Воспитание искусством.Рыскалина Т.Е. - сборник №1 <!--if()-->- <!--endif--> - Каталог статей - Открытый мир. Лечебная педагогика.
null

  

 

Меню сайта

Категории раздела
сборник №1 [17]
бланки документов [7]
диагностика [6]
сценарии,конспекты [7]

Мини-чат

добавь новость

вход в блок новостей   



Коррекционные
школы нашего района:




Форма входа
 




c

[06.02.2015][сборник №1]
Вялова А.Н. (0)
[28.09.2013][сборник №1]
Поль Л.А. Понимание текстов школьниками с ОВЗ (0)
[26.04.2013][сборник №1]
«Использование песенного жанра на уроках музыки в школе 8 вида, как фактор повышения мотивации к чтению» (0)
[24.03.2013][сборник №1]
И.Е.Токарь " Влияние гендерных различий на успешность обучения мальчиков и девочек" (0)
[20.02.2012][сборник №1]
Галецкая Ю.В. Особенности использования пиктограмм в процессе формирования социально-бытовых навыков у детей с умеренной и тяжелой УО (1)
[20.02.2012][сборник №1]
Галецкая Ю.В. Особенности использования пиктограмм в процессе формирования социально-бытовых навыков у детей с умеренной и тяжелой УО (0)
[09.11.2011][сборник №1]
О роли искусства в социально-педагогическом сопровождении обучающихся в учреждениях специального образования. (0)
[05.11.2011][сценарии,конспекты]
Дым в лесу (0)
[09.05.2011][сборник №1]
Образование как институт социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе (0)
[09.05.2011][сборник №1]
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: состояние и перспективы законодательства (0)
[05.03.2011][диагностика]
Этапы развития детской речи. Часть 2: от 1 года до 7 лет. (0)
[05.03.2011][диагностика]
Этапы развития детской речи. Часть 1: от 0 до 1 года. (0)
[22.02.2011][диагностика]
Проблемы в развитии. (0)
[04.12.2010][бланки документов]
План составления характеристики (0)
[04.12.2010][диагностика]
Методика диагностики социально-психологической адаптации подростков К. Роджерса и Р. Даймонда (0)
[04.12.2010][диагностика]
Специфика социально-педагогической диагностики (0)
[04.12.2010][бланки документов]
Схема составления педагогической характеристики (0)
[04.12.2010][сборник №1]
Мониторная болезнь. (0)
[04.12.2010][сборник №1]
Мониторная болезнь. (0)
[05.11.2010][сборник №1]
Детская депрессия (0)
[05.11.2010][сборник №1]
Ребенок не хочет в школу? (0)
[02.11.2010][сценарии,конспекты]
Кукольный спектакль"Кот и Лиса" (0)
[02.11.2010][сценарии,конспекты]
Кукольный спектакль "Кот,Петух и Лиса" (0)
[02.11.2010][сценарии,конспекты]
Кукольный спектакль "Волк и козлята" (0)
[02.11.2010][сценарии,конспекты]
Кукольный спектакль "Гуси-лебеди" (0)


Главная



Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

Кабинет лечебной педагогики

"Открытый мир"

Социально-педагогическая служба сопровождения детей

Воскресенье, 11.12.2016, 14:53


Главная » Статьи » » сборник №1

[ Добавить статью ]

Воспитание искусством.Рыскалина Т.Е.
 Bоспитание искусством.

 Социальный педагог в коррекционной школе выполняет большой объем работы. Он работает и с родителями и с педагогами и с учащимися. Он взаимодействует с различными структурами города : ИДН, КДН и ЗП, соц. защитой, органом опеки и попечительства центром занятости и др. 
Слайд 1 . Схема взаимодействия, роли с.педагога

Основные цели деятельности социального педагога в школе :
-создание благоприятных условий для развития личности ребенка;
-оказание ребенку комплексной помощи саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем;
- защита ребенка в его жизненном пространстве.
Иначе говоря, социальный педагог может развивать свою деятельность в необходимых для данного учреждения направлениях, наполняя их конкретным содержанием. Моя работа социального педагога коррекционной школы ведется по следующим направлениям:

Слайд с папками или показ их по ходу доклада.
1. Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов
-проведение социальной паспортизации классов, учебного учреждения, микрорайона;
-изучение и анализ культурно-бытовых отношений в семьях учащихся;
-изучение и анализ морально-психологического фона учебного учреждения с целью выявления его воздействия на личность ученика и разработка мер по его оптимизации;
-определение центров социально-культурного влияния на учащихся в микрорайоне школы с целью изучения их воспитательного потенциала и организации взаимодействия;
-социально-педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем учащихся, семьи и др.
2.Социально-педагогическая защита прав ребенка
- и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети-инвалиды, одаренные дети), опеке, попечительстве; -защита прав и интересов учащихся (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений и преступлений, Комиссия по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и т, д);
- -защита и индивидуальная работа с учащимися, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых и т. п.

