null

  

 

Меню сайта

Категории раздела
сборник №1 [20]
бланки документов [7]
диагностика [6]
сценарии,конспекты [7]

Мини-чат

добавь новость

вход в блок новостей   



Коррекционные
школы нашего района:




Форма входа
 




c

[08.03.2017][сборник №1]
Универсальные учебные действия - формирование и развитие на уроке в начальной школе (0)
[08.03.2017][сборник №1]
Коррекционная направленность трудового обучения в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (0)
[08.03.2017][сборник №1]
«Использование наглядности на уроках математики в начальных классах» (0)
[06.02.2015][сборник №1]
Вялова А.Н. (0)
[28.09.2013][сборник №1]
Поль Л.А. Понимание текстов школьниками с ОВЗ (0)
[26.04.2013][сборник №1]
«Использование песенного жанра на уроках музыки в школе 8 вида, как фактор повышения мотивации к чтению» (0)
[24.03.2013][сборник №1]
И.Е.Токарь " Влияние гендерных различий на успешность обучения мальчиков и девочек" (0)
[20.02.2012][сборник №1]
Галецкая Ю.В. Особенности использования пиктограмм в процессе формирования социально-бытовых навыков у детей с умеренной и тяжелой УО (1)
[20.02.2012][сборник №1]
Галецкая Ю.В. Особенности использования пиктограмм в процессе формирования социально-бытовых навыков у детей с умеренной и тяжелой УО (0)
[09.11.2011][сборник №1]
О роли искусства в социально-педагогическом сопровождении обучающихся в учреждениях специального образования. (0)
[05.11.2011][сценарии,конспекты]
Дым в лесу (0)
[09.05.2011][сборник №1]
Образование как институт социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе (0)
[09.05.2011][сборник №1]
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: состояние и перспективы законодательства (0)
[05.03.2011][диагностика]
Этапы развития детской речи. Часть 2: от 1 года до 7 лет. (0)
[05.03.2011][диагностика]
Этапы развития детской речи. Часть 1: от 0 до 1 года. (0)
[22.02.2011][диагностика]
Проблемы в развитии. (0)
[04.12.2010][бланки документов]
План составления характеристики (0)
[04.12.2010][диагностика]
Методика диагностики социально-психологической адаптации подростков К. Роджерса и Р. Даймонда (0)
[04.12.2010][диагностика]
Специфика социально-педагогической диагностики (0)
[04.12.2010][бланки документов]
Схема составления педагогической характеристики (0)
[04.12.2010][сборник №1]
Мониторная болезнь. (0)
[04.12.2010][сборник №1]
Мониторная болезнь. (0)
[05.11.2010][сборник №1]
Детская депрессия (0)
[05.11.2010][сборник №1]
Ребенок не хочет в школу? (0)
[02.11.2010][сценарии,конспекты]
Кукольный спектакль"Кот и Лиса" (0)


Главная



Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

Кабинет лечебной педагогики

"Открытый мир"

Социально-педагогическая служба сопровождения детей

Суббота, 08.08.2020, 00:49


Главная » Статьи » » сборник №1

[ Добавить статью ]

К вопросу психолого-педагогического сопровождения детей – сирот и детей из приемных семей, обучающихся в учреждениях специального образова

   Пескова Марина Евгеньевна,  к. п. н., педагог- психолог      

  К вопросу психолого-педагогического сопровождения детей – сирот и детей из приемных семей, обучающихся в учреждениях специального образования.


          По статистическим денным в Московской области насчитывается более 16 тысяч детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, более 60%  из которых благодаря проводимой государством политике устраивается  на воспитание в семьи.

Опять же по статистике, среди детей с нарушениями умственного развития – 27% это сироты, где почти в половине семей родители имели  алкогольную либо наркотическую зависимость. Фиксируется рост числа детей с задержкой психического развития, причиной которого среди прочих факторов также фигурирует  химическая зависимость родителей, неблагоприятный психологический микроклимат в семье, те есть, попросту говоря, семейное неблагополучие, выражающееся не столько в том, что нет постельного белья и тарелки супа, а в том, что родители не справляются с жизнью.

Подобные дефектологические диагнозы дети из неблагополучных семей  получают по разным причинам.  Не касаясь генетических, остановим внимание на социальных причинах. Некоторые дети, совершенно здоровые от рождения, находясь долгое время  в условиях  жестокого обращения в семье, испытывают постоянное чувство страха и тревоги. Они настолько пропитали личность такого ребенка, что парализовали все его способности, и ребенок после нескольких лет жизни в таких условиях попадает в поле зрения специалистов психолго - медико-педагогических комиссий.

