасте суицидальное поведение нередко
связано с интимно-личностными отношениями, например несчастной любовью. Как
группа молодые люди склонны к депрессии. Степень депрессии часто является показателем
серьезности суицидальной угрозы.
Исследования показали, что наибольшее число завершенных
самоубийств совершается в период от 40 до 65 лет. Уровень самоубийств выше
среди мужчин. Типичными стрессорами зрелого
возраста являются ситуация развода, потеря близкого человека, увольнение
с работы, финансовый кризис, смерть в семье.
Пожилой возраст сталкивается
с такими серьезными социально-психологическими проблемами, как одиночество, окончание
профессиональной деятельности, утрата возможностей, отделение от семьи и друзей
и т.д. Депрессия у пожилых людей характеризуется чувством усталости, фатальностью
и безнадежностью. Безнадежность проявляется в стойком желании умереть. В силу
ряда причин пожилой возраст является одним из наиболее подверженных
суицидальному поведению.[5,62]
|