ДЕТСТВО НЕРВНОЙ СИСТЕМЫМатери моей посвящаю "Баобабы сперва, пока не вырастут, бывают совсем маленькие”. "... есть там хорошие семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы. Но ведь семена невидимы. Они спят глубоко под землей, пока одно из них не вздумает проснуться. Тогда оно пускает росток, он расправляется и тянется к солнцу, сперва такой милый и безобидный. ... Но если это какая-нибудь дурная трава, надо вырвать ее с корнем, как только узнаешь ... А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься”. А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц”. Почему эта книжка названа "Детство нервной системы”? Ведь никому не придет в голову говорить о "детстве” почки, печени или желудка, хотя и эти очень важные органы, конечно, изменяются на протяжении жизни, переживая состояния молодости, зрелости и ста рения. Но они лишь идут в ногу с целым организмом, проходящим последовательные ступени своего индивидуального пути развития, тогда как нервная система в значительной степени определяет само развитие, его соответствие с одной стороны — заложенной наследственной программе, а с другой — конкретным условиям внешней среды, в которых данному организму пришлось развиваться, иными словами, — жить. Жизнь — одно из наиболее употребляемых и, казалось бы, всем понятных слов. Вместе с тем, дать исчерпывающее определение "жизни” во всех ее многообразных проявлениях — чрезвычайно сложная задача. Весьма непросто определить и жизнь отдельного человека — от рождения и до смерти. Является ли истинным рождением появление на свет из утробы матери? Правомерно ли называть "жизнью до рождения” внутриутробное развитие плода? Да и можно ли оторвать от начала жизни нового организма "живое” стремление навстречу друг к другу живых половых клеток будущих матери и отца? Ведь эти клетки даже до слияния, находясь на расстоянии друг от друга, "объединены” суммарной наследственной информацией, индивидуально характеризующей будущих сына или дочь. Что первично, стремление будущих отца и матери друг к другу, в результате которого с определенной степенью случайности явится на свет неизвестная новая личность, или же, напротив, идеальная "сверхзадача” рождения конкретной новой личности "сводит” незнакомых мужчину и женщину в единый "инструмент” выполнения этой "сверхзадачиВ равной степени затруднительно дать точное определение и момента смерти. Как ни удивительно, но до настоящего времени не существует абсолютных критериев смерти организма. Общеизвестно, что "смерть” отдельных органов и тем более клеток наступает в разные сроки. Живое сердце и живая почка человека, погибшего в автомобильной катастрофе, могут еще в течение многих лет продолжать "жить” пересаженными в другой организм. Нужно ли для установления факта смерти ждать умирания последней клетки уже умершего организма? Или продолжение жизни каких-то органов можно не учитывать? Это проблемы очень непростые, прежде всего в этическом плане, однако, большинство исследователей считает критерием смерти — смерть мозга. По-видимому, и рождение неразрывно связано с созреванием нервной системы. Во всяком случае, рождение сознания, рождение человеческой личности, полноценного члена общества нельзя отнести ни к моменту зачатия, ни к моменту родов. Пожалуй, именно этот интервал времени, с точкой отсчета от момента физического рождения, и является наиболее ответственным периодом истории индивидуального развития организма — его детством. Но рождение Человека, становление его как личности — главным образом результат развития и созревания мозга, позволяющего не только адаптироваться к факторам окружающей среды, но и активно взаимодействовать с ними. Полноценность и адаптации, и активного взаимодействия обусловлена "эффективностью” протекания периода детства, "детства нервной системы”. Ставшая, к сожалению, чрезмерно широко употребляемой фраза "Все мы родом из детства”, имеет не только философский, но и глубокий биологический и физиологический смысл. Лет 20-25 назад был опубликован коротенький, но пронзительно грустный рассказ Генриха Белля, рассказ — воспоминание о прошедшей жизни, о дочери, которая ощутимо, зримо помнится сначала пятилетней девочкой, потом школьницей, потом студенткой. "То были — говорит Г. Белль, — как бы совершенно разные девочки, каждая, из которых безвозвратно ушла, уступив место другой, новой, но в то же время все они навсегда сохранились живыми в памяти отца”. Точность наблюдения писателя относится, конечно, не к сути процессов, происходящих в организме растущего ребенка, а к субъективному чувственному восприятию этих процессов. Вместе с тем, развитие, рост ребенка, — это действительно не только количественные изменения (увеличение размеров, объема органов, увеличение числа клеток), но главным образом — изменения качественные, нередко столь значительные, что общий облик, все основные внешние и внутренние характеристики организма трансформируются до неузнаваемости..... |