null

  

 

Меню сайта

Категории раздела
сборник №1 [20]
бланки документов [7]
диагностика [6]
сценарии,конспекты [7]

Мини-чат

добавь новость

вход в блок новостей   



Коррекционные
школы нашего района:




Форма входа
 




c

[08.03.2017][сборник №1]
Универсальные учебные действия - формирование и развитие на уроке в начальной школе (0)
[08.03.2017][сборник №1]
Коррекционная направленность трудового обучения в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (0)
[08.03.2017][сборник №1]
«Использование наглядности на уроках математики в начальных классах» (0)
[06.02.2015][сборник №1]
Вялова А.Н. (0)
[28.09.2013][сборник №1]
Поль Л.А. Понимание текстов школьниками с ОВЗ (0)
[26.04.2013][сборник №1]
«Использование песенного жанра на уроках музыки в школе 8 вида, как фактор повышения мотивации к чтению» (0)
[24.03.2013][сборник №1]
И.Е.Токарь " Влияние гендерных различий на успешность обучения мальчиков и девочек" (0)
[20.02.2012][сборник №1]
Галецкая Ю.В. Особенности использования пиктограмм в процессе формирования социально-бытовых навыков у детей с умеренной и тяжелой УО (1)
[20.02.2012][сборник №1]
Галецкая Ю.В. Особенности использования пиктограмм в процессе формирования социально-бытовых навыков у детей с умеренной и тяжелой УО (0)
[09.11.2011][сборник №1]
О роли искусства в социально-педагогическом сопровождении обучающихся в учреждениях специального образования. (0)
[05.11.2011][сценарии,конспекты]
Дым в лесу (0)
[09.05.2011][сборник №1]
Образование как институт социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе (0)
[09.05.2011][сборник №1]
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: состояние и перспективы законодательства (0)
[05.03.2011][диагностика]
Этапы развития детской речи. Часть 2: от 1 года до 7 лет. (0)
[05.03.2011][диагностика]
Этапы развития детской речи. Часть 1: от 0 до 1 года. (0)
[22.02.2011][диагностика]
Проблемы в развитии. (0)
[04.12.2010][бланки документов]
План составления характеристики (0)
[04.12.2010][диагностика]
Методика диагностики социально-психологической адаптации подростков К. Роджерса и Р. Даймонда (0)
[04.12.2010][диагностика]
Специфика социально-педагогической диагностики (0)
[04.12.2010][бланки документов]
Схема составления педагогической характеристики (0)
[04.12.2010][сборник №1]
Мониторная болезнь. (0)
[04.12.2010][сборник №1]
Мониторная болезнь. (0)
[05.11.2010][сборник №1]
Детская депрессия (0)
[05.11.2010][сборник №1]
Ребенок не хочет в школу? (0)
[02.11.2010][сценарии,конспекты]
Кукольный спектакль"Кот и Лиса" (0)


Главная



Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

Кабинет лечебной педагогики

"Открытый мир"

Социально-педагогическая служба сопровождения детей

Суббота, 25.11.2017, 07:06


Главная » Статьи » » сборник №1

[ Добавить статью ]

«Использование наглядности на уроках математики в начальных классах»

«Использование наглядности на уроках математики в начальных классах»

учитель начальных классов

Кравцова Л.В.

 

 

В нашей работе мы опираемся на определение понятие наглядность по И.Г. Песталоцци «наглядность – это путь, средство, ведущее к развитию мышления». Суть принципа наглядности состоит в целесообразном и эффективном привлечении органов чувств к восприятию, осознанию и переработке учебного материала.

Актуальность проблемы использования наглядных средств в математическом обучении детей заключается в том, что принцип наглядности позволяет сделать изучаемый материал интереснее, доступнее детям. С помощью наглядного материала занятие становится ярче, результативнее. Использование наглядного материала позволяет проверить качество усвоенного материала, способствует развитию активности обучающихся, творческому развитию, стимулирует мышление ребёнка, воспитывает интерес к предмету.

 

Научно-методическое обоснование проблемы использования наглядных средств в развитии математических представлений.

Роль наглядности в обучении

 

Особую роль наглядность играет в обучении детей начальных классов, так как мышление носит наглядно-действенный и наглядно-образный характер. Использование различных видов наглядности – наблюдение живых объектов, рассматривание предметов, картин, иллюстраций, образцов, использование схем, и т.д. – способствует осознанному восприятию тех явлений и предметов, с которыми знакомит детей учитель. Я.А. Коменский считал его «золотым правилом» дидактики. Принцип наглядности соответствует основным формам мышления ребенка. Наглядность обеспечивает прочное запоминание .