Впадение в так называемый ступор, отключение чувств и мыслей как реакция на непредсказуемость алкогольного психоза родителей становится причиной того, что ребенок таким же, ставшим привычным ему  образом ведет себя и во время обследования специалистами ПМПК, которые не всегда найдут время распознать все нюансы поведения и ставят ему диагноз «умственная отсталость». Так или иначе, многие дети-сироты и дети, оставшиеся без родительского попечения, а также дети, которые вновь обрели семейное счастье в виде приемной семьи, обучаются в коррекционных учебных заведениях. Не останавливаясь подробно на особенностях психического развития этой категории детей, отметим лишь  наиболее значимые из них в контексте нашего научно-практического профессионального интереса. Бесспорно, психическое развитие детей, воспитывающихся без должного попечения родителей, в условиях эмоциональной и психической депривации, или находящихся в интернатных учреждениях, отличается  от психического развития ровесников, воспитывающихся в семье.

Травмирующий комплекс депривации сохраняется у брошенного  ребенка на всю жизнь, оказывая влияние на личностное развитие и, соответственно, на все  сферы его жизнедеятельности. Последствия депривации, по мнению некоторых специалистов, все же  преодолимы. «После устройства в семью даже младенцы чувствуют, что «жизнь налаживается», и делают невероятный скачок в росте и развитии. Но пережитый стресс еще долго дает о себе знать, и чем дольше ребенок прожил без семьи, тем более длительным будет процесс восстановления». (Л. Петрановская). Многое здесь зависит от самих приемных родителей. Поэтому в поле нашего научного интереса кроме самого ребенка, лишенного попечения биологических родителей и принятого на воспитание в чужую семью, совершенно естественно попадают как субъекты сложного воспитательного процесса и сама приемная семья, и школа, которую посещает ребенок. Представления большинства людей, к которым относятся и школьные учителя, и не прошедшие специальную подготовку воспитатели детских домов, о детях – сиротах  складываются на основе мифов, слухов и сюжетов из кинофильмов. Образ одинокого, брошенного ребенка, познавшего множество жизненных трудностей и наконец-то обретшего семейный уют, задевает людей за живое, трогает сердца.

Ожидания приемных родителей, как, впрочем, и многих педагогов, пришедших работать в детские дома, во многом связаны со сложившимися в обществе стереотипами сиротства, описанными в мировой художественной литературе.  Удивительные судьбы героев Мало, Гюго, Бернет, Диккенса, Достоевского, Толстого  способствуют формированию представлений о горькой  сиротской доле как своеобразном жизненном экзамене на стойкую волю, высокую нравственность и гуманность, сильный характер. Лишившись в детстве семьи,  сирота испытывает благодарность ко всем людям, принявшим участие в его незавидной доле, ценит дружбу, любовь и мечтает о своей собственной семье, в которой его дети не повторили бы той же сиротской  участи. Этот стереотип преобладает в сознании людей, имеющих весьма постороннее отношение к сиротству.  Тем же, кто сталкивается с ним не понаслышке скорее свойственно другое, иногда противоположно полярное мнение.

В современной действительности мы, чаще имеем дело  с другим стереотипом сиротства, этаким Франкенштейном – трудно поддающиеся воспитанию, недоверчивые, подозрительные, ищущие выгоду для себя, иждивенцы, агрессивные, неблагодарные. И считаем их воспитание заведомо безуспешным, убеждаясь в правоте старой истины «Сколько волка не корми, он все в лес смотрит». Психолого-педагогические исследования, посвященные особенностям развития детей- сирот касаются в основном   тех сирот, которые находятся в интернатных учреждениях. Хотя в последнее время в связи с набирающей обороты кампанией по передаче воспитанников детских домов на воспитание в семьи, появились актуальные исследования детско-родительских отношений в приемных семьях, мотивации приемных родителей и их психологической готовности к родительству, организации службы сопровождения замещающих семей и т.д.

Занимаясь проблемой формирования жизненного опыта у воспитанников детского дома, мы в результате проведения диссертационного исследования (2004-2008гг.) пришли к ряду выводов, лейтмотивом которых звучал приоритет семейного воспитания над государственным «детдомовским». В частности, данные теоретического и эмпирического анализа позволили судить о недостаточности информационных воспитательных методик для формирования  жизненного опыта у детей. Поэтому основой профессиональной деятельности  в учреждениях интернатного типа становятся  методики, направленные на предметно-действенную и эмоциональную сферу личности. Они включают в себя учебные и естественно-бытовые тренинги и игровые моменты,  направленные на выработку отношений ребенка ко всем видам взаимодействия с окружающим миром. И, тем не менее, несмотря ни на старания педагогов, ни на применение  практико-ориентированных воспитательных методик, казенное воспитание продолжает по-прежнему оставаться искусственным.

