«Использование
песенного жанра на уроках музыки в школе 8 вида, как фактор повышения мотивации
к чтению»
Учитель музыки:
Россихина Валентина Александровна
Уже с первых школьных уроков, программа музыкальных
занятий направлена на установление внутренних связей музыки с литературой. Что
стало бы с музыкой, если бы не было литературы? В самом деле, каждому ясно, что
без стихов нельзя написать песню и любое другое вокальное произведение, а без
пьесы, предназначенной на сцене (либретто) – нельзя сочинить ни оперу, ни
балет. Однако нужны немалые усилия, чтобы дети осознали всё многообразие и
богатство связей музыки с литературой, чтобы достаточно представили себе, какие огромные потери
понесла бы музыка, если бы не было литературы. А второй вопрос? Что стало бы с
литературой, если не было бы музыки? – это уже не кажется таким простым и
ясным. Пожалуй только в области песенного искусства, это представляется всеобще
очевидным, поскольку двухсоставность песни (музыка и поэзия) для всех более,
чем очевидна.
Но главный вопрос, который состоит перед детьми и
над которым они возможно раньше не задумывались в том, что во множестве
литературных произведений, начиная с незатейливых детских сказочек и кончая
крупнейшими и сложнейшими творениями писателей, мы очень часто и в самых различных формах, встречаемся с
музыкой.
Иногда, это лишь беглое упоминание, иногда музыка
оказывается главной пружиной, дающей повествованию развитие. Ведь многие стихи
писались для того, чтобы композиторы для них сочиняли музыку.
Задача учителя заключается в том, чтобы научить
детей читать книжки не только глазами, но и вслушиваться в них, помочь детям
почувствовать, что не будь музыки, не было бы очень многого и в литературе. Что
не только писатель – поэт помогает музыке, но и музыкант – композитор помогает
глубже раскрыть то или иное содержание в поэзии и литературе.
На уроках музыки в младших классах, я даю задание
вспомнить стихотворение С. Михалкова «Весёлые путешественники». Дети в игровой
форме в процессе разучивания песни, исполняют роли действующих лиц и зрительные
образы возникают в значительной мере благодаря тому, как они описаны в тексте
стихотворения.
В старших классах детей я знакомлю с детской оперой
«Волк и семеро козлят». Опять детям предлагается вспомнить содержание сказки и
в процессе разучивания отрывков (песня »Болтушки», песня «Мамы-козы» и т. д) и
благодаря прочитанной сказке и исполняя музыкальные отрывки из оперы, образы
действующих лиц лучше воспринимаются детьми благодаря тому, как они описаны в
сказке. И вот ещё один пример. Разучивание в 5 классе песни «Маленький
барабанщик» введёт детей в атмосферу урока, центром которого станет рассказ А.
Гайдара «Судьба барабанщика» идёт краткий рассказ о писателе и рассказе. А.
Гайдар очень любил музыку и она звучит во многих его рассказах: «Всё ещё
туманно, но за этим туманом слышны зовы и крик и неясная музыка»- писал он.
Затем идёт разучивание песни «Маленький барабанщик» - и дети более осмысленно
разучивают текст песни, а рассказ «Судьба барабанщика» помогает выразительному
исполнению мелодии.
После всего сказанного, надо всё же напомнить, что
речь шла не об уроках литературы, а об уроках музыки. Центром урока должно
оставаться музыкальное звучание тех или иных музыкальных сочинений, которые
описаны в том, или ином литературном произведении, исполнение тех песен,
которые звучат со страниц той или иной книги, в результате такой углублённый
подход к музыке и литературе, поможет детям выработать вдумчивое отношение к
жизни, более разностороннему её восприятию, воспитать любовь к музыке и
литературе.
Источник: |