Галецкая Ю.В. Особенности использования пиктограмм в процессе формирования социально-бытовых навыков у детей с умеренной и тяжелой УО - сборник №1 <!--if()-->- <!--endif--> - Каталог статей - Открытый мир. Лечебная педагогика.
null

  

 

Меню сайта

Категории раздела
сборник №1 [17]
бланки документов [7]
диагностика [6]
сценарии,конспекты [7]

Мини-чат

добавь новость

вход в блок новостей   



Коррекционные
школы нашего района:




Форма входа
 




c

[06.02.2015][сборник №1]
Вялова А.Н. (0)
[28.09.2013][сборник №1]
Поль Л.А. Понимание текстов школьниками с ОВЗ (0)
[26.04.2013][сборник №1]
«Использование песенного жанра на уроках музыки в школе 8 вида, как фактор повышения мотивации к чтению» (0)
[24.03.2013][сборник №1]
И.Е.Токарь " Влияние гендерных различий на успешность обучения мальчиков и девочек" (0)
[20.02.2012][сборник №1]
Галецкая Ю.В. Особенности использования пиктограмм в процессе формирования социально-бытовых навыков у детей с умеренной и тяжелой УО (1)
[20.02.2012][сборник №1]
Галецкая Ю.В. Особенности использования пиктограмм в процессе формирования социально-бытовых навыков у детей с умеренной и тяжелой УО (0)
[09.11.2011][сборник №1]
О роли искусства в социально-педагогическом сопровождении обучающихся в учреждениях специального образования. (0)
[05.11.2011][сценарии,конспекты]
Дым в лесу (0)
[09.05.2011][сборник №1]
Образование как институт социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе (0)
[09.05.2011][сборник №1]
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: состояние и перспективы законодательства (0)
[05.03.2011][диагностика]
Этапы развития детской речи. Часть 2: от 1 года до 7 лет. (0)
[05.03.2011][диагностика]
Этапы развития детской речи. Часть 1: от 0 до 1 года. (0)
[22.02.2011][диагностика]
Проблемы в развитии. (0)
[04.12.2010][бланки документов]
План составления характеристики (0)
[04.12.2010][диагностика]
Методика диагностики социально-психологической адаптации подростков К. Роджерса и Р. Даймонда (0)
[04.12.2010][диагностика]
Специфика социально-педагогической диагностики (0)
[04.12.2010][бланки документов]
Схема составления педагогической характеристики (0)
[04.12.2010][сборник №1]
Мониторная болезнь. (0)
[04.12.2010][сборник №1]
Мониторная болезнь. (0)
[05.11.2010][сборник №1]
Детская депрессия (0)
[05.11.2010][сборник №1]
Ребенок не хочет в школу? (0)
[02.11.2010][сценарии,конспекты]
Кукольный спектакль"Кот и Лиса" (0)
[02.11.2010][сценарии,конспекты]
Кукольный спектакль "Кот,Петух и Лиса" (0)
[02.11.2010][сценарии,конспекты]
Кукольный спектакль "Волк и козлята" (0)
[02.11.2010][сценарии,конспекты]
Кукольный спектакль "Гуси-лебеди" (0)


Главная



Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

Кабинет лечебной педагогики

"Открытый мир"

Социально-педагогическая служба сопровождения детей

Воскресенье, 04.12.2016, 13:11


Главная » Статьи » » сборник №1

[ Добавить статью ]

Галецкая Ю.В. Особенности использования пиктограмм в процессе формирования социально-бытовых навыков у детей с умеренной и тяжелой УО
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПИКТОГРАММ


В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ

СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ


У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ

 ОТСТАЛОСТЬЮ


В статье описаны результаты исследования использования системы пиктограмм в процессе формирования социально-бытовых навыков у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Ключевые слова: пиктограммы, социально-бытовые навыки, дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

This article describes the results of the features of the system icons in the formation of social-home skills in children with moderate and hard mental backwardness.

Key words: icons, social-home skills, children with moderate and hard mental backwardness.