Так как во всех специально организуемых  занятиях  отсутствует главное – ответственность ребенка за «лень приготовить обед», «лень сходить в магазин» и испытание на себе последствий безответственности, чего естественно не допустит ни одно интернатное учреждение.  Вся социализация и накопление жизненного опыта сводится лишь к овладению умениями, к сожалению не перерастающими у детей – сирот в навыки и привычки. Процесс наблюдения  за детьми, ставшими теперь более или менее благополучными семейными ребятами, но продолжающими обучение все в той  же коррекционной школе 7,8 видов (для детей с задержкой психического развития и детей с  умственной отсталостью), принял лонгитюдный характер, и наметились новые направления научных исследований, касающиеся динамики психологического развития ребенка в приемной семье.  Для малого города с населением 20 000 человек и с отсутствием на данный момент муниципальной службы сопровождения замещающих семей школьная психолго - педагогическая служба оказывается существенным подспорьем.

Здесь приемные родители всегда найдут поддержку специалистов, готовых проконсультировать их, при необходимости провести серию групповых психологических занятий, могут посетить лекторий для родителей, поделиться опытом с такими же семьями. Для психологической службы главным направлением работы здесь является профилактика возвратов детей из приемной семьи обратно в детский дом.

Кроме психологического консультирования как взрослых, так и детей, перед школьным психологом в отношении детей из приемных семей проводится диагностическая работа,  а при жалобах родителей на трудности взаимодействия с ребенком она обязательна. Главным образом, применяемые формализованные и малоформализованные методики направлены на изучение взаимоотношений ребенка с приемными родителями (по истечении адаптационного периода). С этой целью чаще всего используются проективные методики.  Например, методика Р.Жиля  (фильм-тест) предназначена для исследования социальной приспособленности ребенка. Ее наглядно-вербальная форма хорошо воспринимается детьми с различными нарушениями развития.

Методики «Чернильные пятна» Г.Роршаха и САТ  (детский апперцептивный тест) направлены на выявление таких аспектов личности ребенка, как способы индивидуального аффективного реагирования и контроля, структура потребностей личности, содержание конфликтных переживаний, апперцепцию своего Я и социального окружения. Особой ценностью предлагаемых методик являются такие характеристики, которые позволяют вскрыть в личности запрещенные (социумом) или запрещаемые (им самим) мотивы. Рисуночные методики («Дом – дерево – человек», «Два дома», «Несуществующее животное» и др.) применяются для диагностики особенностей восприятия ребенком характера сложившихся семейных взаимоотношений. Также возможна диагностическая работа и с родителями, хотя, как правило, взрослые не склонны подвергать себя этой процедуре.  В большинстве случаев они считают, что проблемы не в них, а в «чужом» ребенке – он все делает не так, нарочно доводит их «до белого каления».   И еще один субъект воспитательного процесса – это учитель, в классе которого учится приемный ребенок.

Со стороны школьной психолого-педагогической службы главное, способствовать  пониманию учителем того, что не всегда приемная семья бывает идеальной, как и все остальные семьи. И не дать разгореться конфликту, если вдруг педагогу по какой-либо причине такая семья не понравится. Важно донести до его сознания, что в стране нет десятков тысяч идеальных родителей для всех сирот, и ему гораздо лучше иметь такую семью, чем никакую. Совершенно очевидно, что с какими бы категориями детей не работал психолог, принципы и основное содержание его деятельности остаются неизменными. Просто с сиротами больше хлопот, как в приемной семье, так и в школе, им требуется особое внимание не только новых родителей, но и школьной психолого-педагогической службы. И, оказывается, это не так уж и плохо, когда нет в городе муниципальной службы сопровождения замещающих семей, ведь школу ребенок посещает гораздо чаще, чем подобный центр и оказывается в поле зрения специалистов почти постоянно за исключением каникул.       

Литература.  

1.        Левченко И.Ю. и др. «Психолого-педагогическая диагностика» - М., «Академия», 2008.

2.        Пескова М.Е. «Специфика формирования витагенного опыта у воспитанников детского дома» -  М, 2008.

3.        Петрановская Л. «К вам пришел приемный ребенок» - М., «Студио - диалог», 2009.

4.        «Психологическое сопровождение приемных семей: теоретико-прикладные аспекты подготовки специалистов и замещающих родителей». Материалы  второй Всероссийской научно-практической конференции. – Коломна, 2010.



Источник:
Категория: сборник №1 | Добавил: Luxs (19.10.2010) | Автор: E W
Просмотров: 1215 | Комментарии: 0 | Теги: | Рейтинг: /
Всего комментариев: 0



 
 javascript:;" rel="nofollow" onclick="new _uWnd('LF', ' ', -250, -110, {autosize:1, closeonesc:1, resize:1 }, {url:'/index/40' } ); return false;
Create a free website

Copyright MyCorp © 2020