Эта
книга — пособие практического характера — для вас, уважаемые коллеги,
и ваших юных воспитанников.
Что
же принципиально нового и интересного можно узнать о развитии речи? Казалось
бы, об этом написаны сотни статей, изданы учебно-методические и дидактические
пособия. Возможно ли сегодня удовлетворить строгие запросы читательской
аудитории? Тем более что книга адресована не детям, а взрослым (педагогам и
родителям) для работы с детьми.
За
основу создания пособия мы взяли развитие речемыслительных способностей
ребенка.
Речь
возникает вместе с возникновением сознания — высшей, специфически
человеческой формы отражения действительности. В единстве с речью возникает и
мышление, характеризующееся именно тем, что оно отражает действительность в
понятиях, т. е. в обобщениях, которые оформляются и закрепляются в слове.
Однако речь и мышление не являются тождественными процессами, не сливаются
между собой. Они составляют сложное единство друг с другом.
Та
трудность, которую мы переживаем при выражении мысли во внешней речи, вовсе не
есть трудность только самой речи. Эта трудность является трудностью оформления
данной мысли вербально, в словах. Оформить ее так, чтобы сделать понятной для
другого, это значит сделать ее вполне ясной и для самого себя. Чем более
неясной является для нас наша мысль, тем труднее выразить ее словами, и
наоборот.
Поэтому
нельзя не придавать значения тому, как выражается мысль в словах. Это особенно
нужно иметь в виду при обучении и воспитании. Правильность и развернутость
высказываний важны не только для воспитания речи детей, но и для развития
мышления, воспитания у них умения логически оформлять и развивать свою мысль,
формируя таким образом рассуждающее (дискурсивное) мышление.
Настоящее
пособие поможет определить содержание работы по развитию речемыслительной
деятельности и психических процессов детей. Материал может быть использован и
для речевого обследования детей, и для работы над всей системой речи и ее
отдельными компонентами: звукопроизношением, словарем, грамматическим строем,
связной речью.
Как
пользоваться пособием? По-разному. В зависимости от возраста ребенка, уровня
речевого развития и личностных особенностей, от этапа работы и цели каждого
занятия. Представленные задания и игры комментируются, обозначается их целевая
направленность, приводятся образцы выполнения. Предложенные упражнения легко
комбинируются и могут вариативно использоваться по всем направлениям работы.
Практический
материал по организации и содержанию работы представлен в трех главах:
1. Разговор
с родителями.
2. Система
занятий по развитию психических функций и речи (11 занятий).
3. Система
занятий по развитию речи (25 занятий).
Такое
деление достаточно условно, так как все материалы обеспечивают развитие
речемыслительной деятельности детей, подготавливая их к школе, предупреждая или
устраняя трудности начального обучения.
В
приложении представлен картинный материал, соответствующий занятиям
3-й главы по развитию речи. |