Образование как
институт социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья в современном
обществе
Н.Н. Малофеев, академик
РАО,
д.п.н., профессор, директор, Учреждение РАО
«Институт коррекционной педагогики», Москва
В феврале текущего
года Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев утвердил национальную
образовательную инициативу «Наша новая школа», цель которой модернизация и
развитие системы общего образования страны. Национальная образовательная
инициатива предусматривает и модернизацию образования детей с ОВЗ.
«Новая школа
- это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная
социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов,
детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной
ситуации».
Поставленная
задача не может быть решена вне нормативно-правового поля. Обязанности и права
участников образовательного процесса – педагога, ученика с ОВЗ и его родителей
должны быть законодательно закреплены. В противном случае мы столкнемся как с
административным и учительским волюнтаризмом, так и с безосновательными
амбициозными претензиями родителей. В
обоих случаях страдающей стороной окажется ребенок с ОВЗ. Не случайно, к числу
приоритетных направлений модернизации системы образования лиц с ОВЗ Минобрнауки
России относит «совершенствование нормативно-правовой базы, в целях гарантии
ребенку с ОВЗ возможности посещать специальные или обычные дошкольные
учреждения».
Правительство столицы
в апреле сего года приняло закон «Об образовании лиц с ограниченными
возможностями здоровья в городе Москве». Свершилось то, чего и дети с ОВЗ, и их
родители, и специалисты ждали много лет. Закон становится гарантией права лиц с ОВЗ и инвалидов на получение
образования. Хочу надеяться, что и на федеральном уровне вопрос о законодательном
оформлении права лиц с ограниченными возможностями здоровья на образование в
ближайшее время будет снят.
Чтобы «новая
школа» стала «школой для всех» дети с
ОВЗ должны иметь возможность добираться до неё без особого труда. Очевидное
требование рождает ещё одно направление модернизации - создание условий для получения
детьми с ОВЗ психолого-педагогической помощи в образовательных учреждениях,
максимально приближённых к месту их проживании.
Только при наличии
в зоне «шаговой доступности» ДОУ или школы, приспособленных к особым
потребностям ребенка-инвалида, можно всерьез говорить о реальной долгосрочной
перспективе развития интегрированных форм образования, инклюзии.
Развитие
интегрированных форм воспитания и обучения, инклюзия детей с ОВЗ требование
сегодняшнего дня.
Вопрос о
выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка с ОВЗ, в т.ч.
степень его интеграции должен решаться исходя из потребностей, особенностей
развития и возможностей ребенка. Приоритет интеграции не означает отказа от
достижений сложившейся в России системы специального образования! Согласно
решению Коллегия Минобрнауки РФ (декабрь 2009): «Развитие интегрированных форм
обучения лиц с ОВЗ должно осуществляться постепенно, на основе планирования и
реализации комплекса мер, обеспечивающих соблюдение требований к организации
этой деятельности».
Образовательная
интеграция – закономерный этап развития системы образования лиц с ОВЗ.
Организация интегрированного образования, инклюзии наиболее перспективна в
период дошкольного детства.
Это не моё
частное мнение, это один из результатов научно-исследовательской и
опытно-экспериментальной деятельности Института, осуществляемой на протяжении
двадцати лет. Разработаны и экспериментально проверены: концепция
интегрированного воспитания и обучения (одобрена Минобрнауки РФ); вариативные
формы организации образовательной и социальной интеграции детей дошкольного и
школьного возраста; новая модель - образовательное учреждение комбинированного
типа.
Наш курс – интегрированное
обучение, инклюзия. Но двигаясь намеченным курсом, не следует забывать о
необходимости сохранить за интегрированными детьми всю полноту коррекционной
помощи, гарантируемой законодательством; сохранить и модернизировать
специальные (коррекционные) образовательные учреждения, наделив их
дополнительными функциями; внедрять модели интеграции, обеспечивающие доступную
и полезную «долю» интеграции для каждого ребенка.
Вызов времени
не в решительной смене принципов, методов и методик обучения, наша страна
обладает уникальным научным дефектологическим наследием, которое продуктивно
разрабатывается и сегодня. Проблема в ином: необходимо понять не КАК, а ЧЕМУ и
для ЧЕГО учить ребенка с ОВЗ. В условиях резко изменившегося рынка труда, мы
обязаны дать выпускнику с ОВЗ, набор знаний и умений, которые помогут ему во
взрослой жизни жить достойно, максимально самостоятельно и независимо.