В методике обучения детей математике принцип наглядности тесно связывается с активностью ребенка. Осознанное овладение элементами математических знаний возможно лишь при наличии у детей некоторого чувственного познавательного опыта, приобретение которого всегда связано с непосредственным восприятием окружающей действительности или познанием этой действительности через изобразительные и технические средства. В начальных классах в процессе обучения используются следующие виды наглядности:

предметная

образная

условно-символическая наглядность

Используя предметную наглядность, показывают детям натуральные предметы внешнего мира, объемные изображения (игрушки, макеты, муляжи овощей, фруктов). При использовании образной наглядности показывают детям картины, иллюстрации, слайды. При использовании условно-символической наглядности демонстрируются математические знаки, схемы слов, предложений, таблицы по изучению состава чисел.

В обучении детей на уроках наглядность применяется систематически: в связи с сообщением детям новых знаний, при закреплении их, при организации самостоятельной деятельности детей.

Наглядные учебные пособия - плоскостные и объёмные изображения предметов и явлений, создаваемые для целей обучения, производственные и природные объекты. Применение наглядных учебных пособий способствует формированию у детей материалистических представлений и понятий, выработке у них умений и навыков.

Песталоцци придавал огромное значение наглядности обучения, поскольку считал, что чувственное восприятие окружающего мира - исходный момент познания. Так же как и великий чешский педагог Я.А. Коменский, Песталоцци считал необходимым знакомить ребенка с ранних лет с предметами и явлениями реального мира, привлекая к их восприятию, по возможности, большее число его органов чувств. Принцип наглядности обучения - это опора на реальные представления детей. Это один из самых известных и интуитивно понятых принципов обучения, использующийся с древнейших времен .

Таким образом, применение наглядного материала мобилизует активность психики школьника, прививает интерес к получаемой информации, расширяет круг воспринимаемой информации, уменьшает утомляемость и в целом облегчает весь процесс обучения.

 

Вопросы использования наглядности в обучении детей элементарной математике в трудах великих педагогов XIX - XX веков

 

Наглядные методы обучения элементарной математике имеют довольно глубокую историю. К этой проблеме неоднократно обращались многие великие педагоги и дидакты XIX века. Особое значение наглядности в обучении придавал швейцарский педагог-демократ Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827). Ряд его произведений посвящены методике ее применения, например, «Азбука наглядности, или наглядное учение об измерении», «Наглядное учение о числе». Он предлагает использовать наглядность во всех областях познания: при изучении языка, счета и всех других учебных предметов .

К. Д. Ушинский говорил что, прежде всего, следует выучить детей считать до десяти на наглядных предметах: на пальцах, орехах, и т.д., которые можно было бы разломать, если придется показать наглядно половину, треть, и т.д. Считать следует учить назад и вперёд так, чтобы дети с одинаковой лёгкостью считали от единицы до десяти и от десяти до единицы. Потом следует научить считать их парами, тройками, пятёрками, чтобы дети поняли, что половина десяти равна пяти и т.д.

В истории педагогики достаточно широкое применение получила система математического развития детей М. Монтессори. Суть её в том, что трёхлетние дети уже умеют считать до двух или трёх. Потом они легко учатся нумерации. В одном из способов обучения нумерации М. Монтессори использовала монеты. «...Размен денег представляет первую форму нумерации, довольно интересную для возбуждения живого внимания ребёнка ...». Далее она обучает с помощью методических упражнений, применяя, как дидактический материал серию из десяти брусков различной длины. Так происходило обучение математическим представлениям в «Доме ребёнка» М. Монтессори . Известный психолог Прейнер утверждал, что имея перед глазами группу предметов в числе трёх, можно непосредственно узнать это число не производя счёта, такой процесс он условно называл «бессознательный счёт». Если же число предметов, находящееся перед глазами, превосходит этот ограниченный предел и если предметы размещены в ряд, то такое узнавание-схватывание числа становится затруднительным и даже невозможным, вследствие чего необходимо прибегнуть к счёту.

В XX веке продолжены психолого-педагогические исследования проблемы использования наглядных средств в обучении математике. Основные признаки наглядности на основе сенсороного развития при обучении математике высказаны В.Г. Болтянским.

По мнению известных педагогов-психологов (В.Н. Аванесова, Э.Г. Пилюгина, Н.Н. Поддьякова и др.) знания, получаемые словесным путем и неподкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны, а это означает, что нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Д.Л. Волковский в своей работе «Детский мир в числах», включил систему освоения чисел на основе монографического метода. Монографический метод - это метод, по которому изучали числа с помощью графических изображений, т.е. метод целостного восприятия чисел. Вычислительный метод возник как противоположность монографическому. Его сущность основана на идее освоения сосчитывания (аналитического восприятия множества), обучении сущности арифметических действий на наглядных материалах.