3.Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося
- раннее выявление неблагополучных семей;
- создание банка данных по неполным семьям, семьям, имеющим детей с особенностями психофизического развития, опекунским семьям, семьям с приемными детьми и т. д.;
- пропаганда здорового образа жизни в семье как необходимого условия успешной социализации детей и подростков;
- психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье;
- духовно-ценностное просвещение;
- содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс;
-организация «круглых столов», семинаров, встреч для родителей, педагогов, учащихся по социально-педагогической проблематике и др.
4. Социально-педагогическое консультирование.
-организация и проведение индивидуальных консультаций для учащихся, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях;
- консультирование и специализированная помощь учащимся в профессиональном определении;
-консультирование родителей, педагогов, администрации, классных руководителей по разрешению социально-педагогических проблем и др.
5. Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация
-раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся;
-обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учета («группа риска», внутришкольный контроль (далее - ВШК), инспекция по делам несовершеннолетних (далее -ИДН));
-организация превентивно-профилактической работы с учащимися «группы риска»;
-способствование пропаганде здорового образа жизни;
- уровня правовой грамотности учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения;
- организация реабилитации детей испытывающих различные затруднения в системе разнообразных отношений, которые вызывают дезадаптацию (болезнь, инвалидность, стресс и пр.).
6. Содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка
- сосредоточение снимания администрации учебного учреждения на проблемах и потребностях учащихся, учителей, родителей при планировании и организации учебно-воспитательного процесса, социально-педагогической деятельности;
- развитие взаимопонимания и взаимодействия между учителями, учащимися и родителями
7. Поддержка социально ценной деятельности детей и подростков (возможна в виде волонтерства, проектной деятельности)
- забота о больных, инвалидах и бедных; благотворительные мероприятия для сверстников и пожилых людей; работа в службах социальной защиты;
- благоустройство города, поселка, двора;
- охрана природы и памятников культуры; проведение игр и творческих занятий с детьми;
- другое, все, что способствует личностному и профессиональному самоопределению подростка, приобщает его к общечеловеческим ценностям
8 Организационно-методическая деятельность
- анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности;
- участие в методических секциях, семинарах, практикумах, конференциях различного уровня по социально-педагогическим проблемам;
- накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике, достижений науки и практики, а также результатов проведенных социально-педагогических исследований


Но приоритетное направление моей деятельности – социально-педагогическая коррекция учащихся «группы риска» с использованием методов артпедагогики .
Коррекцией принято называть сочетание процесса перевоспитания (внесение изменений в ценностные ориентации, установки) с позитивными влияниями, предполагающими изменения в развитии личности.
Коррекция имеет следующие функции:
Слайд2 функции коррекции
- восстановительную, предполагающую восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростка до появления трудновоспитуемости, обращение к памяти подростка о добрых делах;
- компенсирующую, заключающуюся в формировании у подростка стремления компенсировать тот или иной недостаток успехом в интересующей его деятельности (в спорте, в труде, в творчестве)
- стимулирующую, направленную на активацию позитивной общественно-полезной деятельности подростка( осуществляется посредством осуждения или одобрения, то есть небезразличного, эмоционального отношения к личности подростка, его поступкам;
- исправительную, связанную с исправлением отрицательных качеств подростка и предполагающую применение разнообразных методов (поощрение, убеждение, пример и т.д.)

Процесс развития личности ребенка зависит от социума.
Слайд 3 Схема социум-влияние на ребенка.


