Токарь
И. Е., кандидат педагогических наук, доцент
Влияние гендерных различий на успешность обучения мальчиков и девочек
В
последнее время специалисты в области детства (педагоги, психологи, врачи) всё
чаще акцентируют внимание общества на устойчивую и прогрессирующую тенденцию к
ухудшению состояния здоровья детей всех возрастных групп: у 85% новорожденных
отмечаются недостатки развития и неблагополучное состояние здоровья; 30 – 45 %
детей дошкольного и 20 – 30 % школьного возраста нуждаются в систематической
коррекционно-педагогической помощи; 60 % школьников относятся к группе риска
(И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, 2006).
По мнению
исследователей, как отечественных, так и зарубежных, одной из причин резкого
ухудшения здоровья детей с полным основанием можно назвать систему школьного
образования. «При всех её достоинствах, школа недостаточно заботиться о том,
чтобы вырастить здорового ребёнка. Результат: в школу приходит около 30%
здоровых детей, а среди выпускников таких около 10%» (Л.М. Шипицина, 2003).
По данным педагогов и психологов, сегодня в начальных классах городских
школ выявляется 30 - 40%, а в сельских школах - 50-60% учеников, которых с
полным основанием можно отнести к группе риска. (С.А. Беличева, М.М. Безруких,
Г.Ф. Кумарина, Р.В. Овчарова, Л.М. Шипицына и др.).
Число реально неуспевающих в начальных классах детей колеблется от 15 до
40 % (Н.Г. Лусканова, И.А. Коробейников, 1995; Н.К. Корсакова, Ю.В Микадзе,
Е.Ю. Балашова, 1997, Ю.В. Овинова, 2001). Анализ
функциональной грамотности младших школьников показал, что 42,5% учащихся не
могут без ошибок написать предусмотренный государственной программой диктант,
36,7% не владеют навыками свободного чтения, 21,1% испытывают трудности в счёте
и решении задач, 30,5% - боязнь и отвращение к учёбе.
Усилению
школьной дезадаптации сопутствуют возникающие по мере нарастания школьных
трудностей неврозы (свыше 30%), психосоматические заболевания (свыше 40%),
патологические варианты формирования личности и различные поведенческие
нарушения.
Сложившая ситуация требует
поиска новых подходов к организации педагогического процесса, учитывающих весь
спектр изменений в состоянии здоровья детей, а также возрастающие требования к
качеству их подготовки в системе образования.
Очевидно, что рациональное решение обозначенных проблем, лежащее в
предметной области педагогики, должно одновременно опираться и на достижения в
области изучения детства таких смежных с ней дисциплин как физиология,
психология, психофизиология, нейропсихология. Знание и применение достижений этих
наук в педагогической практике позволяет в значительной степени повысить
эффективность обучения детей, не истощая их внутренние резервы.
Одной из междисциплинарных методологических линий изучения проблемы
адаптации ребёнка к школе, а также профилактики и коррекции её проявлений у
детей на начальной ступени образования, всё чаще выступает гендерный подход.
Разработанный социологами, в последнее время он активно внедряется в
современную систему образования, что представляется вполне закономерным. Гендерный
подход ориентирован на учёт анализа последствий половой (родовой)
дифференциации и иерархичности в складывающихся отношениях между мальчиками и
девочками в образовательном процессе. Он призван в педагогическом процессе
учитывать и эффективно использовать особенности возрастной динамики детей,
которые «связаны с расхождением трех линий развития: общеорганического,
социального и полового» (Л.С. Выготский).
Педагоги-практики имеют возможность наблюдать порой значительные различия
в поведении мальчиков и девочек в казалось бы сходных ситуациях, таких как
включение в деятельность, отношение к повторению уже известного материала, в
выборе ответной реакции на обиду и т.д. Какова природа этих различий? Почему
девочкам лучше даются чтение и языки, а мальчикам математика и география?
Почему у мальчиков больше проблем с поведением? Почему адаптация к школе у них
протекает сложнее, чем у девочек? Как выстроить педагогический процесс, чтобы
уровень знаний детей соответствовал программным требованиям, а состояние их здоровья
в процессе обучения не только не утрачивалось, но и развивалось?
Изучение гендерных особенностей развития детей открывает новые
направления в профилактике и коррекции
адаптационных нарушений младших школьников. К настоящему времени
накоплен немалый теоретический и практический материал, позволяющий с позиций
именно гендерного подхода проанализировать проблемы, возникающие у детей в
процессе обучения.
