Формы взаимодействия педагога с родителями. Рыскалина Т.Е. - сборник №1 <!--if()-->- <!--endif--> - Каталог статей - Открытый мир. Лечебная педагогика.
null

  

 

Меню сайта

Категории раздела
сборник №1 [17]
бланки документов [7]
диагностика [6]
сценарии,конспекты [7]

Мини-чат

добавь новость

вход в блок новостей   



Коррекционные
школы нашего района:




Форма входа
 




c

[06.02.2015][сборник №1]
Вялова А.Н. (0)
[28.09.2013][сборник №1]
Поль Л.А. Понимание текстов школьниками с ОВЗ (0)
[26.04.2013][сборник №1]
«Использование песенного жанра на уроках музыки в школе 8 вида, как фактор повышения мотивации к чтению» (0)
[24.03.2013][сборник №1]
И.Е.Токарь " Влияние гендерных различий на успешность обучения мальчиков и девочек" (0)
[20.02.2012][сборник №1]
Галецкая Ю.В. Особенности использования пиктограмм в процессе формирования социально-бытовых навыков у детей с умеренной и тяжелой УО (1)
[20.02.2012][сборник №1]
Галецкая Ю.В. Особенности использования пиктограмм в процессе формирования социально-бытовых навыков у детей с умеренной и тяжелой УО (0)
[09.11.2011][сборник №1]
О роли искусства в социально-педагогическом сопровождении обучающихся в учреждениях специального образования. (0)
[05.11.2011][сценарии,конспекты]
Дым в лесу (0)
[09.05.2011][сборник №1]
Образование как институт социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе (0)
[09.05.2011][сборник №1]
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: состояние и перспективы законодательства (0)
[05.03.2011][диагностика]
Этапы развития детской речи. Часть 2: от 1 года до 7 лет. (0)
[05.03.2011][диагностика]
Этапы развития детской речи. Часть 1: от 0 до 1 года. (0)
[22.02.2011][диагностика]
Проблемы в развитии. (0)
[04.12.2010][бланки документов]
План составления характеристики (0)
[04.12.2010][диагностика]
Методика диагностики социально-психологической адаптации подростков К. Роджерса и Р. Даймонда (0)
[04.12.2010][диагностика]
Специфика социально-педагогической диагностики (0)
[04.12.2010][бланки документов]
Схема составления педагогической характеристики (0)
[04.12.2010][сборник №1]
Мониторная болезнь. (0)
[04.12.2010][сборник №1]
Мониторная болезнь. (0)
[05.11.2010][сборник №1]
Детская депрессия (0)
[05.11.2010][сборник №1]
Ребенок не хочет в школу? (0)
[02.11.2010][сценарии,конспекты]
Кукольный спектакль"Кот и Лиса" (0)
[02.11.2010][сценарии,конспекты]
Кукольный спектакль "Кот,Петух и Лиса" (0)
[02.11.2010][сценарии,конспекты]
Кукольный спектакль "Волк и козлята" (0)
[02.11.2010][сценарии,конспекты]
Кукольный спектакль "Гуси-лебеди" (0)


Главная



Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

Кабинет лечебной педагогики

"Открытый мир"

Социально-педагогическая служба сопровождения детей

Воскресенье, 04.12.2016, 13:10


Главная » Статьи » » сборник №1

[ Добавить статью ]

Формы взаимодействия педагога с родителями. Рыскалина Т.Е.

   

Формы взаимодействия педагога с родителями учащихся

 

В практической работе с родителями учащихся педагог использует коллективные и индивидуальные формы взаимодейст­вия. Причем и в том и другом случае реализуются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.

 

Традиционные формы работы с родителями

 

      родительские собрания

      общеклассные и общешкольные конференции

      индивидуальные консультации педагога

      посещения на дому

Универсальной формой взаимодействия педагога с родителями явля­ется родительское собрание.

 

Рекомендации по проведению родительских собраний

1.    Родительское собрание должно просвещать родителей, а не конста­тировать ошибки и неудачи детей в учебе.

2.    Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

3.    Собрание должно носить как теоретический, так и практический ха­рактер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.

4.    Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением лично­стей учащихся.

 

Классные родительские собрания. Классные родительские собра­ния проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно прово­дить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желания стать хорошими родителями. На родительских собраниях идет анализ учебных достижений учащихся, их возможностей, степени продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание — это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере ин­теллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравствен­ной мотивациям. К родительскому собранию необходимо готовить вы­ставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учеб­ной деятельности.

Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система органи­зации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образо­ванности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают ди­ректор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познако­мить коллектив родителей с достигнутыми результатами. Общешкольное родительское собрание можно использовать для де­монстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.

Родительские конференции (общеклассные, общешкольные) име­ют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Роди­тельские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье — вот темы родительских конференций. Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психологов, социального педагога, которые ра­ботают в школе. В их задачу входит проведение социологических и пси­хологических исследований по проблеме конференции и их анализ, а также знакомство участников конференции с результатами исследований. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они гото­вят анализ проблемы с позиции собственного опыта. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заяв­ленной проблеме. 

Индивидуальные консультации - одна из важнейших форм взаи­модействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить ин­дивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуаль­ная консультация должна иметь ознакомительный характер и способст­вовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учи­тель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и вы­яснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком:

      особенности здоровья ребенка;

      его увлечения, интересы;

      предпочтения в общении в семье;

      поведенческие реакции;

      особенности характера;

      мотивация учения;

      моральные ценности семьи.