Соотношение разнонаправленных влияний на ребенка (как позитивных, так и негативных) в этом окружении во многом определяет возможные варианты формирования личности. Нравственная положительно ориентированная среда благоприятно воздействует на воспитание подростка. Однако социальному педагогу чаще всего приходиться иметь дело с детьми, социальное пространство которых оставляет желать лучшего. Отсюда и отклонения в поведении.
Коррекция отклоняющегося поведения предполагает в первую очередь выявление неблагополучия в системе отношений ребенка, подростка с взрослыми и сверстниками и корректировку педагогических позиций учителей, родителей, которая должна способствовать , в частности, разрешению различных конфликтов, неблагоприятно сказывающихся на социальном развитии подростка.
Слайд 4. проблемное поле «трудных подростков»
Учащиеся «группы риска» - это дети, часто пропускающие учебные занятия, неуспевающие, склонные к асоциальным поступкам . Степень социальной дезадаптации этих детей очень высок. В большинстве своем они из сложных, асоциальных семей. Им не хватает тепла, внимания, поддержки взрослых. Многие из них очень агрессивны, не умеют работать в группе, конфликтны.
Их проблемное поле можно обозначить так: (слайд)

В основе агрессивного, асоциального поведения личности всегда лежат переживания, которые, как правило, носят неприятный характер. У подростков неприятные переживания приводят к желанию бороться, к агрессии. Окружающая среда постоянно держит ребенка в стрессовом состоянии: трудности в школе, проблемы в семье, гормональные изменения, проблемы социального характера и т.п. и чем сильнее давление, чем больше неприятных переживаний (упреков, сравнений с успешными сверстниками, запугиваний, наказаний, применения силы) – тем сильнее желание снять это напряжение. И ребята снимают это напряжение кто как умеет. Часто это носит антиобщественную окраску.
В основе успешной социально-коррекционной работы лежит нравственное воспитание . Однако, сегодня данное направление исследований в отечественной педагогике по числу разработок, их полноте и системности обеспечено слабее, чем умственное, физическое и другие виды воспитания.
Это привело к трансформации понимания «добра» и «зла» у подрастающего поколения. Наличие знаний не обеспечивает морального поведения ребенка, т. е. реального соблюдения им нравственных норм Сама система нравственного воспитания школьника тоже требует переосмысления .Меняются критерии нравственности детей.

В коррекционной школе работа с трудными подростками еще осложняется и тем, что учащиеся - это дети с проблемами в развитии, особая категория. Поэтому не все формы и методы воспитательной работы, используемые с обычными детьми из массовых школ , дают положительный эффект..
Слайд 5. традиционные методы работы с уч-ся «группы риска»таблица
Название метода
Эффективность использования в СКОШ.