С самых ранних этапов развития, общение предполагает тесное взаимодействие ребенка и взрослого. Потребность в общении не является врожденной, она формируется в процессе контакта ребенка с окружающей средой. Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью зачастую испытывают дефицит общения, что отрицательно влияет на их дальнейшее развитие. Из-за повреждений центральной нервной системы им трудно овладеть разговорной речью, поэтому вспомогательные средства коммуникации часто выступают более успешным способом общения данной категории детей с окружающими. При изучении вспомогательных средств коммуникации дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью постоянно узнают новые символы, расширяют свой словарь, совершенствуют способы их использования. В нашем исследовании основное внимание уделяется проверке эффективности использования системы пиктограмм, как средства невербальной коммуникации, при формировании социально-бытовых навыков у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Мы предполагали, что использование пиктограмм в работе с детьми с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, у которых речь значительно недоразвита или полностью отсутствует, будет способствовать более успешному формированию социально-бытовых навыков, лучшему усвоению правил поведения и превращению навыков в устойчивые привычки.
В исследовании принимали участие дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, у которых значительно недоразвита или полностью отсутствует речь, в результате чего они часто не могут понять указаний взрослого, выразить свои потребности, желания, и у которых, по результатам констатирующего эксперимента, наблюдается низкий уровень сформированности социально-бытовых навыков. Для исследования особенностей использования пиктограмм при формировании социально-бытовых навыков у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью мы разработали схему формирующего эксперимента: разработка системы пиктограмм для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью; формирование социально-бытовых навыков путем использования системы пиктограмм; повторное проведение наблюдения и анкетирования, сравнение показателей уровня сформированности социально-бытовых навыков у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью до и после формирующего эксперимента.
Задачей первого этапа нашего исследования была разработка системы пиктограмм для работы с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, при этом мы учитывали: существующий уровень социально-бытовых знаний, умений и навыков; умения и навыки, которые необходимо сформировать, предвидя зону ближайшего развития, уровень развития речевой сферы. Разработанная нами система включает 150 пиктограмм по следующим разделам: взаимопонимание, состояние здоровья, части тела, личная гигиена, еда, посуда, овощи, фрукты, одежда, мебель, занятия и отдых, погода, чувства, действия, качества, предметы, транспорт.
Второй этап предусматривал исследование процесса использования пиктограмм в процессе формирования социально-бытовых навыков у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, который условно можно разделить на 3 этапа:
1. Подготовительный – предусматривал диагностику актуальных навыков, возможностей, потребностей ребенка, установления эмоционального контакта. Мы определяли актуальные навыки ребенка в сфере коммуникации, и те, которые он может приобрести в ближайшее время. В процессе данного этапа мы изучали, в каких условиях живет воспитанник, удовлетворяет ли имеющийся уровень коммуникации его самого, родственников, ближайшее окружение. Из данного этапа можно сделать вывод, что имеющийся уровень коммуникации не удовлетворяет как самих детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, так и их ближайшее окружение. Воспитанники, у которых речь значительно недоразвита или полностью отсутствует, стремятся выразить свои потребности, чувства с помощью вспомогательных средств коммуникации, таких как жесты, мимика, звуки, движения тела. Возможность общения с помощью невербальных средств коммуникации имеет для детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости разнообразное значение: они могут выразить свое мнение, сообщить о необходимости чего-либо, поделиться эмоциями, спросить о чем-то, выразить протест, отказаться от чего-то. В таком случае им не нужно переходить к таким формам протеста как крик, удары, апатия.
2. Введение пиктограмм. Переходя к изучению пиктограмм, необходимо было изучить окружающий предметный мир. Умение узнавать и выделять окружающие предметы является начальным уровнем, на котором строилась вся дальнейшая работа с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Изучение реальных предметов происходило через влияние на различные органы чувств, а именно: восприятие предметов на ощупь, определение цвета, величины, формы, качества поверхности, веса предметов, определение вкуса и запаха продуктов питания.
Чтобы обучение применению пиктограмм было успешным, мы придерживались определенной последовательности: сначала определили удобные для воспитанника способы выражения «да» и «нет», далее формировали понятие предметов, лиц, действий, признаков; развивали навыки построения фраз, предложений. Некоторые дети сначала не высказывали ясно свое согласие или отказ, поэтому необходимо было определить доступные для ребенка формы самовыражения понятий «да» и «нет». Способ выражения «да» или «нет» принимал различные формы: от простых, таких как движения головой, рукой, глазами, к более сложной - выбор пиктограммы. В процессе обучения мы создавали разнообразные ситуации, при которых воспитанник должен был с чем-то согласиться или отказаться. Вопросы к детям были простые по содержанию и касались режимных моментов и бытовой деятельности, например: Ты хочешь съесть яблоко? Ты будешь играть в мяч? Хочешь пойти на прогулку? Необходимо постоянно ставить ребенка перед выбором сначала по конкретным предметам, а со временем из отдельных пиктограмм, это позволяет ему влиять на происходящее, развивает самостоятельность.
