Образование как институт социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе - сборник №1 <!--if()-->- <!--endif--> - Каталог статей - Открытый мир. Лечебная педагогика.
null

  

 

Меню сайта

Категории раздела
сборник №1 [17]
бланки документов [7]
диагностика [6]
сценарии,конспекты [7]

Мини-чат

добавь новость

вход в блок новостей   



Коррекционные
школы нашего района:




Форма входа
 




c

[06.02.2015][сборник №1]
Вялова А.Н. (0)
[28.09.2013][сборник №1]
Поль Л.А. Понимание текстов школьниками с ОВЗ (0)
[26.04.2013][сборник №1]
«Использование песенного жанра на уроках музыки в школе 8 вида, как фактор повышения мотивации к чтению» (0)
[24.03.2013][сборник №1]
И.Е.Токарь " Влияние гендерных различий на успешность обучения мальчиков и девочек" (0)
[20.02.2012][сборник №1]
Галецкая Ю.В. Особенности использования пиктограмм в процессе формирования социально-бытовых навыков у детей с умеренной и тяжелой УО (1)
[20.02.2012][сборник №1]
Галецкая Ю.В. Особенности использования пиктограмм в процессе формирования социально-бытовых навыков у детей с умеренной и тяжелой УО (0)
[09.11.2011][сборник №1]
О роли искусства в социально-педагогическом сопровождении обучающихся в учреждениях специального образования. (0)
[05.11.2011][сценарии,конспекты]
Дым в лесу (0)
[09.05.2011][сборник №1]
Образование как институт социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе (0)
[09.05.2011][сборник №1]
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: состояние и перспективы законодательства (0)
[05.03.2011][диагностика]
Этапы развития детской речи. Часть 2: от 1 года до 7 лет. (0)
[05.03.2011][диагностика]
Этапы развития детской речи. Часть 1: от 0 до 1 года. (0)
[22.02.2011][диагностика]
Проблемы в развитии. (0)
[04.12.2010][бланки документов]
План составления характеристики (0)
[04.12.2010][диагностика]
Методика диагностики социально-психологической адаптации подростков К. Роджерса и Р. Даймонда (0)
[04.12.2010][диагностика]
Специфика социально-педагогической диагностики (0)
[04.12.2010][бланки документов]
Схема составления педагогической характеристики (0)
[04.12.2010][сборник №1]
Мониторная болезнь. (0)
[04.12.2010][сборник №1]
Мониторная болезнь. (0)
[05.11.2010][сборник №1]
Детская депрессия (0)
[05.11.2010][сборник №1]
Ребенок не хочет в школу? (0)
[02.11.2010][сценарии,конспекты]
Кукольный спектакль"Кот и Лиса" (0)
[02.11.2010][сценарии,конспекты]
Кукольный спектакль "Кот,Петух и Лиса" (0)
[02.11.2010][сценарии,конспекты]
Кукольный спектакль "Волк и козлята" (0)
[02.11.2010][сценарии,конспекты]
Кукольный спектакль "Гуси-лебеди" (0)


Главная



Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

Кабинет лечебной педагогики

"Открытый мир"

Социально-педагогическая служба сопровождения детей

Суббота, 10.12.2016, 00:16


Главная » Статьи » » сборник №1

[ Добавить статью ]

Образование как институт социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе

Образование как институт социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе

 

Н.Н. Малофеев, академик РАО,

д.п.н., профессор, директор, Учреждение РАО

«Институт коррекционной педагогики», Москва

 

В феврале текущего года Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев утвердил национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», цель которой модернизация и развитие системы общего образования страны. Национальная образовательная инициатива предусматривает и модернизацию образования детей с ОВЗ.

 «Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации».

Поставленная задача не может быть решена вне нормативно-правового поля. Обязанности и права участников образовательного процесса – педагога, ученика с ОВЗ и его родителей должны быть законодательно закреплены. В противном случае мы столкнемся как с административным и учительским волюнтаризмом, так и с безосновательными амбициозными претензиями  родителей. В обоих случаях страдающей стороной окажется ребенок с ОВЗ. Не случайно, к числу приоритетных направлений модернизации системы образования лиц с ОВЗ Минобрнауки России относит «совершенствование нормативно-правовой базы, в целях гарантии ребенку с ОВЗ возможности посещать специальные или обычные дошкольные учреждения».

Правительство столицы в апреле сего года приняло закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве». Свершилось то, чего и дети с ОВЗ, и их родители, и специалисты ждали много лет. Закон становится гарантией  права лиц с ОВЗ и инвалидов на получение образования. Хочу надеяться, что и на федеральном уровне вопрос о законодательном оформлении права лиц с ограниченными возможностями здоровья на образование в ближайшее время будет снят.

Чтобы «новая школа» стала «школой  для всех» дети с ОВЗ должны иметь возможность добираться до неё без особого труда. Очевидное требование рождает ещё одно направление модернизации - создание  условий для получения  детьми с ОВЗ психолого-педагогической помощи в образовательных учреждениях, максимально приближённых к месту их проживании.

Только при наличии в зоне «шаговой доступности» ДОУ или школы, приспособленных к особым потребностям ребенка-инвалида, можно всерьез говорить о реальной долгосрочной перспективе развития интегрированных форм образования, инклюзии.

Развитие  интегрированных форм воспитания и обучения, инклюзия детей с ОВЗ требование сегодняшнего дня.

Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка с ОВЗ, в т.ч. степень его интеграции должен решаться исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка. Приоритет интеграции не означает отказа от достижений сложившейся в России системы специального образования! Согласно решению Коллегия Минобрнауки РФ (декабрь 2009): «Развитие интегрированных форм обучения лиц с ОВЗ должно осуществляться постепенно, на основе планирования и реализации комплекса мер, обеспечивающих соблюдение требований к организации этой деятельности».

