Ирина Токарь,
кандидат педагогических наук,
доцент
Использование игровых методов и
приёмов
в процессе коррекционно-развивающих
занятий в начальной школе
Значение игровых методов и приёмов в период школьного обучения вряд ли
кто решится оспаривать. Этой проблеме посвящено достаточное количество
исследований в области педагогики и психологии. Не останавливаясь на
теоретическом обосновании обозначенного вопроса, отметим один факт - по данным
психологов эмоционально поданный материал запоминается детьми на 80%, в то
время как нейтрально изложенный только на 4%.
Практически любой учебный материал можно оформить в виде игры, так что
самые сложные с точки зрения дидактики темы будут усваиваться детьми достаточно
легко и прочно. У детей с низкой учебной мотивацией закрепление пройденного
материала посредством многократных упражнений довольно часто вызывает безразличное
к нему отношение. В тоже время они оказываются способными достаточно долго в
процессе игры выполнять эти же упражнения. Правильно организованная игра не может не вызывать эмоционального
отклика у детей и учебный материал усваивается в неназидательной форме. Высокая эффективность игровых методов
и приёмов в процессе коррекционно-развивающего обучения является стимулом для
творческого педагогического поиска.
Педагогу необходимо помнить - игры должны быть с простыми правилами,
доступными младшим школьникам, вызывать у них интерес и мотивировать учебную
деятельность. Это могут быть и любимые детьми игры «Магазин», «Прятки»,
«Морской бой», а также авторские игры педагога и детей.
Возможно и применение
адаптированных к коррекционно-развивающим занятиям сюжетов общеизвестных
телевизионных игр. Примером подобного использования могут служить популярные и
среди детей игры «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «О, счастливчик!» или «Кто
хочет стать миллионером?» и т.д.
Предлагаемый материал может быть выборочно применён и
в работе с дошкольниками. При этом необходимо учитывать возрастные особенности психологической
организации детей.
Отличительной чертой дидактических игр, проводимых по
сюжетам телевизионных игр, являются педагогические уловки или хитрости. Следует
отметить, что дети младшего школьного возраста, во-первых, доверяют учителю, а
во-вторых, даже заметив некоторое отступление от знакомых условий игры, с
удовольствием воспринимают их, если учитель незатейливо и доступно для детей
аргументирует вынужденный характер подобного шага. Например, несложно объяснить
замену волчка на кубик во время проведения игр «Что? Где? Когда?» или «Поле
чудес» элементарным отсутствием первого.
Как правило, в дидактических
играх дети выходят победителями. Урок должен вызывать положительные эмоции,
уверенность в своих силах. Исследования учёных показывают, у большинства детей
с проблемным развитием занижена самооценка. В связи с этим выигрыш несёт
большое значение с точки зрения коррекции недостатков личностного развития
ребёнка, формирования уверенности в своих способностях, поддержания и развития
интереса к учебной деятельности.
Материал, которым ребёнок
оперирует во время игры, не представляется ему учебным. Даже при
воспроизведении сложной формулировки правила у ребёнка не возникает
психологического зажима, так как в данном контексте правило воспринимается им
как составляющая игры.
В качестве иллюстрации
приведем сюжеты нескольких игр, успешно используемых автором статьи в
педагогической практике.
Поле чудес
Цели:
развитие фонематических процессов, звукового и звуко-буквенного анализа;
развитие мыслительных процессов (анализа, синтеза, обобщения, сравнения);
обогащение словарного запаса.
Оборудование:
1) наборное полотно; 2) красные, синие, зелёные квадраты (размером не менее
7,5 Х 7,5) для составления схемы звукового состава слова при фронтальной
работе.
Сюжет игры
На наборном полотне или доске педагогом заранее набрана схема звукового
состава слова, которое детям необходимо будет расшифровать...... ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ |