Меню сайта

Категории раздела

Мини-чат

добавь новость

вход в блок новостей   



Коррекционные
школы нашего района:




Форма входа
 




c

[08.03.2017][сборник №1]
Универсальные учебные действия - формирование и развитие на уроке в начальной школе (0)
[08.03.2017][сборник №1]
Коррекционная направленность трудового обучения в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (0)
[08.03.2017][сборник №1]
«Использование наглядности на уроках математики в начальных классах» (0)
[06.02.2015][сборник №1]
Вялова А.Н. (0)
[28.09.2013][сборник №1]
Поль Л.А. Понимание текстов школьниками с ОВЗ (0)
[26.04.2013][сборник №1]
«Использование песенного жанра на уроках музыки в школе 8 вида, как фактор повышения мотивации к чтению» (0)
[24.03.2013][сборник №1]
И.Е.Токарь " Влияние гендерных различий на успешность обучения мальчиков и девочек" (0)
[20.02.2012][сборник №1]
Галецкая Ю.В. Особенности использования пиктограмм в процессе формирования социально-бытовых навыков у детей с умеренной и тяжелой УО (1)
[20.02.2012][сборник №1]
Галецкая Ю.В. Особенности использования пиктограмм в процессе формирования социально-бытовых навыков у детей с умеренной и тяжелой УО (0)
[09.11.2011][сборник №1]
О роли искусства в социально-педагогическом сопровождении обучающихся в учреждениях специального образования. (0)
[05.11.2011][сценарии,конспекты]
Дым в лесу (0)
[09.05.2011][сборник №1]
Образование как институт социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе (0)
[09.05.2011][сборник №1]
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: состояние и перспективы законодательства (0)
[05.03.2011][диагностика]
Этапы развития детской речи. Часть 2: от 1 года до 7 лет. (0)
[05.03.2011][диагностика]
Этапы развития детской речи. Часть 1: от 0 до 1 года. (0)
[22.02.2011][диагностика]
Проблемы в развитии. (0)
[04.12.2010][бланки документов]
План составления характеристики (0)
[04.12.2010][диагностика]
Методика диагностики социально-психологической адаптации подростков К. Роджерса и Р. Даймонда (0)
[04.12.2010][диагностика]
Специфика социально-педагогической диагностики (0)
[04.12.2010][бланки документов]
Схема составления педагогической характеристики (0)
[04.12.2010][сборник №1]
Мониторная болезнь. (0)
[04.12.2010][сборник №1]
Мониторная болезнь. (0)
[05.11.2010][сборник №1]
Детская депрессия (0)
[05.11.2010][сборник №1]
Ребенок не хочет в школу? (0)
[02.11.2010][сценарии,конспекты]
Кукольный спектакль"Кот и Лиса" (0)


Главная



Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

Кабинет лечебной педагогики

"Открытый мир"

Социально-педагогическая служба сопровождения детей

Суббота, 20.04.2024, 00:27

Главная » 2011 » Февраль » 25 » Мониторинг образовательных достижений обучающихся как технология управления качеством обучения в СКОШ
18:42
Мониторинг образовательных достижений обучающихся как технология управления качеством обучения в СКОШ
Современные тенденции в области образовательной политики влекут изменения в системе специального образования, ориентируя на изменение самой системы и подходов в развитии специальных (коррекционных) образовательных учреждений. На фоне создания и внедрения общероссийской системы мониторинга и оценки качества образования данная проблема является особо актуальной в системе специального образования, поскольку оценка качества образования в данной системе в содержательном плане значительно отличается от принятых в системе массовых образовательных учреждений парадигм. 

