Пескова Марина Евгеньевна, к. п. н.,
педагог- психолог
К вопросу психолого-педагогического сопровождения
детей – сирот
и детей из приемных семей, обучающихся в учреждениях
специального образования.
По
статистическим денным в Московской области насчитывается более 16 тысяч детей –
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, более 60% из которых благодаря проводимой государством
политике устраивается на воспитание в
семьи.
Опять
же по статистике, среди детей с нарушениями умственного развития – 27% это
сироты, где почти в половине семей родители имели алкогольную либо наркотическую зависимость.
Фиксируется
рост числа детей с задержкой психического развития, причиной которого среди
прочих факторов также фигурирует
химическая зависимость родителей, неблагоприятный психологический
микроклимат в семье, те есть, попросту говоря, семейное неблагополучие,
выражающееся не столько в том, что нет постельного белья и тарелки супа, а в
том, что родители не справляются с жизнью.
Подобные
дефектологические диагнозы дети из неблагополучных семей получают по разным причинам. Не касаясь генетических, остановим внимание на
социальных причинах. Некоторые дети, совершенно здоровые от рождения, находясь
долгое время в условиях жестокого обращения в семье, испытывают
постоянное чувство страха и тревоги. Они настолько пропитали личность такого
ребенка, что парализовали все его способности, и ребенок после нескольких лет
жизни в таких условиях попадает в поле зрения специалистов психолго - медико-педагогических
комиссий. Впадение в так называемый ступор, отключение чувств и мыслей как
реакция на непредсказуемость алкогольного психоза родителей становится причиной
того, что ребенок таким же, ставшим привычным ему образом ведет себя и во время обследования
специалистами ПМПК, которые не всегда найдут время распознать все нюансы
поведения и ставят ему диагноз «умственная отсталость».
Так
или иначе, многие дети-сироты и дети, оставшиеся без родительского попечения, а
также дети, которые вновь обрели семейное счастье в виде приемной семьи,
обучаются в коррекционных учебных заведениях.
Не
останавливаясь подробно на особенностях психического развития этой категории
детей, отметим лишь наиболее значимые из
них в контексте нашего научно-практического профессионального интереса. Бесспорно,
психическое развитие детей, воспитывающихся без должного попечения родителей, в
условиях эмоциональной и психической депривации, или находящихся в интернатных
учреждениях, отличается от психического
развития ровесников, воспитывающихся в семье. Травмирующий комплекс депривации
сохраняется у брошенного ребенка на всю
жизнь, оказывая влияние на личностное развитие и, соответственно, на все сферы его жизнедеятельности.
Последствия
депривации, по мнению некоторых специалистов, все же преодолимы. «После устройства в семью даже
младенцы чувствуют, что «жизнь налаживается», и делают невероятный скачок в
росте и развитии. Но пережитый стресс еще долго дает о себе знать, и чем дольше
ребенок прожил без семьи, тем более длительным будет процесс восстановления». (Л.
Петрановская). Многое здесь зависит от самих приемных родителей.
Поэтому
в поле нашего научного интереса кроме самого ребенка, лишенного попечения
биологических родителей и принятого на воспитание в чужую семью, совершенно
естественно попадают как субъекты сложного воспитательного процесса и сама приемная
семья, и школа, которую посещает ребенок.
Представления
большинства людей, к которым относятся и школьные учителя, и не прошедшие
специальную подготовку воспитатели детских домов, о детях – сиротах складываются на основе мифов, слухов и
сюжетов из кинофильмов. Образ одинокого, брошенного ребенка, познавшего
множество жизненных трудностей и наконец-то обретшего семейный уют, задевает
людей за живое, трогает сердца.
Ожидания
приемных родителей, как, впрочем, и многих педагогов, пришедших работать в
детские дома, во многом связаны со сложившимися в обществе стереотипами сиротства,
описанными в мировой художественной литературе. Удивительные судьбы героев Мало, Гюго, Бернет,
Диккенса, Достоевского, Толстого
способствуют формированию представлений о горькой сиротской доле как своеобразном жизненном
экзамене на стойкую волю, высокую нравственность и гуманность, сильный характер.
Лишившись в детстве семьи, сирота
испытывает благодарность ко всем людям, принявшим участие в его незавидной
доле, ценит дружбу, любовь и мечтает о своей собственной семье, в которой его
дети не повторили бы той же сиротской
участи.
Этот
стереотип преобладает в сознании людей, имеющих весьма постороннее отношение к
сиротству. Тем же, кто сталкивается с
ним не понаслышке скорее свойственно другое, иногда противоположно полярное
мнение.
В
современной действительности мы, чаще имеем дело с другим стереотипом сиротства, этаким
Франкенштейном – трудно поддающиеся воспитанию, недоверчивые, подозрительные,
ищущие выгоду для себя, иждивенцы, агрессивные, неблагодарные. И считаем их
воспитание заведомо безуспешным, убеждаясь в правоте старой истины «Сколько
волка не корми, он все в лес смотрит».
Психолого-педагогические
исследования, посвященные особенностям развития детей- сирот касаются в
основном тех сирот, которые находятся в
интернатных учреждениях. Хотя в последнее время в связи с набирающей обороты
кампанией по передаче воспитанников детских домов на воспитание в семьи,
появились актуальные исследования детско-родительских отношений в приемных
семьях, мотивации приемных родителей и их психологической готовности к
родительству, организации службы сопровождения замещающих семей и т.д.