Успешность включения детей в школьную жизнь, как сегодня установлено, в
немалой степени зависит то того, насколько развиты у них те
психофизиологические и высшие психические функции, на которых базируется
процесс учения. Это зрительный и слуховой анализ и синтез, пространственные
ориентировки, сложнокоординированные движения пальцев и кисти рук, а также внимание,
память, мышление, речь.
Исследования показывают, что у мальчиков позднее, чем у девочек,
формируется зрительный анализатор. Согласно данным М.М.Безруких (2000г.) на
этапе школьного старта 75% мальчиков и 57% девочек имеют несформированность в
развитии зрительного восприятия. У девочек же острота зрения уже в 6 лет
достигает нормы взрослого человека. Поэтому при начале обучения в школе и
повышенной нагрузке на зрительный анализатор закономерно ожидать большего
снижения остроты зрения и трудностей в деятельности
наблюдения именно у мальчиков (Б.Г.Ананьев, 1968).
С другой стороны, у мальчиков лучше
развита крупная моторика, тогда как девочки опережают их по показателям в
области формирования мелкой моторики пальцев и кисти рук (А. Гезелл). Это во
многом определяет успехи большинства мальчиков на уроках физической культуры, в
то время как у девочек возникает меньше проблем с почерком, в дальнейшем он
похож на классические прописи - более регулярен, консервативен, правилен. (М.
Гариен, 2004.) Превосходство девочек в овладении навыками каллиграфии во многом
обусловлено и состоянием двигательной памяти, которая в этом возрасте в целом у
них развивается интенсивнее.
Гендерные различия проявляются и в том, что мальчики обладают лучшим
пространственным мышлением, значительно превосходят девочек в понимании
геометрических концепций и ориентировке в визуальных лабиринтах. Мальчики
активны в обучении, ориентированы на движения тела и тем самым дополнительно
стимулируют развитие своего пространственного восприятия. Они доминируют в
логико-математических умственных способностях, опираясь на них в большей
степени, чем девочки. Мальчики обладают картинным мышлением - они должны
увидеть то, что им объясняют (Д. Джири). При обучении математике они осваивают
материал лучше, если он изложен на доске, точнее девочек могут производить
вычисления, не видя, и не трогая предметов. Девочки быстрее усваивают материал,
когда он из абстрактного мира знаков и символов, записанных на доске,
переносится в реальный мир (М. Гариен, 2004) и лучше воспринимают информацию,
когда читают или записывают (Д. Джири).
Мальчики чаще полагаются на дедукцию -
процесс мышления у них часто начинается с общего принципа, который
непосредственно или с помощью вспомогательных понятий затем применяется к частным
случаям. По сравнению с девочками дедуктивный процесс у них идет намного
быстрее. В этом кроется причина в среднем более высоких результатов мальчиков в
быстрых тестах с заданными вариантами ответов. Чем лучше человек умеет делать
быстрые дедуктивные умозаключения, тем лучше он сдает тест, основанный на
данном умении. Девочки в основном полагаются на индукцию, постепенно расширяя
свою базу формирования понятий. Они склонны отталкиваться от конкретных
примеров, их часто проще обучать практическим навыкам, например устной и
письменной речи. Обычно девочки легче, чем мальчики, приводят примеры, особенно
на раннем этапе процесса формирования понятий. Они чаще начинают с конкретных
примеров, а затем строят общую теорию. (М. Гариен, 2004, Е.Н. Меньшикова,
2000).
Состояние речи и использование языка в
процессе обучения детьми также позволяет говорить о некоторых гендерных
особенностях, которые проявляются на различных этапах развития детей.
Общепризнанным является факт более позднего овладения речью мальчиками по
сравнению с девочками. Так, в 9 месяцев мальчики произносят 1 слово, девочки -
3 слова. Активный словарь мальчиков в 18 месяцев составляет 28 слов, в то время
как девочки употребляют в речи 56 слов. Пассивный словарь мальчика в 16 месяцев
составляет 134 слова, у девочек – 204. (Г. Прешофф, 2006). Согласно
исследованиям, 99% речи девочек понятно к 3 годам, в то время как аналогичных
показателей мальчики достигают к 4,5 годам (М. Гариен, 2004). Девочки допускают
меньше грамматических ошибок. Мальчики же в возрасте 4-14 лет опережают девочек
по способности к рассуждению (Г. Прешофф, 2006). Во время обучения мальчики по
большей части учат молча, девочки достаточно часто учат вслух. Изучение
процессов, происходящих в группах детей, показало, что девочки пользуются
словами чаще мальчиков. В группе все девочки говорят примерно одинаково. В
группе мальчиков можно отметить наибольшую активность одного-двух лидеров или
мальчиков, которые стремятся обратить на себя внимание. Мальчики любят жаргон
или закодированный язык, которым они пользуются в собственном процессе познания
и общения. Девочки предпочитают формировать понятия с помощью простого,
обиходного языка, насыщенного конкретными деталями. Рассказы мальчиков
наполнены возбуждением и действием, чувства жертв ими игнорируются, в первую
очередь их интересуют объекты и вещи. Девочки в первую очередь обращают
внимание на человеческую динамику, т.е. на взаимоотношения между людьми и
чувства жертв (М. Гариен, 2004, Т.П.Хризман, В.Д. Еремеева, 2000).
