null

  

 

Меню сайта

Категории раздела
сборник №1 [20]
бланки документов [7]
диагностика [6]
сценарии,конспекты [7]

Мини-чат

добавь новость

вход в блок новостей   



Коррекционные
школы нашего района:




Форма входа
 




c

[08.03.2017][сборник №1]
Универсальные учебные действия - формирование и развитие на уроке в начальной школе (0)
[08.03.2017][сборник №1]
Коррекционная направленность трудового обучения в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (0)
[08.03.2017][сборник №1]
«Использование наглядности на уроках математики в начальных классах» (0)
[06.02.2015][сборник №1]
Вялова А.Н. (0)
[28.09.2013][сборник №1]
Поль Л.А. Понимание текстов школьниками с ОВЗ (0)
[26.04.2013][сборник №1]
«Использование песенного жанра на уроках музыки в школе 8 вида, как фактор повышения мотивации к чтению» (0)
[24.03.2013][сборник №1]
И.Е.Токарь " Влияние гендерных различий на успешность обучения мальчиков и девочек" (0)
[20.02.2012][сборник №1]
Галецкая Ю.В. Особенности использования пиктограмм в процессе формирования социально-бытовых навыков у детей с умеренной и тяжелой УО (1)
[20.02.2012][сборник №1]
Галецкая Ю.В. Особенности использования пиктограмм в процессе формирования социально-бытовых навыков у детей с умеренной и тяжелой УО (0)
[09.11.2011][сборник №1]
О роли искусства в социально-педагогическом сопровождении обучающихся в учреждениях специального образования. (0)
[05.11.2011][сценарии,конспекты]
Дым в лесу (0)
[09.05.2011][сборник №1]
Образование как институт социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе (0)
[09.05.2011][сборник №1]
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: состояние и перспективы законодательства (0)
[05.03.2011][диагностика]
Этапы развития детской речи. Часть 2: от 1 года до 7 лет. (0)
[05.03.2011][диагностика]
Этапы развития детской речи. Часть 1: от 0 до 1 года. (0)
[22.02.2011][диагностика]
Проблемы в развитии. (0)
[04.12.2010][бланки документов]
План составления характеристики (0)
[04.12.2010][диагностика]
Методика диагностики социально-психологической адаптации подростков К. Роджерса и Р. Даймонда (0)
[04.12.2010][диагностика]
Специфика социально-педагогической диагностики (0)
[04.12.2010][бланки документов]
Схема составления педагогической характеристики (0)
[04.12.2010][сборник №1]
Мониторная болезнь. (0)
[04.12.2010][сборник №1]
Мониторная болезнь. (0)
[05.11.2010][сборник №1]
Детская депрессия (0)
[05.11.2010][сборник №1]
Ребенок не хочет в школу? (0)
[02.11.2010][сценарии,конспекты]
Кукольный спектакль"Кот и Лиса" (0)


Главная



Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

Кабинет лечебной педагогики

"Открытый мир"

Социально-педагогическая служба сопровождения детей

Вторник, 19.03.2024, 14:16


Главная » Статьи » » сборник №1

[ Добавить статью ]

Мониторная болезнь.

МОНИТОРНАЯ БОЛЕЗНЬ

Развитие современной техники привело к тому, что люди много времени проводят за мониторами. Сразу отметим, что под последними мы понимаем не только дисплеи компьютеров, но и разного рода теле- и видеокамеры, киноаппараты, осциллографы и т. п. Все эти устройства могут воспроизводить огромные объемы зрительной информации, которую должен воспринимать человек. Мы будем акцентировать внимание именно на подаче больших объемов информации, хотя понятно, что проблема излучений и воздействий мониторов различной природы (ионизирующих, электромагнитных и электростатических) тоже существует. Таким образом, действие мониторов на человека определяется несколькими активными факторами: большим объемом воспроизводимой информации и излучениями различной природы.

На рубеже 60-х и 70-х в Японии возник термин мониторная болезнь. Ее проявления наблюдались у тех, кто работал с мониторами не только в течение рабочего дня, но иногда даже по ночам. Причиной был признан большой поток информации. Какой же вред он может нанести? Зрительная информация поступает через нервные пути в мозг, где возбуждает участки его коры. Чем больше объем информации, тем дольше она обрабатывается структурами коры и подкорки, а следовательно, и дольше поддерживается возбуждение. Причем в подкорковой зоне происходит эмоциональный анализ этой информации, и в зависимости от ее характера создается эмоциональное напряжение и стресс. Конечно, обработка информации не ограничивается тем временем, когда мы ее видим, а происходит значительно дольше. Сравните, как плавно меняется пейзаж перед нами, когда мы просто гуляем по парку, с тем, что происходит, когда мы смотрим фильм. В последнем случае это происходит за считанные секунды. Такое ускорение не позволяет обрабатывать информацию в естественном для нас темпе, и возникает стресс, а у человека вырабатывается реакция стресса.