Занимаясь
проблемой формирования жизненного опыта у воспитанников детского дома, мы в
результате проведения диссертационного исследования (2004-2008гг.) пришли к
ряду выводов, лейтмотивом которых звучал приоритет семейного воспитания над
государственным «детдомовским».
В частности, данные теоретического и
эмпирического анализа позволили судить о недостаточности информационных
воспитательных методик для формирования
жизненного опыта у детей. Поэтому основой профессиональной деятельности в учреждениях интернатного типа становятся методики, направленные на
предметно-действенную и эмоциональную сферу личности. Они включают в себя
учебные и естественно-бытовые тренинги и игровые моменты, направленные на выработку отношений ребенка
ко всем видам взаимодействия с окружающим миром.
И, тем не менее, несмотря ни на старания
педагогов, ни на применение практико-ориентированных
воспитательных методик, казенное воспитание продолжает по-прежнему оставаться
искусственным. Так как во всех специально организуемых занятиях
отсутствует главное – ответственность ребенка за «лень приготовить
обед», «лень сходить в магазин» и испытание на себе последствий
безответственности, чего естественно не допустит ни одно интернатное
учреждение. Вся социализация и
накопление жизненного опыта сводится лишь к овладению умениями, к сожалению не
перерастающими у детей – сирот в навыки и привычки.
Процесс наблюдения за детьми, ставшими теперь более или менее
благополучными семейными ребятами, но продолжающими обучение все в той же коррекционной школе 7,8 видов (для детей с
задержкой психического развития и детей с
умственной отсталостью), принял лонгитюдный характер, и наметились новые
направления научных исследований, касающиеся динамики психологического развития
ребенка в приемной семье.
Для малого города с населением 20 000 человек
и с отсутствием на данный момент муниципальной службы сопровождения замещающих
семей школьная психолго - педагогическая служба оказывается существенным
подспорьем. Здесь приемные родители всегда найдут поддержку специалистов,
готовых проконсультировать их, при необходимости провести серию групповых
психологических занятий, могут посетить лекторий для родителей, поделиться
опытом с такими же семьями. Для психологической службы главным направлением
работы здесь является профилактика возвратов детей из приемной семьи обратно в
детский дом.
Кроме психологического консультирования
как взрослых, так и детей, перед школьным психологом в отношении детей из
приемных семей проводится диагностическая работа, а при жалобах родителей на трудности
взаимодействия с ребенком она обязательна. Главным образом, применяемые формализованные
и малоформализованные методики направлены на изучение взаимоотношений ребенка с
приемными родителями (по истечении адаптационного периода). С этой целью чаще
всего используются проективные методики.
Например, методика Р.Жиля (фильм-тест) предназначена для исследования
социальной приспособленности ребенка. Ее наглядно-вербальная форма хорошо
воспринимается детьми с различными нарушениями развития.
Методики «Чернильные пятна» Г.Роршаха и
САТ (детский апперцептивный тест)
направлены на выявление таких аспектов личности ребенка, как способы
индивидуального аффективного реагирования и контроля, структура потребностей
личности, содержание конфликтных переживаний, апперцепцию своего Я и
социального окружения. Особой ценностью предлагаемых методик являются такие
характеристики, которые позволяют вскрыть в личности запрещенные (социумом) или
запрещаемые (им самим) мотивы.
Рисуночные методики («Дом – дерево –
человек», «Два дома», «Несуществующее животное» и др.) применяются для
диагностики особенностей восприятия ребенком характера сложившихся семейных
взаимоотношений.
Также возможна диагностическая работа и
с родителями, хотя, как правило, взрослые не склонны подвергать себя этой
процедуре. В большинстве случаев они
считают, что проблемы не в них, а в «чужом» ребенке – он все делает не так,
нарочно доводит их «до белого каления».
И еще один субъект воспитательного
процесса – это учитель, в классе которого учится приемный ребенок. Со стороны
школьной психолого-педагогической службы главное, способствовать пониманию учителем того, что не всегда
приемная семья бывает идеальной, как и все остальные семьи. И не дать
разгореться конфликту, если вдруг педагогу по какой-либо причине такая семья не
понравится. Важно донести до его сознания, что в стране нет десятков тысяч
идеальных родителей для всех сирот, и ему гораздо лучше иметь такую семью, чем
никакую.
Совершенно очевидно, что с какими бы
категориями детей не работал психолог, принципы и основное содержание его
деятельности остаются неизменными. Просто с сиротами больше хлопот, как в
приемной семье, так и в школе, им требуется особое внимание не только новых
родителей, но и школьной психолого-педагогической службы. И, оказывается, это
не так уж и плохо, когда нет в городе муниципальной службы сопровождения
замещающих семей, ведь школу ребенок посещает гораздо чаще, чем подобный центр
и оказывается в поле зрения специалистов почти постоянно за исключением
каникул.
Литература.
1.
Левченко И.Ю. и
др. «Психолого-педагогическая диагностика» - М., «Академия», 2008.
2.
Пескова
М.Е. «Специфика формирования витагенного опыта у воспитанников детского дома»
- М, 2008.
3.
Петрановская
Л. «К вам пришел приемный ребенок» - М., «Студио - диалог», 2009.
4.
«Психологическое
сопровождение приемных семей: теоретико-прикладные аспекты подготовки
специалистов и замещающих родителей». Материалы
второй Всероссийской научно-практической конференции. – Коломна, 2010.
Источник: |