Гендерные различия по уровню развития внимания не очень велики. Однако
известно, что в целом внимание имеет лучшие показатели у девочек на всех
уроках, за исключением математики. В целом, девочки превосходят мальчиков по
объёму и точности выполнения заданий, они обнаруживают лучшие показатели по
устойчивости и распределению внимания. Мальчики допускают больше «случайных»,
«нелепых» ошибок, что говорит о меньшей устойчивости их внимания (О.Ю.
Ермолаева).
Состояние памяти детей – важный показатель,
способный оказать влияние на школьную успеваемость, один из составных её
компонентов. И, если в целом трудно определить, у кого же память лучше – у
мальчиков или у девочек, то по отдельным её видам разница проявляется
отчётливо. Так, например, девочки превосходят мальчиков по показателям вербальной
памяти, начиная с 2,5 лет. Девочки лучше запоминают материал, предъявляемый как
зрительно, так и на слух. Это касается и отдельных слов, и предложений, и целых
рассказов (смысловая память), а также демонстрируют превосходство по запоминанию
имён и богатству словесных ассоциаций, причём это превосходство наблюдается уже
в 3 года (Э. Маккоби). Отмечается преимущество девочек по показателям
долговременной, словесно-ассоциативной памяти. У мальчиков и становление
слухоречевой и, особенно, зрительной памяти активно идёт в период от 6 до 10
лет (Ю.В. Микадзе, 1999). При этом показатели зрительной памяти у них к 12
годам улучшаются на 60% (Н.Л.
Горбачевская, Л.П. Якупова, Е.Ю. Давыдова, А.Е. Назаренко, 1997).
По мнению ряда
исследователей, недостатки слухоречевой памяти являются критичными в
происхождении школьных трудностей у мальчиков (Н.И. Бобылева, О.Г.Минина), в то
время как у девочек трудности чаще провоцируются недостаточностью зрительной
памяти (Ю.В. Микадзе, 1999, Н.И. Бобылева, О.Г.Минина, 2006). Кроме того,
выявлена сильная корреляционная связь между развитием преднамеренного
запоминания и итоговой успеваемостью в 1, 2 и 3 классах, которая сильнее аналогичной
связи по показателям развития логического мышления (Е.Н. Меньшикова, 2000).
Иными словами, успешность
ребёнка прежде всего определяется тем, насколько хороша его память. К
сожалению, начальная школа, как и раньше, часто опирается на заучивание детьми
материала в готовом виде. По своей сути, зубрёжка как традиционный метод
обучения схоластической средневековой школы находит активное применение в
современной образовательной системе.
О негативном влиянии
этого феномена на развитие личности ребёнка высказывались многие известные
педагоги и психологи. В.А. Сухомлинский (1956) был убеждён, что «никогда умственные
усилия не должны направляться только на закрепление в памяти, на заучивание. Прекращается
осмысливание - прекращается и умственный труд, начинается отупляющая зубрёжка.
… Зубрёжка пагубно отражается на моральном облике воспитанника. Выполняя изо дня
в день в течение многих лет эту тяжёлую, но бессмысленную работу, ученик
получает неправильное представление об умственном труде вообще, ненавидит
учение. В конце концов, он перестаёт трудиться».
Опыт показывает - как
только ребенку становится скучно, он не только перестает воспринимать учебный
материал, но и начинает вести себя так, что нарушает порядок в классе. В
процессе обучения для удержания внимания мальчиков часто требуется большое
число разнообразных стимулов. (М. Гариен, 2004). Для девочек этот фактор менее
актуален, так как в целом преднамеренное запоминание у них развито лучше,
впрочем, как и непреднамеренное. Они запоминают больше казалось бы не связанной
между собой информации и успешно ею пользуются. Девочки гораздо охотней
выполняют неинтересную работу просто ради того, чтобы заслужить похвалу. Они
могут заучивать наизусть текст, смысл которого им неясен. Следует отметить, что при обучении девочки в меньшей степени
подвержены скуке (М. Гариен, 2004). Это далеко не полный перечень гендерных
особенностей младших школьников, которые имеют значительное влияние на
успешность обучения и на становление личности ребёнка.