В ходе индивидуальной консультации можно использовать анкету  «Мой ребенок», которая заполняется педагогом совместно с родителями:

Анкета  «Мой ребенок»

1. Когда он родился, то________________________________________________________________        

2 Самым интересным в первые годы жизни в нем было. ____________________________________

3. О здоровье можно сказать следующее _________________________________________________

4.  Когда встал вопрос о подготовке к школе, то мы _______________________________________

5.   Его отношение к школе было  _______________________________________________________

6.   В первые годы он учился в основном  ________________________________________________

7.   Ему нравились такие предметы, как_ ________________________________________________

8.   Отношения с первой учительницей были _____________________________________________

9.   Общаясь с одноклассниками _______________________________________________________

10.  Трудности в воспитании связаны с__________________________________________________

11.  Хотелось бы, чтобы педагоги обратили внимание на ___________________________________

 

Беседа в воспитательном арсенале педагога имеет огромное значение. Беседу лучше всего использовать в целях предупре­ждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений ме­жду родителями и детьми, между отдельными педагогами и семьей. Ис­пользовать беседу в работе с родителями необходимо для того, чтобы наладить доверительную атмосферу, выявить трудные точки соприкосновения  в конфликтных ситуациях. Результаты беседы не должны становиться гласными.

Посещение на дому. Педагог должен предупреждать о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения.

 

 

Нетрадиционные формы работы с родителями

 

 

      тематические консультации

      родительские чтения

      родительские вечера

В каждой школе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему испытывают идентичные затруднения личностного пла­на и учебного. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет, и понимание проблемы и друг друга направлено на

ее совместное решение. Для того чтобы тематическая консультация состоялась, родители должны быть убеждены в том, что эта проблема их касается и требует безотлагательного решения. Родителей приглашают для участия в тема­тической консультации с помощью специальных приглашений. В тема­тической консультации должны участвовать специалисты по решению проблемы, которые могут помочь найти оптимальный вариант ее решения. Это социальный педагог, психолог, сексолог, представитель правоохрани­тельных органов и т. д. В ходе тематической консультации родители полу­чают рекомендации по проблеме, которая их волнует.

Примерная тематика консультаций для родителей

1.    Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

2.    Плохая память ребенка. Как ее развить?

3.    Единственный ребенок в семье.  Пути преодоления трудностей в воспитании.

4      Наказания детей. Какими им быть?

5.     Тревожность детей. К чему она может привести?

6.      Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.

7.      Грубость и непонимание в семье

 8.     Друзья детей - - друзья дома или враги?

9.   Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

Родительские чтения - очень интересная форма работы с родите­лями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсу­ждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопро­сы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель со­бирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиоте­каря и других специалистов определяются книги, с помощью которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают книги, а затем используют рекомендованную литературу в родительских чтени­ях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя кни­гу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изме­нение подходов к его решению после прочтения книги.

Родительские вечера форма работы, которая прекрасно спла­чивает коллектив.   Родительские   вечера   проводятся   в классе 2 — 3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер это праздник общения с родителями друга твоего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собст­венный ребенок.Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Примерные темы родительских вечеров

1.     Год рождения ребенка    каким он был, этот первый год?

2.     Первые книжки ребенка.

3.    Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?

4.     Друзья моего ребенка.

5.     Праздники нашей семьи.

6.     «Можно» и «нельзя» в нашей семье.

7.     День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?

8.     Песни, которые пели мы и поют наши дети.

            Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуж­дениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

Родительские тренинги. Родительские тренинги это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодейст­вие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверитель­ным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12- -15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был ре­зультативен, он должен включить в себя 5—8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает воз­можность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоцио­нально еще раз детские впечатления.С большим интересом родители выполняют такие тренинговые зада­ния, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный об­раз», «детские игры», «воспоминание детства», «фильм о моей семье».

Родительские тренинги одна из дискуссионных форм общения ро­дителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Во­просы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудито­рии в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей апло­дисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной трактовке ответа на вопрос.

И традиционные, и нетрадиционные методы и формы взаимодейст­вия  педагога с родителями учеников ставят одну общую цель - счастье подрастающей личности, входящей в современную куль­турную жизнь.

 

Советы педагогам и родителям

 

Если :

      ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть

      ребенка высмеивают, он становится замкнутым

      ребенка хвалят, он учится быть благородным

      ребенка поддерживают, он учится ценить себя

      ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины

      ребенок растет в терпимости, он учится понимать других

      ребенок растет в честности, он учится быть справедливым

      ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей

      ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным

      ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить лю­бовь в этом мире

 

Эти советы возникли на базе жизненных практических наблюдений, осмысления педагогической практики. Высказанные положения могут использоваться в практической работе с родителями, а также как темы собраний и бесед с ними.

 

 

 



Источник:
Категория: сборник №1 | Добавил: Luxs (28.10.2010) | Автор: E W
Просмотров: 626 | Комментарии: | Теги: | Рейтинг: /
Всего комментариев: 0



 
 javascript://" rel="nofollow" onclick="new _uWnd('LF',' ',-250,-110,{autosize:1,closeonesc:1,resize:1},{url:'/index/40'});return false;
Create a free website

Copyright MyCorp © 2016