Разовое воздействие большого потока информации не утомляет мозг, но если это происходит постоянно, времени на отдых не остается. Еще один пример: вы посмотрели фильм, услышали мелодию, которая вам понравилась. Порой еще 2—3 недели у вас в памяти будут живы и мелодия, и воспоминания о героях фильма. Таким образом, большой объем информации должен обрабатываться долго. Если смотреть фильмы ежедневно, то на обработку информации двух недель уже нет, и мозг невольно будет уставать. Когда утомление переходит определенную черту, возникает мониторная болезнь.

Как отличить усталость от болезни

Достаточно ли просто выспаться или пойти погулять, или пора обратиться к врачу? Признаки мониторной болезни таковы: ощущение усталости, слабость, плохой сон, головные боли, мелькание в глазах, нарушение координации, иногда шумы в ушах, тошнота, снижение аппетита, тремор (дрожь) в руках. Один из признаков начала мониторной болезни — сохранение ощущения усталости даже после нескольких дней отдыха. Следует учитывать, что к легкой форме болезни, приводит, как правило, работа за монитором по 8 часов в день в течение 3—4 недель. Даже при легкой степени болезни могут наблюдаться несильные головные боли, обморочные состояния, легкие головокружения, проявления вегетативной дисфункции (бросает в холодный пот и т. п.) В тяжелой форме болезнь может привести к инвалидности, сопровождающейся не только резко выраженными симптомами, перечисленными выше, но, в худших случаях, инсультом и инфарктом. Сложность диагностики болезни состоит в том, что большинство применяемых методик не дает возможности объективно выявить нарушения, связанные с нею.

 Так, для того чтобы зафиксировать головокружения, нужны специальные методики, а они не используются врачами в странах СНГ. Причина проста. Основоположником невроотологии — науки, в которой используются самые объективные и достоверные методики измерения электрических реакций мозга, был Эрнст Мах [1]. Поскольку его философские взгляды в свое время критиковал советский диктатор Ленин, то и наука эта в советский период была запрешена. Кроме того, не выпускались необходимые лекарства. Диагностика болезни базируется на двух основных группах методов. Одна из них основана на оценке реакций сенсорных, или чувствительных, систем мозга, именуемых вызванными потенциалами (ВП). Эта технология заимствована из радиолокации и состоит в выделении сигналов малой амплитуды из высокоамплитудных шумов 

Шумами в данном случае являются спонтанные ритмы различных структур мозга, то есть то, что отражает электроэнцефалограмма. Точно известно, по каким путям и ядрам будет проходить сигнал, например, при звуковом раздражении. Это впервые удалось установить профессору Дэвису (H. Davis) [2], который смог зарегистрировать электрическую активность мозга в ответ на прямоугольный звуковой сигнал. Ему удалось выделить из шума ответный сигнал мозга и определить, какими участками мозга он генерирован. За это его наградили Нобелевской премией. Ныне известно три "классических” ВП (слуховой, зрительный, тактильный) и два "не классических”, которые используются лишь немногими лабораториями, а именно: вестибулярный и обонятельный, или ольфакторный. Имея такой набор ВП, по электрическим показателям можно судить, в каком состоянии находится большая часть мозга. В то же время для оценки двигательных центров мозга используют методики, имеющие общее название окулография).

По названию можно догадаться, что речь идет о записи движения глаз. Дело в том, что глаза являются наибольшими магнитами в человеческом теле. Если возле глаз поставить электроды и подключить их к усилителю, можно регистрировать движения глаз с большой точностью. Но они никогда не движутся сами по себе, а только в ответ на то, что мы слышим, видим и т. д. Таким образом, мы можем записывать не просто движения глаз, а рефлексы системы их движения. По этим рефлексам с помощью специально разработанных атласов можно уточнить, в каком месте имеется нарушение, выявить гиперактивность (повышенную функцию) или наоборот — пониженную фукцию тех или иных структур центральной нервной системы. Располагая набором таких методик, мы строим что-то вроде карты мозга, но не с точки зрения формы, как в ЯМР, УЗИ и томографии, а с точки зрения его электрического состояния, его электрических реакций. На основании этого можно судить о том, насколько правильно работают структуры мозга. Эти методики позволяют увидеть мониторную болезнь в цифрах. Оценить не только то, есть она или нет, но и какова стадия заболевания. Появляется возможность задокументировать, кружится ли у человека голова, или она болит, есть ли мелькание в глазах. Исследования выявляют состояние структур центральной нервной системы и в тех случаях, когда сетчатка, зрительный нерв и сосуды глазного дна в норме.