Создание словаря ребенка начиналось со сбора пиктограмм предметов. Сначала они обозначали предметы из ближайшего окружения, например одежду, посуду, предметы из спальни, класса. Вводя их, мы предоставляли ребенку знания и различные впечатления по теме определенного понятия. Обучение и накопление пиктограмм в значительной степени зависит от пассивного словарного запаса и уровня понимания речи. Некоторые дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью хорошо понимали речь, могли указать на предметы, о которых спрашивали, знали названия действий и признаков, понимали социальные ситуации, для них пиктограммы были дополнительными символами предметов, действий. Однако у большинства воспитанников обучения использованию пиктограмм проходило параллельно с обучением пониманию речи: названий предметов, действий, признаков, мест и т.д. Усвоение отдельных понятий у данной категории детей проходило довольно медленно, со значительным количеством повторений (понятие качеств, определенных действий, чувств). Построение словаря – это длительный процесс предоставления ребенку с умеренной или тяжелой умственной отсталостью очередных пиктограмм, необходимых для коммуникации, обучения и формирования социально-бытовых навыков. Этот процесс начинался с простых пиктограмм конкретных предметов. Сначала символы обозначали предметы повседневного пользования, особенно важных для ребенка, о которых он охотно вспомнит, например любимая еда, одежда, предмет. При введении новой пиктограммы мы так организовывали занятия, чтобы воспитанник мог изучить предмет с помощью всех органов чувств. На основе полученной информации ребенок выбирает предмет, пиктограмма которого должна быть введена. Затем проводили детальный анализ предмета, выделяли его характерные части, знакомились с функциями.
Важным элементом использования пиктограмм является их функциональность, т.е. возможность применения в случае необходимости. Главным в нашем исследовании было не изучение очередных пиктограмм, а формирование умений ими пользоваться: удовлетворять свои потребности, получать необходимые предметы. Поэтому все время обучения предусматривал беседу, а каждое указание пиктограммы понималось как выражение в диалоге: ответ, утверждение или вопрос. Создавая свой словарь, воспитанник должен познавать его практическую ценность. Поэтому, когда он самостоятельно укажет на отдельную пиктограмму предмета, действия, качества, – необходимо обязательно на это отреагировать: назвать понятие, выполнить необходимое действие, дать определенный предмет. Чтобы у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью была возможность использовать пиктограммы, у них должен быть постоянный доступ к ним. Поэтому мы предлагаем пиктограммы, которые наиболее активно используются, разместить в отдельные коммуникативные таблицы или тетради. Сначала в коммуникативную таблицу входят пиктограммы, обозначающие жизненно необходимые понятия (туалет, пить, есть, нет / плохо, больной, холодно), а в дальнейшем количество используемых пиктограмм увеличивается в связи с изучением их значений (см.табл.1). Важно, чтобы с ребенком общался не только педагог, но и другие дети, поэтому с пиктограммами знакомятся все воспитанники группы, независимо от того, умеют они говорить или нет.
3. Закрепление пиктограмм. Для обучения, уточнения и закрепления пиктограмм на коррекционно-развивающих занятиях, мы использовали следующие виды заданий: прикрепление пиктограмм к окружающим предметам (часто пиктограммы на долгое время прикрепляются к предметам, пока ребенок не запомнит, как они выглядят); выбор необходимой пиктограммы из нескольких пиктограмм одного раздела (сначала из двух пиктограмм, далее из трех и т.д.); рисование изученных пиктограмм; сравнение пиктограмм, определение общих и отличительных черт; составление распорядка дня с помощью пиктограмм (воспитанник в определенной последовательности раскладывает пиктограммы, соответствующие порядку действий – застилать постель, одеваться, умываться, чистить зубы, причесываться, есть, учиться и т.п.); тематический стенд (на таких стендах дети могут увидеть пиктограммы, которые относятся к определенному разделу, например: пища, одежда, мебель, транспорт); отнесение пиктограммы к определенному разделу (ребенок имеет пиктограмму «шапка», и он должен разместить ее с другими из этого раздела - пальто, шарф, кофта, штаны); объединение предмета и действия (перед ребенком размещаются значки, обозначающие предметы (яблоко, машина, кофта) и действия (есть, ехать, одевать), педагог называет предмет, ребенку необходимо определить действие, которое ему соответствует; выбор среди определенного количества пиктограмм тех, которые относятся к одному тематическому разделу (груша, обувь, каша, ложка, хлеб – пища); выбор фразы, которую назвал педагог (например, «я делаю зарядку», «я чищу зубы», ребенок при этом должен показать необходимое), составление фразы с помощью пиктограмм («Я кушаю», «Я мою», далее «Я кушаю яблоко», "Я мою руки» и др.).