По мнению многих отечественных и зарубежных исследователей, мальчики в целом,
в наибольшей степени подвержены риску возникновения школьной дезадаптации. И
главная причина этого - несоответствие их физиологического и паспортного
возраста. К началу школьного обучения мальчики по физиологическому возрасту
отстают от девочек на год - полтора (Т.П. Хризман, В.Д. Еремеева, С. Биддалф,
М. Гариен, Т. В. Бендас и др.).
Отставание мальчиков, проявляющееся на физиологическом и психологическом
уровнях, неизбежно обнаруживает себя и на уровне педагогическом.
У мальчиков чаше, чем у девочек, отмечается неуспеваемость, связанная с
недостатками учебной деятельности, с отрицательным отношением к учению, с
низким уровнем воспитанности и проблемным поведением (большая подвижность,
непоседливость, рискованность и т.д.), большинству мальчиков не достаёт
усидчивости, внимательности, аккуратности, прилежания. Среди неуспевающих
школьников значительно преобладают мальчики, от первых классов до конца школы
оценки у них хуже, чем у девочек (Ю.К Бабанский, 1977; М. Гариен, 2004;
Д. Добсон, 2004; С. Биддалф, 2006 и др.).
Неуспешный мальчик не может пользоваться авторитетом у одноклассников,
т.к. в начальной школе именно успеваемость является определяющим критерием
статуса ребёнка в коллективе сверстников. Однако, как имеют возможность
наблюдать педагоги, неофициальная иерархия, которая определяется физическими данными,
вербальными умениями, характером, личными способностями и многими другими
социальными и личностными факторами, также крайне важна для мальчиков. Они
часто плохо учатся, если находятся на ее нижних ступенях. (М. Гариен, 2004). С
биологической точки зрения в организме мальчиков, находящихся на вершине
неофициальной иерархической системы, вырабатывается меньше кортизола, гормона
стресса. В организме мальчиков, находящихся внизу иерархии, его вырабатывается
больше. Кортизол заставляет мозг переключаться с интеллектуальной деятельности
на преодоление эмоционального стресса и борьбу за выживание. (М. Гариен, 2004).
Получается замкнутый круг, выход из которого кроется прежде всего в повышении
статуса ребёнка в коллективе, и только во вторую очередь в устранении пробелов
в знаниях.
Положение усугубляется ещё и тем, что в нашей стране в связи с переходом
на двенадцатилетнюю модель образования и желанием родителей обеспечить своему
ребёнку после окончания школы возможность держать экзамены в вуз, наметилась
тенденция к началу школьного обучения мальчиков с шести лет. Таким образом,
реальная возрастная разница между самым младшим учеником (если это мальчик) и
самым старшим учеником в классе (если это девочка) может составлять более двух
лет.
В связи с этим актуальным кажется предложение ряда исследователей о
целесообразности введения нижней границы для поступающих в школу детей. Для
мальчиков это возраст 7 лет, а для девочек – 6 лет (Т.В. Бендас, М. Гариен, К.
Барт, С. Биддалф и др.).
Учёт гендерных различий детей в образовательном процессе может стать
основной линией в профилактике адаптационных нарушений у младших школьников, в
разработке стратегии коррекции уже имеющихся трудностей. С позиций гендерного
подхода мальчики и девочки будут успешны в школе, если:
·
они будут начинать обучение в школе в
соответствии с реальным, а не паспортным возрастом;
·
будут учитываться их слабые и сильные места в
соответствии с особенностями физиологического и психического развития;
·
будут применяться дидактические методы и приёмы,
ориентированные на гендерные особенности функционирования мозга;
·
взрослые будут помнить, что проблемы, связанные
с поведением, являются сигналом о зарождающихся трудностях в обучении.
Литература
- Биддалф С. Воспитание
мальчишек: Почему мальчишки такие разные, и как помочь им стать настоящими
мужчинами/ Пер.с англ. И.А. Литвиновой. – М.: РИПОЛ классик, 2005
- Безруких М.М. Проблемные дети. – М., 2000.
- Гариен М. Мальчики и девочки учатся по-разному:
Руководство для учителей и родителей. – М.: ООО «Издательство Астрель»:
ООО «Издательство АСТ», 2004.
- Еремеева
В.Д. Хризман
Т.П. Мальчики и девочки – два
разных мира. Нейропсихологи – учителям, воспитателям, родителям, школьным
психологам. -СПб.:
«Тускарора», 2000.
- Психолого-педагогическая диагностика: Учебное пособие/ Под ред.И.Ю.
Левченко, С.Д. Забрамной. М.: Академия, 2005.
2008
год
Источник: |