Рассмотрим традиционные методы и их особенность применения в работе с учащимися СКОШ.
- групповые беседы. У учащихся коррекционной школы слабо развито произвольное внимание, они быстро теряют смысловую нить, отвлекаются , поэтому беседы необходимо проводить только в игровой форме, подбирать доступный их пониманию материал. Хочкется подчеркнуть здесь преимущество индивидуальных бесед перед групповыми. Это связано с особенностями учащихся. В коррекционной школе все обучение и воспитание базируется на индивидуальном подходе к каждому ребенку.
- тематические доклады, рефераты, сочинения, воззвания, письмо к другу и т.д. Все это не подходит для использования в работе с коррекционными детьми.
- Использование статистических данных. Таблицы, статистические прогнозы, диаграммы по профилактике вредных привычек и асоциальных поступков, которые заставляют задуматься обычных школьников, оказывают незначительное воздействие на учащихся с проблемами в развитии. Отсутствие логического мышления, неспособность к синтезу и анализу все это делает их неспособными понимать, осмысливать абстрактные числа и графики.
- Круглые столы, дискуссии, уроки-обсуждения и т.п. - тоже малоэффективны. У данных школьников слабо развитая речь, маленький словарный запас, неспособность самостоятельно обобщать материал, высказать свою точку зрения и доказывать правильность своих выводов и т.д.
- Тесты, анкеты. Несмотря на многочисленность разнообразных тестовых материалов многие из них не работают в группе детей с проблемами. Сложные формулировки, незнакомые и непонятные термины, двойной смысл вопросов и их количество – все это осложняет использование подобных методов с учащимися данной категории. Поэтому перед использованием необходимо адаптировать материал, упростить фразы, уменьшить количество вопросов и т.д. Все это требует дополнительной затраты времени и не всегда даёт положительный результат.
-
Из выше сказанного следует, что к детям данной категории нужен особый подход. Какие же методы наиболее эффективны в решении задач нравственного воспитания в образовательной среде коррекционной школы?
В современном обществе проблема нравственного развития и воспитания учащихся осложняется возникновением ценностного вакуума, бездуховностью. Человек оторван от культуры как способа сохранения и передачи ценностей. Поэтому актуальность приобретают исследования, направленные на изучение специфики диалога «ребенок — искусство», поскольку в условиях идеологического вакуума именно через него происходит перевод концентрированного духовно-нравственного опыта поколений в эмоционально-поведенческий опыт каждого учащегося.
Актуальность данного направления обусловлена также инновационными процессами, происходящими в области образования, где в качестве ведущих целей воспитания обозначаются приобщение ребенка к ценностям искусства и обеспечение необходимых условий для его нравственного совершенствования. Следует отметить, что сегодня существует формальный подход к введению ребенка в мир искусства; искусство рассматривается как средство формирования технических навыков и как способ развития творчества. Воспитательные возможности и нравственно-эстетические ценности искусства в реальной практике педагогов принимаются во внимание не в полной мере.
На практике мы часто видим, что ребенок не всегда соблюдает нравственные правила. Причину этого явления ученые видят в конфликте между знаемой моральной нормой и желанием (мотивацией) ребенка. Дело в том, что знание нравственных норм ребенком не гарантирует их соблюдения в реальной жизненной ситуации, поскольку знания относительно нейтральны, их информативная функция приобретает нравственную направленность лишь при условии одновременного воздействия на чувства детей.
Другими словами, нравственные ценности усваиваются переживанием, а не логическим пониманием и запоминанием, поэтому необходимо воздействовать не только на сознание, но и на эмоциональную сферу, вызывая соответствующие нравственной идее переживания и отношения. В этом случае эмоциональное восприятие моральных ценностей становится предпосылкой к их дальнейшему постепенному осознанию, возникновению нравственных убеждений, активизируя поведение детей и давая импульс к нравственному действию.
Таким образом, на мой взгляд, эмоциональная сфера играет важнейшую роль в становлении нравстве?ных начал личност?, в переводе вербального поведения в реальный план.
Однало в воспитательнпй системе школы доминируют словесн?е методы воздействия на детей. В результате этого отмечаются обеднение их эмоциональной и мотивационной сферы, отсутствие у школьников реального опыта нравственных отношений. Данную ситуацию можно разрешить путем обогащения воспитательной системы эмоционально-насыщенными методами и приемами воздействия на учащихся.
Современная парадигма образования, предполагающая культурологическое воспитание ребенка, актуализирует проблему средств нравственного развития. В качестве универсального и эффективного способа решения данной проблемы все чаще рассматривается искусство, которое благодаря наличию значительного этического потенциала способно влиять на систему ценностей личности, формируя ее гуманистические идеалы.

Все вышесказанное позволяет сделать предположение, что наиболее эффективно действующим средством для развития нравственного мира ребенка с проблемами в развитии является искусство, так как эмоционально-чувственное воздействие на личность является его основной характеристикой. И это действительно так.