Вопрос об измерении качества образования в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении для умственно отсталых обучающихся требует несколько иных подходов и принципов организации мониторинга. При создании системы оценки и анализа качества коррекционно-образовательной деятельности педагогов и образовательных достижений учащихся необходимо учитывать ряд условий:
возможности усвоения умственно отсталыми обучающимися учебного материала определяются их индивидуальными психофизиологическими различиями;
в системе специального образования отсутствует государственный образовательный стандарт для школьников с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (для школьников с лёгкой умственной отсталостью имеется Проект образовательного стандарта), т.е. отсутствует эталон для сравнения результатов обучения конкретного школьника;
ведущими принципами организации образовательного процесса в специальной школе являются принципы единства диагностики и коррекции, коррекционной направленности обучения, а основная цель специальной школы заключается в создании условий для социальной адаптации воспитанников.

Качество коррекционного занятия или урока определяется степенью соответствия уровня учебно-воспитательной деятельности педагога, демонстрируемого на уроке, применяемых им в процессе работы коррекционных технологий, уровню познавательных способностей обучающихся, который предстоит сформировать в зоне их ближайшего развития.

Мониторинг качества образования в коррекционной школе является механизмом контроля и оценки качества образования и позволяет выявить тенденции в развитии конкретного образовательного учреждения, а также позволяет получить данные, характеризующие подготовку школьников на промежуточных и завершающих этапах обязательного школьного образования.

Методы сбора информации в системе мониторинга в коррекционной школе разнообразны: наблюдения, анализ документов, посещение уроков, контрольные срезы, анкетирования, тестирование, анализ продуктов деятельности обучающихся.

Опыт разработки системы мониторинга в государственном специальном коррекционном образовательном учреждении Свердловской области для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 123» показывает, что реализация мониторинга осуществляется на двух уровнях.

Первый уровень мониторинга - индивидуальный, персональный. Данный уровень реализуется учителем в рамках педагогического взаимодействия «учитель- ученик» и обеспечивает отслеживание образовательных достижений и развития индивидуальных способностей каждого обучающегося. На основе анализа результатов индивидуального мониторинга учитель определяет зону его актуального и ближайшего развития, подбирает адекватные методы и приёмы коррекции и обучения, помогающие воспитаннику найти своё поле деятельности и получить возможность саморазвиваться, самореализовываться.

На первоначальных этапах создания системы мониторинга в ГОУ СО «СКШ № 123» каждый педагог разрабатывал свою программу (технологию) отслеживания образовательных достижений учащихся, которая позволяет:
· выявить уровень освоения темы и рассмотреть динамику усвоения учебного материала;
· определить типичные ошибки в знаниях и умениях учащихся по предмету;
· скорректировать работу по устранению данных ошибок с целью повышения результативности коррекционно-образовательной работы.

Для отслеживания уровня усвоения программного материала обучающимися с лёгкой умственной отсталостью учителями были разработаны листы мониторинга (бланки), в которых отражаются общеучебные навыки, параметры (уровни) их усвоения, динамика обученности школьников в течение учебного года. В ходе мониторинга своевременно выявляются трудности конкретного воспитанника, испытываемые им в учебной деятельности, и разрабатываются коррекционные планы.

Лист мониторинга по основным предметам (математика, русский язык) представлен в виде карты усвоения учебной программы (Таблица 1). Она заполняется учителем 1 раз в учебную четверть, согласно школьному положению о системе мониторинга.

Таблица 1. Вариант карты усвоения учебной программы по предмету

В основу мониторинга положен уровневый подход, позволяющий наиболее точно определить степень самостоятельности обучающегося при выполнении учебных заданий и качество усвоения воспитанником того или иного умения. В карту усвоения учебной программы для удобства вносятся цветовые обозначения того или иного уровня:

5 уровень Обучающийся выполняет задание после первичной инструкции учителя без помощи и без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет. В помощи не нуждается.

4 уровень Обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальнойинструкции с 1 - 2 незначительными ошибками. Хорошо использует незначительную помощь.

3 уровень Обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительных фронтальной, групповойинструкций с 2 – 3 ошибками. Нуждается в помощи. Помощь использует, но с ошибками.

