ВВЕДЕНИЕ
Специальный
стандарт начального школьного образования детей с расстройствами аутистического
спектра (РАС) являются неотъемлемой частью
государственных стандартов начального школьного образования детей с ОВЗ.
Так же
как все другие дети с ОВЗ дети с аутизмом могут реализовать свой потенциал социального
развития при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и
воспитания – образования, обеспечивающего удовлетворение
как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных
потребностей, заданных спецификой нарушения психического развития.
В настоящее время
детский аутизм рассматривается, прежде всего, как особый тип нарушения
психического развития, нуждающегося в своих формах коррекционной работы
психолога и педагога. Современные
представления о детском аутизме, в которые большой вклад внесли результаты многолетнего
изучения особенностей психического развития при аутизме, и опыт более чем
тридцатилетней психолого-педагогической помощи детям с аутизмом накопленный в
ИКП РАО, позволяют создать и обосновать Макет Специального Федерального
Государственного Стандарта начального школьного образования детей с аутизмом.
Раздел I. Основные положения концепции разработки СФГОС
начального школьного образования детей с аутизмом
1.1.
Реализация права детей с аутизмом на образование
Известно, что в СССР подавляющее
большинство детей с РАС признавалось нуждающимися лишь в уходе и лечении. В
настоящее время общепризнано, что помощь средствами образования требуется этим
детям не меньше, а во многих случаях и больше, чем медицинская, что адекватно
организованный начальный период школьного образования является решающим
условием дальнейшего социального развития ребенка с аутизмом. Вместе с тем
и сейчас такому ребенку чрезвычайно трудно вписаться в современную систему
образования.
При отсутствии
специальных образовательных учреждений для детей с аутизмом не созданы условия
их эффективной интеграции ни в общеобразовательные учреждения, ни в специальные
образовательные учреждения для детей с другими проблемами развития. В связи с
этим детям с аутизмом, как правило, уже на ранних этапах школьного обучения отказывают в продолжении образования. При этом
специалисты как общеобразовательных, так и специальных школ сталкиваются с однотипными трудностями,
определенными характером нарушения психического развития при аутизме. В
настоящее время активно накапливается успешный опыт интеграции ребенка с аутизмом в общую и специальную
образовательную среду. Вместе с тем он до сих пор не получает массового
распространения, поскольку не сформулированы принципы и не утверждены формы
специальной психолого-педагогической поддержки такой интеграции, не обеспечены
гарантии ее оказания каждому нуждающемуся в ней ребенку.
Макет специального
федерального государственного стандарта образования начального школьного
образования детей с аутизмом определяет его структурно-функциональную,
содержательную и технологическую составляющие, позволяющие ребенку с аутизмом
реализовать свое право на обучение вне зависимости от региона проживания,
тяжести нарушения психического развития.
1.2 Формы
школьного образования, показанные детям с аутизмом
Организация школьного
обучения детей с аутизмом требует определения соотношения форм специального
образования и интеграции в
общеобразовательную среду соответствующего их особым образовательным
потребностям.
Широко практикуемое в
настоящее время индивидуальное обучение на дому не отвечает потребностям детей с
аутизмом, более того, дефицит социальных впечатлений, ограничение
контактов привычной домашней обстановкой
способствует их вторичной аутизации. Даже в случаях наиболее
выраженного аутизма такой ребенок к школьному возрасту для своего развития
нуждается в дозированных, но регулярных выходах из дома в более сложно
организованную социальную среду.
В настоящее время разработаны
методы адаптации школьной среды и процесса обучения к возможностям и трудностям
аутичных детей в значительной степени купирующих их поведенческие проблемы,
способствующие отработке форм адекватного учебного поведения и облегчающие
усвоение учебной программы. С помощью этих методов аутичный ребенок может
стать исполнительным, даже «удобным»
учеником, ими может обеспечиться и стабильное функционирование класса,
состоящего из аутичных детей, несмотря
на это создание специальной школы и даже специальных классов исключительно для аутичных
детей по многим причинам не представляется нам целесообразным. Пребывание в
образовательной среде специально приспособленной для аутичных детей и
исключительно среди аутичных детей может оказать отрицательное влияние на
социальное развитие такого ребенка.
Однородность состава учеников, безусловно,
облегчает создание комфортных условий пребывания, приспособление среды и
адаптацию методов обучения к возможностям детей. Вместе с тем, понятно, что
объединение вместе детей с выраженными проблемами коммуникации не может способствовать
их социальному развитию. Ребенок с аутизмом должен иметь возможность следовать
образцам адекватного социального поведения других детей.
Необходимо учесть, что аутичный
ребенок слишком охотно вписывается в идеально
организованный порядок школьной жизни и максимально предсказуемый
процесс обучения, поскольку это отвечает его патологическим установкам – стремлению к сохранению постоянства в
окружающем и использованию собственных стереотипных форм поведения. Приспособившись
к специально созданным условиям обучения, он становится крайне зависимым от их
сохранения, что не способствует освоению им более разнообразных отношений с
миром. Эта зависимость проявляется и в важнейшей проблеме ребенка с аутизмом - навыки и знания, успешно усвоенные им в стереотипной
учебной ситуации, с большим трудом переносятся
и используются в реальной жизни. То
есть формально
успешно и стабильно организованный процесс обучения аутичного ребенка в
специальном классе среди детей со сходными проблемами развития может остаться
частным достижением его школьной жизни и мало повлиять на успех дальнейшей
социальной адаптации.
В связи с этим, представляется,
что основной специальной задачей в организации школьного обучения аутичного
ребенка является не все более точное приспособление к наличествующим у него возможностям обучения, а помощь в постепенном и последовательном освоении
более сложной и динамичной образовательной среды.
Таким образом, наиболее
перспективной формой школьного обучения аутичного ребенка представляется постепенная,
индивидуально дозированная и специально поддержанная интеграция в группу или
класс детей с отсутствием или меньшей выраженностью проблем коммуникации,
возможности
которых на данном этапе оцениваются как
сопоставимые с его собственной способностью к обучению.
Разработанные методы
специальной помощи детям с аутизмом должны быть максимально использованы в
процессе индивидуальной психолого-педагогической поддержки его интеграции
для школьного обучения в группе детей с сохранными возможностями коммуникации и
социального развития....... Весь текст можно прочитать у нас в библиотеке.
|