Следует отметить, что проблема нравственного воздействия искусства на личность волновала человечество всегда.
* «очищение души человека путем потрясения, переживания красоты театрального действия». Аристотель
* «красота-сестра нравственности» В.Г. Белинский ;
* «искусство выпрямляет душу» ВА. Сухомлинский ;
* «искусство — учебник жизни» И. Г Чернышевский ,
«эстетическая школа –школа нравственности» А.И. Герцен и т.д.
На важную роль искусства в воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии указывали представители специальной педагогики прошлого Э.Сеген, Ж.Демор, Л.Выготский,А. Граборов, В.Кащенко и многие другие.
Изучение воспитательных возможностей искусства в функциональном, личностном, методическом планах позволило выявить исключительные педагогические возможности искусства в формировании нравственности школьников с проблемами в развитии.
Это обусловлено следующими специфическими характеристиками самого искусства:
* универсальностью и эмоциональностью;
* индивидуально-личностным и комплексным характером воздействия,
* общедоступностью и актуальностью
Вследствие этого искусство способствует освоению человеком возможного опыта, еще не пережитого им, выходящего за рамки того, что имеется в его поведении и повседневной жизни. Кроме того, учащиеся коррекционной школы ближе к художественному типу, нежели к мыслительному, поскольку им свойственна эмоциональная отзывчивость и непосредственность переживаний. Поэтому современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств в коррекции все больше ориентируется на использование искусства в процессе воспитания детей с проблемами.
Максимальные возможности для реализации воспитательных задач1 предоставляются лишь при использовании новых педагогических технологий.
На данную роль благодаря специфическим воспитательным возможностям наиболее подходит артпедагогика .
Рассмотрим подробнее специфику артпедагогики. Основой социопедагогической технологии выступает объединение всех возможностей воспитательного влияния отдельных видов искусства для обеспечения максимального воздействия на личность.
При этом, воспитание в артпедагогическом процессе3 имеет свою особенность: оно опосредовано красотой искусства, когда через эстетическое воздействие одновременно осуществляется воспитательное влияние.
Артпедагогика способна успешно решать не только общетеоретические вопросы, но и частные, относящиеся к определенному направлению в работе с особым контингентом школьников- учащимися «группы риска». Поэтому в своей работе с проблемными учащимися я использую именно артпедагогические методы.
Ребенок с проблемами, действуя в этом удивительном мире искусства, дает позитивные изменения в своем развитии. На время общения с искусством он уходит от переживаний, эмоционального отвержения, чувства одиночества, страхов, тревожности или от конфликтных межличностных и внутрисемейных отношений; снижается его агрессивность.
Через искусство ребенку предоставляются практически неограниченные возможности для самовыражения и самореализации.. создание продуктов изодеятельности облегчает процесс коммуникации, установления отношений со значимыми взрослыми и сверстниками на разных этапах развития личности. Интерес к результатам творчества со стороны окружающих, принятие ими продуктов художественной деятельности (рисунков, поделок, исполненных песен, танцев и т.д.) повышает самооценку, самопринятие ребенка с проблемами в развитии.
И именно это обеспечивает решение важнейшей задачи коррекционной школы – адаптации «трудного» ребенка посредством искусства и художественной деятельности в макросреде.

Слайд Виды искусства

Традиционные для арт-педагогики виды искусства:
> Изобразительное искусство
> Музыка
> Литература
> Драма
(драматические игры)
> Театр
> Кино
> Анимация
> Фотография
В своей работе с «трудными подростками» я использую следующие методы.
Слайд. Все пункты сопровождаются показом фотографий.
Игротерапия – использование в работе разного вида игр. Для организации игр можно использовать неструктурированный игровой материал (воду, песок, глину, пластилин, магнитные фигурки), который способствует развитию сублимации. С помощью этого материала ребенок получает возможность косвенно выражать свои желания.
В рамках профилактической работы с «трудными» подростками целесообразно использовать структурированный материал, который провоцирует детей на выражение собственных желаний и овладение социальными навыками. Например, человеческие фигурки, машины, постельные принадлежности вызывают желание заботиться о ком-то, оружие выражает агрессию, телефон, поезд, машина способствуют развитию коммуникативных действий. Необходимо наблюдать за тем, какие, какого цвета и какой формы игрушки учащихся игнорирует, а также фиксировать, какие он категорически отвергает.
Ценность этого вида работы определяется тем, что в игре проявляется неизвестная нам форма преодоления травмирующих переживаний. В том случае, когда интеграция осознания и переживания удалась, психическое напряжение снимается, формируется способность восприятия новых впечатлений и происходит перенос фантазии детей на темы, не связанные с насилием, что может способствовать развитию уверенности в себе, утверждению собственного «Я», повышению самооценки. Применение игр в работе с данным контингентом детей лишь этап в процессе коррекции личности и поведения ребенка и часть профилактической и реабилитационной работы. Я в своей работе использую не только настольные, но и компьютерные игры (сказочные квесты, игры на развитие психических функцийи координацию движений).
Музыкотерапия – использование в работе с детьми музыкальных произведений.
С помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоциональном состоянии). Именно катарсистическое (очищающее) воздействие музыки позволяет использовать ее в таком качестве в кор-рекционной работе с «трудными» детьми, имеющими проблемы в развитии и поведении .
Во многих исследованиях по музыкотерапии (В. М. Бехтерев, С. С. Корсаков, И. М. Догель, С. И. Консторум, Г. П. Шипулин, Б. В. Асафьев, Л. А. Мадель, Л. С. Брусиловский, И. Р. Тарханов, Г. Н. Кехаушвили, А. Н. Борисов, Л. А. Батурина, И. В. Темкин, В. И. Петрушин, В. С. Шушарджан) в качестве проявлений лечебного и коррекционного воздействия этого вида арттерапии выделяются следующие:
- регулирование психовегетативных процессов, физиологических функций организма;
- катарсис, регуляция психоэмоционального состояния;
- повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;
-облегчение усвоения новых положительных
установок и форм поведения, коррекция коммуникативной функции;
? активизация творческих проявлений.
?Музыкотерапия орган?зуется в индивидуальной и групповой формах. Применение музык? в работе с ребятами способствует самовыражению, умению реагировать на собственные эмоции, что может быть закреплено в изобразительной деятельности(когда им предлагают выразить в рисунке, аппликации свое впечатление от музыки цветом и образами) Я привлекаю учащихся «группы риска» к участию в различных общешкольных мероприятиях.