Таблица 1.
Образец коммуникативной таблицы
для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.




На третьем этапе нашего исследования проводился контрольный эксперимент, его целью было сравнение результатов анкетирования до и после использования пиктограмм, проведения соответствующей коррекционно-развивающей работы с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Через шесть месяцев было проведено второе обследование для определения динамики развития социально-бытовых навыков у воспитанников детского дома для детей-инвалидов. В течение этого времени с одной группой детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, у которых отсутствует речь и наблюдается низкий уровень развития социально-бытовых навыков, проводились коррекционно-развивающие занятия по изучению и использованию пиктограмм. При работе с другими детьми, на занятиях и во внеурочное время, учитывались индивидуальные особенности сформированности социально-бытовых навыков по результатам констатирующего эксперимента. При выполнении режимных моментов обращалось внимание на развитие тех навыков социально-бытового ориентирования, которые хуже сформированы у каждого ребенка, и проводилась работа в соответствующем направлении. Сравнительные результаты исследования сформированности социально-бытовых навыков у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью представлены в таблице 2.

Таблица 2. Результаты исследования сформированности социально-бытовых навыков у детей 6-14 лет с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (%)

Проанализируем результаты анкетирования детей 6-14 лет с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. По направлению «Навыки приема пищи» при 1 обследовании обнаружено, что навыки еды и поведения за столом сформированы у 34% воспитанников. По результатам 2 обследования, которое проводилось через шесть месяцев, наблюдалось улучшение показателей, и положительная динамика развития навыков приема пищи и поведения за столом (38%).
Формирование навыков личной гигиены проходит достаточно сложно. Средний показатель по группе исследуемых детей составил 55%. По результатам 2 обследования наблюдался некоторый рост показателей (57%).
При 1 обследовании по направлению «Навыки одевания» (умение одеваться, раздеваться, складывать одежду, застегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д.) обнаружено, что у 57% детей эти навыки сформированы; по результатам 2 обследования показатели возросли и составляли 59%.
Наиболее низкие результаты наблюдались в разделе «Бытовые навыки» (оказание помощи другим, выполнение поручений, работы по дому и т.д.), эти навыки были сформированы у 23% детей, у 14% они были развиты частично. При 2 обследовании прослеживалась положительная динамика развития бытовой деятельности, средний показатель по группе составил 27%.
Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы: пассивный словарь у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью значительно превышает активный, но использование слов из пассивного словаря наблюдается редко. Это обуславливается тем, что дети недостаточно владеют их значением, плохо знают свойства определенных предметов или свойство, которое обозначает слово, ассоциируется у них только с одной характеристикой; использование индивидуальных характеристик сформированности социально-бытовых навыков у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, при проведении коррекционно-развивающей работы, способствует более успешному формированию социально-бытовых навыков и переводу их в устойчивые привычки; систематическое познание пиктограмм позволяет упорядочить и дополнить имеющиеся знания детей, развивать речевую сферу, облегчить формирование социально-бытовых навыков; изучение пиктограмм всеми детьми группы, а не только теми, у которых значительно недоразвита или полностью отсутствует речь, способствует развитию понимания и взаимопомощи в коллективе воспитанников.





Источник:
Категория: сборник №1 | Добавил: Luxs (20.02.2012) | Автор: E W
Просмотров: 2278 | Комментарии: | Теги: социализация детей с ОВЗ, работа с пиктограммами | Рейтинг: /
Всего комментариев: 0



 
 javascript://" rel="nofollow" onclick="new _uWnd('LF',' ',-250,-110,{autosize:1,closeonesc:1,resize:1},{url:'/index/40'});return false;
Create a free website

Copyright MyCorp © 2016