Профилактика

Сколько же времени можно проводить перед монитором без вреда для здоровья? Абсолютно безопасной считается работа с современными мониторами по 2—4 часа в день. Проводить до 8 часов — еще считается допустимым. А ведь мы касаемся только информационной нагрузки и не говорим ничего об уровне излучений, болезнях опорно-двигательного аппарата. Последние возникают в результате длительного сидения в напряженной позе перед экраном. Желательно каждые 45 минут делать перерывы в работе на 15 минут. При этом хорошо бы подойти к окну и посмотреть вдаль, сделать легкую гимнастику, размять руки, ноги, позвоночник. Нельзя не напомнить, что люди, проживающее в радиусе 300—400 километров от Чернобыля, особенно чувствительны к воздействию мониторов. Проявляться это может во всем: в раздражении кожи, воспалении роговицы, нейроаллергических реакциях. Особенно уязвимы детский и женский организмы, но все очень индивидуально. В любом случае, нежелательно проводить много времени за компьютерными играми или перед телевизором. Не следует увлекаться и популярными в последнее время видеоклипами, в которых изображение или фон меняются с большой частотой. Их уже запрещают в некоторых странах, так как они могут вызвать приступы, подобные эпилептическим, даже у здоровых людей, особенно у детей и подростков. Будьте осторожны, выбирая такие развлечения, и берегите от них детей. Но технический прогресс неумолим. Он дал нам Интернет, обучающие мультимедийные программы. Без всего этого не обойтись, чтобы не отставать от современников на Западе. А значит, не обойтись и без компьютеров и мониторов. Общеизвестно, что витаминизация, хорошие условия жизни, употребление достаточного количества иммунопротекторов (холестерола) повышает сопротивляемость организма и позволяет выдерживать большие нагрузки от монитора. Большое значение имеет также спорт и физкультура.

Как лечить

Мы знаем, что нервные клетки общаются друг с другом с помощью специальных химических веществ, называемых медиаторами. Известно также, в каких ядрах мозга присутствуют те или иные медиаторы. Зная это, можно назначать лекарства, действующие избирательно. Для этого существуют целые тома описаний нервных центров и рецепторов, позволяющие представить, какие препараты можно использовать. Например, в ядрах сенсорных систем преобладают гистаминовые рецепторы, в расположенных выше структурах мозга помещаются адренорецепторы, а в коре мозга — рецепторы гамма-аминомасляной кислоты. С другой стороны, известно, например, какие рецепторы блокируются ионами магния и т. д. Самая большая проблема в том, что как наука невроотология в СССР не признавалась. В результате не обращалось внимание и на набор соответствующих лекарственных препаратов. Если на Западе базовый набор препаратов невроотолога составляет 300— 400 наименований, то в Киеве — от 20 до 50. Более того, многие препараты известны у нас только как антиаллергетики, а об их влиянии на нервную систему и применении с этой целью нашим врачам ничего не известно. Для сравнения можно отметить, что если в Украине список всех зарегистрированных фармакологических препаратов составляет около 3000 наименований, то в Германии, Франции и Америке он достигает 20 000. В странах, возникших на развалинах СССР, проявления мониторной болезни, как правило, лечат так называемыми нейролептиками, но это далеко не лучший способ. Затормаживая нервные центры или мозг в целом, такие лекарства расслабляют организм и временно облегчают состояние больного, но когда действие препарата заканчивается, болезнь возвращается. К тому же, к нейролептикам развивается привыкание. Такое привыкание можно расценить как легкую форму наркомании. Так или иначе, нейролептиками вылечить мониторую болезнь невозможно. Правильная диагностика, выяснение, какие именно центры поражены, позволяют невроотологу подобрать нужные медиаторы и другие лекарственные препараты для лечения. По нашим наблюдениям мониторная болезнь хорошо лечится, особенно в молодом возрасте или в том случае, когда она не запущена и не вызвала функциональных расстройств, что бывает пока редко, и это нас радует.

Литература

1.   Henn V. E. Mach on the analysis of motion sensation. Human Neurobiol., 1984, № 3, р. 145—148.

2.   Davis H. The development of auditory neurophysiology. In: Foundation of sensory science. Dowson WW, Enoch JM (eds.)., Springer-Verlag, Berlin — Heidelberg, 1984, р. 25—64.


 

 

 

 



Источник:
Категория: сборник №1 | Добавил: Luxs (04.12.2010) | Автор: E W
Просмотров: 1426 | Комментарии: 0 | Теги: мониторная болезнь, Профилактика, компьютер | Рейтинг: /
Всего комментариев: 0



 
 javascript:;" rel="nofollow" onclick="loginPopupForm(); return false;
Create a free website

Copyright MyCorp © 2024