1. Кинезитерапия - основана на"единстве музыки и движения, на активной двигательной деятельности р?бенка под му?ыку (вока?, танец, ритмика и др.)
Болгарские ученые Л. Бонев, А. Слынчев, Ст. Банков, впервые использовавшие термин «кинезитерапия», определили, что различные формы и средства движений изменяют общу? реактивность оргапизма, повышают?его устойчивость, разрушают патол?гические динамические стереотипы и создают новые, обеспечивающие н?обходимую адаптацию.
Формы движений, применяемые в коррекции, могут быть различны.?Танец — это особая форма движений, это музыкально-пластическое искусство, отражающее жизнь в двигательных образах. Положительное влияние танца основано на выражении пластикой тела определенных чувств и переживаний. В качестве главного средства выражения этих состояний в танце является пантомимика, жесты, которые составляют особый выразительный язык, передающий внутреннее состояние человека. Благодаря своеобразию языка танец (согласно концепции К. Юнга) способен из сферы бессознательного извлекать подав?енные вле?ения, желания и конфликты человека и делать их доступными для осознания и катарсистической разрядки.
2. Изобразительное искусство -`воздействие, корре?ция посредством?изобразительной деятельности.
По формн организации может быть индивидуальной и групповой. В современной зарубежной и отечественной методиках (В. Е. Фолке, Т. В. Келлер; Р. Б. Хайкин, 1977, М. Е. Бурно) выделяют направления :
— использование уже существующих произведений изобразительного искусства путем их анализа и интерпретации ;
— побуждение к самостоятельным творческим проявлениям в изобразительной деятельности;
— совместная работа педагога и учащегося.
Изотерапия дает положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами (задержкой психического развития, речевыми трудностями, нарушением слуха, умственной отсталостью, при аутизме), где вербальный контакт затруднен. Во многих случаях рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими проблемами.
Изобразительная деятельность в этом случае рассматривается, в первую очередь, как способ проектировать личность ребенка, символически выразить его отношение к миру.
3. Метод словесных ассоциаций. Используется как метод искусства придумывания историй. Детям предлагается по набору слов (картинок) , между которыми налицо смысловая связь, придумать историю. Особый воспитательный эффект дает такой вариант этого метода – придумать историю, где все наоборот по сравнению с тем, что ребенок видит на самом деле. Например «Страна, где все можно и ничего того, что нельзя», «Город, где жизнь без правил», «Страна непослушания», «Школа, где ничему не учат, а дети делают, что хотят», «Город, где все жители трудятся и Город, где живут одни бездельники» и др.
4. Имаготерапия - По своей организации может проводиться в разных формах:
— индивидуальной (использование пересказа прозаического произведения; переход рассказа в заранее запланированный психологом диалог, который по своему содержанию может отражать и развивать изложенную ситуацию, импровизационный диалог по заданной ситуации в «режиссерской игре» с персонажами в «театре» на столе или на ширме);
— групповой (драматизация народной, авторской сказки, где ребенок исполняет «лечебный» образ персонажа, театрализация специально составленного для него рассказа, инсценирование фрагмента классической или современной пьесы).
Имаготерапия имеет различные подвиды:
куклотерапию, образно-ролевую драмтерапию и др.
6.1 Куклотерапия основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки). Используется данная методика при различных нарушениях поведения, страхах, трудностях в развитии коммуникативной сферы и т. д. Технология проведения куклотерапии заключается в том, что с дорогим для ребенка персонажем разыгрывается в лицах в «режиссерской игре» история, связанная с травмирующей его ситуацией. Необходимо в ходе игры добиться того, чтобы инсценирование рассказа захватило ребенка и он, сочувствуя герою, идентифицировался с ним. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка должно возрастать. Для этого сюжет строится по «нарастающей», с «разворачиванием» конфликта в конце, достигнув максимума, сменяется бурными эмоциональными реакциями (плачем, смехом), снятием напряжения. После завершения «спектакля» ребенок должен почувствовать облегчение. Очень важно, чтобы в театрализованном действии было начало, кульминация (когда герою угрожает что-либо) и развязка (герой побеждает). Конец должен быть всегда позитивным.
Таким образом, технология куклотерапии выражается в усилении эмоционального напряжения, которое постоянно испытывает ребенок, до такой степени, чтобы оно могло перейти в новую форму — расслабление, катарсис.
6.2 Групповая форма имаготерапии — образно-ролевая драмтерапия (разыгрывание по ролям и драматизация сюжета), где осуществляется «реконструкция поведенческой реакции». Роль — «лечебный образ» — подбирается с учетом индивидуальных, конструктивных форм общения. Проигрывание ролей направлено на разрушение старых патологических коммуникативно-поведенческих стереотипов. Правильный подбор образов обеспечивает предварительная психолого-педагогическая диагностика. Образно-ролевая драмматерапия помогает решать различные проблемные ситуации. Например, при коррекции сниженной учебной мотивации у детей может использоваться игра в «школу зверей», где дети исполняют роли учеников и учителя. В спектакле «Кощей бросает курить» профилактическая тема обличена в сказочную форму.В составе репертуара могут быть как специально составленные сюжеты, так и известные сказки А. С. Пушкина, А. Н. Толстого, Е. Л. Шварца и др.
Слайд с сценами из спектаклей
6.3 Про школьный театр «успех» хочется сказать особо. Я являюсь одним из организаторов школьного театра – и постановщик и сценарист и художник-оформитель. В копилке театра самые разнообразные постановки : на темы профилактики вредных привычек , правонарушений
и ПДД, импровизации на темы известных сказок и даже отрывки классических произведений, постановки к юбилейным датам, постановка сценок при проведении тематических недель, Дня безопасности и Дня здоровья и др.

