Трудно встретить психические расстройства у детей и подростков, при которых бы не нарушался сон. Например, при неврозах, как уже отмечалось, бывают бессонница плохое засыпание, чрезвычайно поверхностный сон с многочисленными сновидениями,
в результате которого человек просыпается от малейшего шума, а по утрам не чувствует себя отдохнувшим. Ухудшение сна может быть одним из первых предвестников болезни. Не случайно врачи древности придавали такое большое значение нормальному сну.
Что такое сон? Почему мы спим? Отчего природа так распорядилась, что треть своей жизни (дети еще больше) мы тратим на сон?
В отношении нарушений сна существует множество неверных суждений: снятся ребенку сны — его немедля ведут к психиатру, не снятся — тоже, приснился цветной сон — бьют тревогу, снятся лишь черно-белые сны — опять плохо. Поэтому в общих чертах расскажем, как современная наука представляет сущность сна и сновидений. Должен заметить, что если бы кто-то рассказал то, о чем читатель сейчас узнает, 40 лет тому назад,его сочли бы сумасшедшим. Но время идет, наука развивается, и новое вытесняет cтарое.
Научное изучение сна началось в 50-годы прошлого века, хотя предпосылки к этому были заложены ранее, когда нейрофизиологи получили в свои руки мощное оружие — электроэнцефалографию. Немецкий ученый Ганс Бергер (1872— 1941 гг.) впервые в мире построил аппарат, с помощью которого можно записывать биотоки мозга. Обнаружилось, что электроэнцефалограммы с большей или меньшей точностью способны регистрировать некоторые изменения физиологического состояния мозга.
Электроэнцефалография дала возможность более углубленно подойти и к изучению проблемы сна. Бергер открыл электроэнцефалографию в 1924 г., но в течение многих лет продолжал работать над своим открытием и крайне осторожно оценивал возможности этого метода, поэтому процесс сна стали исследовать только в начале 50-х годов. Чрезвычайно скромный человек, Бергер совершенно не рекламировал свое открытие, поэтому понимание его значения пришло не сразу.
Бергер был кабинетным ученым, очень дотошным, осторожным и в высшей степени добросовестным. С середины 30-х годов ученые Англии, США и многих других стран стремились установить контакт с Бергером и получить от него нужную информацию по использованию электроэнцефалографии в клинической практике. Нацисты крайне неприязненно относились к Бергеру, который всем своим поведением и мышлением не вписывался в фашистскую систему со свойственными ей невежеством, самодовольством, нетерпимостью к инакомыслию. Они стремились всячески изолировать Бергера от зарубежных коллег, замалчивали его изобретение. Когда научные труды Бергера были выдвинуты на Нобелевскую премию, гитлеровцы запретили ему получать эту премию. В 1947 г. вопрос об этом вновь был поднят, но к этому времени создателя метода электроэнцефалографии уже не было в живых.
Новая эпоха в изучении сна началась с очень простого и внешне незначительного факта. При Чикагском университете существовала лаборатория по изучению сна, руководил ею физиолог профессор Натаниэль Клейтман. Его сотрудник доктор Юджин Азеринский однажды — это было в 1953 г.— обратил внимание на то, что у спящих детей периодически двигаются глазные яблоки. Азеринский стал более пристально наблюдать за этим феноменом. Когда испытуемых будили в тот момент, когда их глазные яблоки начинали вращаться, все они утверждали, что только что видели сновидения. Клейтман и Азеринский пришли к выводу, что сновидения возникают, очевидно, в то время, когда у больного вращаются глаза. Эту фазу назвали REM-фазой (от англ. rapid eye movements — быстрые движения глаз). Электроэнцефалограмма зафиксировала особые изменения деятельности мозга во время — REM- фазы. Клейтман и профессор психиатрии Стенфордского университета Уильям Демент изучили эти явления и с клинических позиций. Оказалось, что REM-фаза (в дальнейшем ее стали называть фазой парадоксального сна; парадоксального — потому, что человек спит и, казалось бы, должен быть обездвижен и как бы приостановить свою жизнедеятельность, а на самом деле этой приостановки нет, более того, в определенные периоды возникают очаги возбуждения — мы называем эту фазу поверхностным сном) может повториться примерно каждые 80—90 мин, а продолжительность ее различна: от нескольких минут до 1—2 ч. В среднем при восьмичасовом ночном сне здоровый человек проводит 1,5—2 ч в состоянии поверхностного сна, а вообще в жизни — в среднем около 5—6 лет.
В последние годы внимание множества ученых приковано к изучению фазы поверхностного сна, который многими рассматривается как «третье состояние» человека, нечто промежуточное между сном и бодрствованием. Изучение этого «третьего состояния» может пролить свет на природу психических расстройств. Не то ли это явление, о котором писал Евгений Баратынский?
Есть бытие, но именем каким
Его назвать? Ни сон оно, ни бденье —
Меж них оно, и в человеке им
С безумием граничит разуменье.
Что случается с человеком (особенно с ребенком), если его вообще лишить сна или лишить поверхностного сна? Ответ недвусмыслен: он психически заболевает, у него появляются страхи (на этом основано длительное лишение сна в условиях пыток и допросов для получения реальной или вымышленной информации), галлюцинации, неправильное восприятие реальности, времени, своей личности, резко ослабевает воля и способность сопротивляться внешнему психическому воздействию.
Представление ученых о фазе поверхностного сна примерно следующее: в течение дня через человеческий мозг проходит колоссальное количество самой разнообразной информации, люди (особенно дети) испытывают массу эмоциональных и интеллектуальных воздействий, которые психика не может адекватно усвоить, либо не может вовремя отреагировать вследствие особенностей воспитания человека, отсутствия подходящей ситуации и пр. Вся эта информация отреагируется во время сновидений, т. е. в период фазы поверхностного сна. Сновидения — это как бы клапан, который выпускает излишки информационного пара. Демент провел такой опыт: восемь добровольцев согласились, чтобы им не давали возможности видеть сны. Как только у них начинались движения глазных яблок, что говорило о наступлении фазы поверхностного сна, а значит сновидений, подопытных будили. Так продолжалось пять дней.
Что было отмечено? Фазы поверхностного сна начинались быстрее, чем раньше, мозг как бы стремился компенсировать невозможность сновидений. В начале опытов эти фазы отмечались около 20 раз, а к пятому дню — до 30 раз. Начиная с 5—6-го дня у всех испытуемых появились галлюцинации, бред, страхи — они стали психически больными. После того, как им дали возможность выспаться, все эти нарушения исчезли.
Была проведена уникальная операция: у кошек вырезали те участки мозга, которые участвовали в возникновении поверхностного сна, то есть животных лишили возможности видеть сны. Спустя некоторое время поведение животных резко изменилось: они стали агрессивными, возбудимыми, гиперсексуальными, странными, «бешеными», некоторые вскоре погибли.
Все эти закономерности касаются и детей, и взрослых. Если ребенок не выспался, он становится злым и раздраженным. В таких случаях говорят: «Иди поспи», «Ночью ему приснился дурной сон» и пр. Ребенок должен спать столько, сколько ему необходимо для полного восстановления бодрости и интереса к жизни. Всем детям необходимо спать днем, чтобы не переутомляться. При церебрастении, многих других заболеваниях послеобеденный сон обязателен. Это же касается детей, страдающих ночными кошмарами, сноговорением, снохождением (сомнамбулизмом, раньше это явление именовалось лунатизмом) и т. д.
|