Таким образом, проблема использования наглядных средств в развитии математических представлений у школьников, зародившись в педагогической науке и практике в XIX века, получила свое дальнейшее развитие в педагогике XX века.

 

 

Классификация наглядных средств математического развития школьников.

 

Наглядные средства в методической литературе принято делить на натуральные и изобразительные. К натуральным средствам относятся различные предметы окружающей действительности, для математики это все, что можно пересчитать .

Основные виды наглядных пособий, используемых при обучении школьников:

- Счетные палочки широко используются при формировании понятий о числе и арифметических действиях.

- Набор объемных пособий – кубиков и других игрушек.

- Наборные полотна с картонными трафаретами фигур овощей, листьев, фруктов, животных, птиц и др. Трафареты могут быть выполнены из цветного картона, бархатной и другой плотной бумаги. Ко всем наборным полотнам, как демонстрационным, так и индивидуальным, обязательно иметь разрезанные цифры от 0 до 9.

- Фланелеграф представляет собой доску такого же формата, как и наборное полотно, обтянутую черной фланелью. Трафареты с наклеенными на обратной стороне небольшими кусочками наждачной, бархатной или промокательной бумаги, очень хорошо держатся на начесанной ткани.

- Разрезные цифры и знаки математических действий для наборных полотен.

- Сюжетные картины с прорезями, например, изображение деревьев, тарелок, аквариумов, ваз и др. предметов.

- Предметные картинки.

- Плакаты.

- Счетные приборы.

Таким образом, наглядное пособие – одно из средств умственного развития, позволяющее воспринимать информацию не только на слух, но и зрительно.

 

 

Виды наглядного материала для математического развития детей начальных классов.

 

Наглядный материал – это комплексное дидактическое средство, обеспечивающее формирование математических представлений в условиях целенаправленного обучения на уроках, благодаря которому возможно решение практически всех программных задач .

Виды наглядного материала:

  • демонстрационный и раздаточный;
  • сюжетный и бессюжетный;
  • объемный и плоскостной;
  • специально-счетный (счетные палочки, счеты и др.);
  • фабричный и самодельный .

К демонстрационным материалам, использующим зрительную активность , относятся:

- наборные полотна с двумя и более полосками для раскладывания на них разных плоскостных изображений: фруктов, овощей, цветов, животных и т. д.;

- геометрические фигуры, карточки с цифрами

- фланелеграф с комплектом плоскостных изображений, наклеиваемых на фланель ворсом наружу, так чтобы они прочнее держались на обтянутой фланелью поверхности доски фланелеграфа;

- мольберт для рисования, на котором крепятся две-три съемные полочки для демонстрации объемных наглядных пособий;

- магнитная доска с комплектом геометрических фигур, цифр, плоских предметных изображений;

- полочки с двумя и тремя ступеньками для демонстрации наглядных пособий;

- комплекты предметов (по 10 штук) одинакового и разного цвета, размера, объемные и плоскостные (на подставках);

- карточки

- логические блоки;

- оборудование для проведения дидактических игр;

К раздаточным материалам относятся:

- мелкие предметы, объемные и плоскостные, одинаковые и разные по цвету, размеру, форме, материалу и т. д.;

- карточки, состоящие из одной, двух, трех и более полос; карточки с изображенными на них предметами, геометрическими фигурами, цифрами, карточки с гнездами, карточки с нашитыми пуговицами, карточки-лото и др.;

- наборы геометрических фигур, плоских и объемных, одинакового и разного цвета, размера;

- счетные палочки и т. д.

Раздаточный материал требуется в больших количествах в расчете на каждого ребенка, демонстрационный - один на группу детей.

Тот и другой материал должен быть художественно оформлен: привлекательность имеет большое значение в обучении детей - с красивыми пособиями детям заниматься интереснее. Наглядный дидактический материал служит для реализации программы развития элементарных математических представлений в процессе уроков..С этой целью используют:

- пособия для обучения детей счету;

- пособия для упражнений в распознавании величины предметов;

- пособия для упражнений детей в распознавании формы предметов и геометрических фигур;

- пособия для упражнения детей в пространственной ориентировке;

 

Таким образом, наглядные средства обучения выполняют важные функции в деятельности педагога и детей при формировании у них элементарных математических представлений.

 



Источник:
Категория: сборник №1 | Добавил: Luxs (08.03.2017) | Автор: E W
Просмотров: 313 | Комментарии: | Теги: Кравцова, Кравцова Л.В. | Рейтинг: /
Всего комментариев: 0



 
 javascript://" rel="nofollow" onclick="new _uWnd('LF', ' ', -250, -110, {autosize:1, closeonesc:1, resize:1 }, {url:'/index/40' } ); return false;
Create a free website

Copyright MyCorp © 2017