Мы показываем спектакли не только в зале, но и на пришкольном участке.
Хочется сказать, что театр обладает большими возможностями многогранного воздействия на школьника в силу своей синтетической природы. Он сочетает в себе все вышеперечисленные методы артпедагогики и позволяет решать задачи нравственного и трудового воспитания.

Театр:
- это и литературный текст, и звучащее слово;
- это пластика и действия актера, его костюм, грим;
- это музыка,цвет и свет;
- это изобразительное пространственное искусство художника. Причем каждое из искусств, выступая в театре в союзе с другими видами искусств, обретает новые, дополнительные возможности воздействия на школьника с проблемами.
Однако воспитание у школьников потребности в театре как источнике духовного обогащения, развития зрительской и исполнительской культуры не происходит само собой. Для этого требуется систематическая целенаправленная работа, накопление опыта, театральных впечатлений.
Привлечение внимания учащихся к специфическим средствам сценической выразительности помогает осмыслить значение пластического, ритмического и пространственного решения спектакля.
Приобщение в начальных классах к основам театрального искусства органически сочетается с комплексом учебно-воспитательных и коррекционно-развивающих задач : развитие речи, интерес к чтению и изобразительному искусству, музыкальное и эстетическое , нравственное и трудовое воспитание учащихся.. Благодаря тому, что все пьесы для постановок нашего школьного театра пишутся творческим коллективом педагогов, каждый ребенок может проявить себя в театрализованной деятельности. Если он не может выступить перед публикой (нервничает, пугается, стесняется, имеет заниженную самооценку и т.п. – он с удовольствием помогает в изготовлении театральных костюмов, декораций;
Если ребенок очень хочет выступать, но в силу своих возможностей не способен выучить текст, ему дается роль без слов, и т.д. Хочется отметить, что никогда никого не нужно заставлять участвовать в спектаклях. Однако часто бывает так: сначала ребенок отказывается выступать, а потом , видя, как играют другие дети сам втягивается в процесс и проявляет инициативу.
Опыт показывает, что театральное искусство в той или иной мере привлекает к себе школьников всех возрастных групп, а использование этого вида художественно-творческой деятельности в общевоспитательных и коррекционно-развивающих целях плодотворно как для младших школьников, так и старшеклассников с проблемами в развитии.
Театрализованная деятельность предполагает всемерное развитие активности, инициативы учащихся, их индивидуальных склонностей и способностей.
В то же время занятия — не только удовольствие, но и труд, требующий пытливости, умения преодолевать сложности, критически относиться к себе. И в итоге приводит к успешной социализации

На фотографиях, которые были представлены на слайдах, - 87% участников – это дети из социально-неблагополучных семей, учащиеся «группы риска». Подростки, относящиеся к этой категории пока не являются правонарушителями, но в результате психологических и социальных факторов склонны к асоциальному поведению.
Одно из направлений работы с «трудными» подростками –это организация досуговой деятельности. И в этом направлении театральная деятельность выступает на первый план.