Национальная
образовательная инициатива «Наша новая школа» потребовала разработки ФГОС, одно
из основных направлений развития общего образования - переход на новые
образовательные стандарты. В секторе специального образования стандарта не
существовало никогда. Многие десятилетия мы жили по канонам и программам
общеобразовательной школы. Три года назад Институт приступил к разработке проекта
СФГОС для детей с ОВЗ, на широкое обсуждение представлены: концепция СФГОС
начального школьного образования детей с ОВЗ; проекты СФГОС для детей с
нарушениями слуха, речи, аутистического спектра, ЗПР.
«Главные
задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание
порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в
высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено
так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей,
умело реагировать на разные жизненные ситуации». Данное положение абсолютно
точно корреспондируется с целями образования детей с ОВЗ. Не важен статус
учреждения, которое посещает такой ребенок, специальное оно или
общеобразовательное. Принципиально другое, оно обязано обеспечить
раскрытие способностей особого ученика. В нашем случае вопрос о необходимости воспитания
ребенка с ОВЗ «порядочным человеком, готовым к жизни в высокотехнологичном,
конкурентном мире», стоит ещё острее. Ответ на этот вопрос мы попытались дать в
концепции проекта СФГОС для детей с ОВЗ. «Школьное обучение должно быть
построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать
серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации».
Вне всякого
сомнения, предстоит длительная целенаправленная работа по формированию в
педагогическом сообществе принципиально иных ценностных установок.
«Новая школа -
это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и
особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя -
помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и
уверенными в себе людьми». Дабы изменить профессиональное сознание
дефектологов, выученных работать в старой системе специального образования,
формировать нового учителя, принимающего ценности гражданского общества,
понимающего цели модернизации образования лиц с ОВЗ мы воспользовались
электронными СМИ. Десять лет в сети Интернет публикуется бесплатный
научно-методический журнал «Альманах Института коррекционной педагогики». Заинтересованный
пользователь - дефектолог, родитель, студент или преподаватель вуза, администратор
системы управления образованием, социальный работник - может оперативно знакомиться
с последними разработками Института по приоритетным направлениям модернизации
образования детей с ОВЗ.
Новые
технологии кардинально меняют и образовательное и информационное пространство.
12 лет тому назад запустив институтский сайт - первый в обсуждаемом проблемном
поле - мы гордились обретенными возможностями внедрения. Однако за минувшие
годы уровень работы в сети Интернет наших потенциальных пользователей заметно
повысился. На протяжении текущего года мы разрабатывали портал ИКП РАО. «Новая
школа - это современная инфраструктура <…> c медиатекой и библиотекой,
высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом,
грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями». Портал отвечает запросам
«новой школы».
Национальная
образовательная инициатива не случайно включает
положение о «грамотных учебниках и интерактивных учебных пособиях». На
протяжении трёх лет Институт участвует в работе ФЭС, рецензируя рукописи
учебников для специальной школы. За минувшие три года из 146 представленных
рукописей учебников на доработку было отправлено 38, отрицательные рецензии
получили 23 учебника. Наш ученик нуждается в «интерактивных учебных пособиях».
Курс на интеграцию и инклюзию делает ситуацию крайне острой, каждый
интегрированный ученик входит в общеобразовательный класс со своим оригинальным
учебником. Инклюзивный ученик нуждается в интегрированном учебнике, в
интерактивном учебном пособии.
Модернизации
образования детей с ОВЗ требует:
· вести целенаправленную подготовку, переподготовку и повышение
квалификации педагогов для работы с детьми раннего возраста (0-3) с ОВЗ;
· формировать в обществе, в т.ч. у педагогов и родителей нормально
развивающихся детей толерантное отношение к детям с ОВЗ, пропагандировать идеи
интеграции и инклюзии детей с ОВЗ;
· учить родителей детей с ОВЗ, методам их воспитания, обучения и
реабилитации.
Основная
задача ИКП РАО на современном этапе: интеграция науки и образования; разработка
научных основ модернизации системы обучения и воспитания детей с различными
отклонениями в развитии.
Источник: |