Образовательная интеграция – закономерный этап развития системы образования лиц с ОВЗ. Организация интегрированного образования, инклюзии наиболее перспективна в период дошкольного детства.

Это не моё частное мнение, это один из результатов научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности Института, осуществляемой на протяжении двадцати лет. Разработаны и экспериментально проверены: концепция интегрированного воспитания и обучения (одобрена Минобрнауки РФ); вариативные формы организации образовательной и социальной интеграции детей дошкольного и школьного возраста; новая модель - образовательное учреждение комбинированного типа.

Наш курс – интегрированное обучение, инклюзия. Но двигаясь намеченным курсом, не следует забывать о необходимости сохранить за интегрированными детьми всю полноту коррекционной помощи, гарантируемой законодательством; сохранить и модернизировать специальные (коррекционные) образовательные учреждения, наделив их дополнительными функциями; внедрять модели интеграции, обеспечивающие доступную и полезную «долю» интеграции для каждого ребенка.

Вызов времени не в решительной смене принципов, методов и методик обучения, наша страна обладает уникальным научным дефектологическим наследием, которое продуктивно разрабатывается и сегодня. Проблема в ином: необходимо понять не КАК, а ЧЕМУ и для ЧЕГО учить ребенка с ОВЗ. В условиях резко изменившегося рынка труда, мы обязаны дать выпускнику с ОВЗ, набор знаний и умений, которые помогут ему во взрослой жизни жить достойно, максимально самостоятельно и независимо.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» потребовала разработки ФГОС, одно из основных направлений развития общего образования - переход на новые образовательные стандарты. В секторе специального образования стандарта не существовало никогда. Многие десятилетия мы жили по канонам и программам общеобразовательной школы. Три года назад Институт приступил к разработке проекта СФГОС для детей с ОВЗ, на широкое обсуждение представлены: концепция СФГОС начального школьного образования детей с ОВЗ; проекты СФГОС для детей с нарушениями слуха, речи, аутистического спектра, ЗПР.

«Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации». Данное положение абсолютно точно корреспондируется с целями образования детей с ОВЗ. Не важен статус учреждения, которое посещает такой ребенок, специальное оно или общеобразовательное. Принципиально другое, оно обязано обеспечить раскрытие способностей особого ученика. В нашем случае вопрос о необходимости воспитания ребенка с ОВЗ «порядочным человеком, готовым к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире», стоит ещё острее. Ответ на этот вопрос мы попытались дать в концепции проекта СФГОС для детей с ОВЗ. «Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации».

Вне всякого сомнения, предстоит длительная целенаправленная работа по формированию в педагогическом сообществе принципиально иных ценностных установок.

«Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми». Дабы изменить профессиональное сознание дефектологов, выученных работать в старой системе специального образования, формировать нового учителя, принимающего ценности гражданского общества, понимающего цели модернизации образования лиц с ОВЗ мы воспользовались электронными СМИ. Десять лет в сети Интернет публикуется бесплатный научно-методический журнал «Альманах Института коррекционной педагогики». Заинтересованный пользователь - дефектолог, родитель, студент или преподаватель вуза, администратор системы управления образованием, социальный работник - может оперативно знакомиться с последними разработками Института по приоритетным направлениям модернизации образования детей с ОВЗ.

Новые технологии кардинально меняют и образовательное и информационное пространство. 12 лет тому назад запустив институтский сайт - первый в обсуждаемом проблемном поле - мы гордились обретенными возможностями внедрения. Однако за минувшие годы уровень работы в сети Интернет наших потенциальных пользователей заметно повысился. На протяжении текущего года мы разрабатывали портал ИКП РАО. «Новая школа - это современная инфраструктура <…> c медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями». Портал отвечает запросам «новой школы».

Национальная образовательная инициатива не случайно включает  положение о «грамотных учебниках и интерактивных учебных пособиях». На протяжении трёх лет Институт участвует в работе ФЭС, рецензируя рукописи учебников для специальной школы. За минувшие три года из 146 представленных рукописей учебников на доработку было отправлено 38, отрицательные рецензии получили 23 учебника. Наш ученик нуждается в «интерактивных учебных пособиях». Курс на интеграцию и инклюзию делает ситуацию крайне острой, каждый интегрированный ученик входит в общеобразовательный класс со своим оригинальным учебником. Инклюзивный ученик нуждается в интегрированном учебнике, в интерактивном учебном пособии.

Модернизации образования детей с ОВЗ требует:

· вести целенаправленную подготовку, переподготовку и повышение  квалификации педагогов для работы с детьми раннего возраста (0-3) с ОВЗ;

· формировать  в обществе, в т.ч. у педагогов и родителей нормально развивающихся детей толерантное отношение к детям с ОВЗ, пропагандировать идеи интеграции и инклюзии детей с ОВЗ;

· учить родителей  детей с ОВЗ, методам их воспитания, обучения и реабилитации.

Основная задача ИКП РАО на современном этапе: интеграция науки и образования; разработка научных основ модернизации системы обучения и воспитания детей с различными отклонениями в развитии.



Источник:
Категория: сборник №1 | Добавил: Luxs (09.05.2011) | Автор: E W
Просмотров: 1089 | Комментарии: | Теги: | Рейтинг: /
Всего комментариев: 0



 
 javascript://" rel="nofollow" onclick="new _uWnd('LF',' ',-250,-110,{autosize:1,closeonesc:1,resize:1},{url:'/index/40'});return false;
Create a free website

Copyright MyCorp © 2016