Школьный театр существует всего четыре года.
участие в общероссийском фестивале
протеатров. А спектакли
«Город школьный с чудесами» и
«Сказка к пасхе»
Были отмечены наградами --

5. Фотографирование и создание учебных фильмов. В школе я веду факультатив «Основы компьютерной грамоты» для учащихся школы VIII вида. Все ребята, которые приходят заниматься - это дети сироты, дети из асоциальных семей, учащиеся «группы риска». Мной составлена программа занятий. (показ). об эффективности этой программы свидетельствую полученные нами грамоты и дипломы высокого уровня, о которых я скажу позже.
На занятиях и после уроков мы с ребятами создаем небольшие анимации, учебные фильмы, рекламные ролики и т.п. Отмечу, что все мультимедийные проекты, которые представлялись от нашей школы созданы именно детьми, занимающимися в факультативе «Основы компьютерной грамоты»: фильмы о школе к «Дню учителя», документальный фильм об учителях «К юбилею школы», рекламный ролик для родителей к Дню открытых дверей, мультимедийный «Проект по благоустройству», музыкальные поздравления; учебный фильм по ПДД, анимированные фотоальбомы и т.д.
Сейчас я вас познакомлю с некоторыми творческими проектами.
Слайд-демонстрация
а) небольшие анимации : «Смешинка», «Как снеговику найти друга» ;
б) учебные фильмы по ПДД «Осторожно, дорога», по СБО « Как заваривать чай» и др.;
в) фильмы-сказки в исполнении школьного театра «Успех» ;

Итак, в своей работе в коррекционной школе с детьми «группы риска» я преимущественно использую методы артпедагогики, как наиболее эффективные в работе с учащимися данной категории.

Об этом свидетельствуют полученные награды и следующие статистические данные.
Слайд с диаграммами.

1 активизации нравственных процессов личности, создание альтернативных возможностей включения детей в диалог «искусство — ребенок», повышения эффективности использования этих форм, создания механизмов перевода приобретенного нравственно-художественного опыта детей в их реальную жизнедеятельность
2 Артпедагогика - одна из педагогических технологий, разработанная на стыке педагогики, искусства, арттерапии, предназначенная для оказания комплексного воспитательного воздействия средствами искусства на личность ребенка и расширяющая тем самым возможности традиционных педагогических методов и приемов.

3 Сам же артпедагогический процесс можно представить как непрерывную трехстороннюю коммуникацию и динамическое взаимодействие между основными ее элементами или участниками: ребенком, педагогом, детским коллективом и материалом или продуктом художественной деятельности. Следует отметить, что материал / продукт художественной деятельности ребенка, являясь четвертым элементом в художественных отношениях, приобретает особую значимость для артпедагогики, поскольку является специфической областью для проекции нравственных достижений, опыта, содержания сознания ребенка, с одной стороны, и предметом для идентификации педагога и группы сверстников с представлениями ребенка, с другой стороны.
Результатом, промежуточным объектом взаимодействия ребенка и взрослого и связующим звеном между всеми перечисленными группами элементов артпедагогического процесса является художественный образ, который отражает чувственную наглядность, обладает конкретностью выражения и эмоциональностью воздействия, следовательно, у него имеются все психологические предпосылки для эффективного воздействия на школьника.

Рыскалина Татьяна Евгеньевна соци


Источник:
Категория: сборник №1 | Добавил: Luxs (28.10.2010) | Автор: E W
Просмотров: 615 | Комментарии: | Теги: | Рейтинг: /
Всего комментариев: 0



 
 javascript://" rel="nofollow" onclick="new _uWnd('LF',' ',-250,-110,{autosize:1,closeonesc:1,resize:1},{url:'/index/40'});return false;
Create a free website

Copyright MyCorp © 2016