2 уровень. Обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительных фронтальной, групповой и индивидуальнойинструкций. Нуждается в активной помощи учителя. Помощь использует с трудом, с ошибками.

1 уровень. Обучающийся выполняет задание с большим количеством ошибок или не выполняет после первичной, фронтальной, групповой, индивидуальной инструкций. Не может без помощи выполнить задание или не воспринимает помощь.

Данные персонального мониторинга учитель обобщает в сводной таблице, позволяющей проследить динамику усвоения знаний обучающимися в течение учебного года (Таблица 2).

Таблица 2. Сравнительный анализ усвоения учебной программы по предмету


Второй уровень мониторинга – внутришкольный: осуществляет администрация школы. На данном уровне администрация школы отслеживает динамику развития уровня обученности классов, параллелей и школы в целом по определенным критериям или комплексно по нескольким направлениям и во времени (по учебным четвертям, полугодиям и годам обучения) на основе анализа результатов персонального мониторинга, предоставленного учителями. Для осуществления диагностики качества образования администрацией школы ведется целенаправленный сбор информации о состоянии учебного процесса и факторах, оказывающих на него позитивное и негативное влияние.

Данные, полученные в результате административного мониторинга, анализируются и интерпретируются по трём направлениям:

1. качество образования учащихся, выявление причин неуспеваемости отдельных воспитанников;

2. обеспечение качества образования каждым учителем;

3. обеспечение качества образования в данном классе, на параллели, в образовательном учреждении.

Данные административных контрольных работ, проводимых в течение учебного года по конкретным предметам, обобщаются в сводной таблице (Таблица 3).

Таблица 3.Сравнительный анализ успеваемости и качества знаний учащихся по математике в ____ классах в учебном году


Анализ результатов мониторинга позволяет проследить динамику образовательных достижений обучающихся, с которыми работал учитель. Таким образом, вполне возможны ситуации, когда абсолютные итоговые показатели учащихся не высоки, но по сравнению со стартовыми результатами они свидетельствуют об очевидном прогрессе, что позволяет сделать вывод об оптимальности выбранных учителем средств и методов обучения.

Анализ контрольных точек позволяет отслеживать результаты образовательной деятельности отдельного педагога (Таблица 4).

Таблица 4.Таблица сводного анализа результатов прохождения контрольных точек по предметам

Располагая результатами мониторинга, администратор может провести сравнительный анализ образовательных достижений учащихся в каждом классе, по каждому предмету, по школе в целом.

Графически результаты мониторинга можно представить в виде сводных таблиц, диаграмм и гистограмм, что позволяет в наглядной форме ознакомить педагогический коллектив с результатами образовательной деятельности учителя и педагогического коллектива в целом
Таблица 5.Вариант карты успеваемости учащихся класса

Диаграмма 1.Сравнительный анализ качества успеваемости по математике у учащихся 4-9 классов с легкой умственной отсталостью

Результаты обучения учащихся подвергаются поэлементному анализу, позволяющему получить количественные показатели уровня обученности по каждому отдельному критерию и параметру содержания образования. Значения этих показателей позволяют судить о параметрах, которыми учащиеся уже владеют, о параметрах, которыми учащиеся овладели в недостаточной степени, и о параметрах, которыми учащиеся не владеют. На основании такого анализа создается программа дальнейших действий учителя и других специалистов. Регулярный мониторинг деятельности учащихся и учителей позволяет отследить динамику развития обучающихся и проанализировать качество образования.

Таким образом, представленный в докладе двухуровневый мониторинг позволяет выявить факторы, влияющие на качество образования, и принять адекватные педагогические и управленческие решения по коррекции процесса обучения и созданию условий для совершенствования образовательной среды.

Просмотров: 6125 | Добавил: | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
 
 javascript:;" rel="nofollow" onclick="loginPopupForm(); return false;
Create a free website

Copyright MyCorp © 2024