Рыскалина Т.Е. "Здоровьесберегающие технологии в социально-педагогической реабилитации учащихся школы 8 вида." - 23 Марта 2012 - Открытый мир. Лечебная педагогика.

  

 

Меню сайта

Категории раздела

Мини-чат

добавь новость

вход в блок новостей   



Коррекционные
школы нашего района:




Форма входа
 




c

[06.02.2015][сборник №1]
Вялова А.Н. (0)
[28.09.2013][сборник №1]
Поль Л.А. Понимание текстов школьниками с ОВЗ (0)
[26.04.2013][сборник №1]
«Использование песенного жанра на уроках музыки в школе 8 вида, как фактор повышения мотивации к чтению» (0)
[24.03.2013][сборник №1]
И.Е.Токарь " Влияние гендерных различий на успешность обучения мальчиков и девочек" (0)
[20.02.2012][сборник №1]
Галецкая Ю.В. Особенности использования пиктограмм в процессе формирования социально-бытовых навыков у детей с умеренной и тяжелой УО (1)
[20.02.2012][сборник №1]
Галецкая Ю.В. Особенности использования пиктограмм в процессе формирования социально-бытовых навыков у детей с умеренной и тяжелой УО (0)
[09.11.2011][сборник №1]
О роли искусства в социально-педагогическом сопровождении обучающихся в учреждениях специального образования. (0)
[05.11.2011][сценарии,конспекты]
Дым в лесу (0)
[09.05.2011][сборник №1]
Образование как институт социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе (0)
[09.05.2011][сборник №1]
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: состояние и перспективы законодательства (0)
[05.03.2011][диагностика]
Этапы развития детской речи. Часть 2: от 1 года до 7 лет. (0)
[05.03.2011][диагностика]
Этапы развития детской речи. Часть 1: от 0 до 1 года. (0)
[22.02.2011][диагностика]
Проблемы в развитии. (0)
[04.12.2010][бланки документов]
План составления характеристики (0)
[04.12.2010][диагностика]
Методика диагностики социально-психологической адаптации подростков К. Роджерса и Р. Даймонда (0)
[04.12.2010][диагностика]
Специфика социально-педагогической диагностики (0)
[04.12.2010][бланки документов]
Схема составления педагогической характеристики (0)
[04.12.2010][сборник №1]
Мониторная болезнь. (0)
[04.12.2010][сборник №1]
Мониторная болезнь. (0)
[05.11.2010][сборник №1]
Детская депрессия (0)
[05.11.2010][сборник №1]
Ребенок не хочет в школу? (0)
[02.11.2010][сценарии,конспекты]
Кукольный спектакль"Кот и Лиса" (0)
[02.11.2010][сценарии,конспекты]
Кукольный спектакль "Кот,Петух и Лиса" (0)
[02.11.2010][сценарии,конспекты]
Кукольный спектакль "Волк и козлята" (0)
[02.11.2010][сценарии,конспекты]
Кукольный спектакль "Гуси-лебеди" (0)


Главная



Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

Кабинет лечебной педагогики

"Открытый мир"

Социально-педагогическая служба сопровождения детей

Воскресенье, 04.12.2016, 13:10

Главная » 2012 » Март » 23 » Рыскалина Т.Е. "Здоровьесберегающие технологии в социально-педагогической реабилитации учащихся школы 8 вида."
20:52
Рыскалина Т.Е. "Здоровьесберегающие технологии в социально-педагогической реабилитации учащихся школы 8 вида."

На сегодняшний день одной из главных задач как массового, так и специального (коррекционного) образовательного учреждения является сохранение и укрепление здоровья детей. В специальной (коррекционной) школе 8 вида решение этой задачи приобретает особую значимость, так как мотивация к здоровому образу жизни у данной категории детей снижена.

В МОУ СКОШ 7, 8 видов  № 2 г. Электрогорска Московской области обучается 70 учащихся, 11 из которых дети-инвалиды. Анализ посещаемости показал, что большинство учащихся пропускают  занятия в школе по причине простудных заболеваний, причем средняя продолжительность одного заболевания у детей с умственной отсталостью на 12% выше, чем у школьников с ЗПР. При изучении структуры нарушений состояния здоровья учащихся школы было выявлено, что у большинства из них имеются различные нарушения нервной системы (синдром гипервозбудимости, эписиндром, аутизм, энурез, гидроцефальный синдром, церебро-астенический синдром, и др.). На втором месте – болезни органов дыхания (хронический бронхит, аденоиды, тонзиллит, хроническая пневмония и др.), на третьем – болезни костно-мышечной системы (нарушение осанки и плоскостопие).

Анализ показаний физического развития учащихся позволил получить следующее: избыток массы тела выявлен у 14% детей, дефицит массы тела – у 11%, у 78% обследованных школьников снижены показатели силы мышц кистей рук, у 21% – недостаточная жизненная емкость легких. Проведенное анкетирование учащихся, проводившееся в индивидуальной форме, выявило недостаточные или неадекватные их представления о здоровом образе жизни, о строении человеческого тела, о профилактике и причинах заболеваний. Это объяснялось  не только особенностями высших психических функций детей с интеллектуальными нарушениями, но и отсутствием систематической работы над формированием знаний подобного рода.

Таким образом, выявилась необходимость разработки программы формирования здорового образа жизни у учащихся школы 8 вида, основанная на активном применении здоровьесберегающих технологий.

Проанализировав научную литературу, практический опыт специальных  образовательных учреждений, мы разработали программу внеклассных занятий «Мы за ЗОЖ!», в которой учтены специфические особенности познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы школьников с ОВЗ. Она включает десять взаимосвязанных блоков занятий:

- Моё тело;

- Мое настроение;

- Правила гигиены;

- Мой режим дня;

- Рациональное питание;

- Занятия физкультурой;

- Вредные привычки;

- Основы безопасности жизнедеятельности;  

- Земля – наш дом;

- Мой внутренний мир.

В ходе реализации программы вокруг школьников постепенно создавалась учебно-воспитательная информационная среда «Здоровье», насыщенная символами, атрибутами, терминологией ЗОЖ. В кабинете здоровья был создан информационный стенд, в интерактивной зоне которого каждый учащийся мог сам написать вопрос о здоровье и получить ответ специалистов. Во всех классах появились «Уголки здоровья», содержащие словарик, режим дня, полезные советы и рисунки детей. Учителями младших классах на каждом уроке использовались «Экологические буквари».

Для детей с умеренной умственной отсталостью были разработаны алгоритмы действий (в виде пиктограмм) по формированию навыков самообслуживания и сохранения жизни. На уроках применялись тематические физкультминутки, тренажеры и массажеры для развития мелкой моторики, офтальмотренажеры, мебель с разноуровневыми поверхностями и др. Во внеурочной работе особое внимание уделялось созданию и накоплению в детском коллективе обычаев и традиций ЗОЖ: организация ежемесячных Дней здоровья, проведение информативно-тематических встреч и бесед, направленных на формирование культуры ЗОЖ.

Наиболее эффективными оказались такие формы работы, как: конкурсы флеш-анимаций, мультимедийных презентаций и короткометражных видеороликов «Жизнь прекрасна»; создание документальных обучающих фильмов «Как правильно чистить зубы», «Безопасный путь домой» и др.; выпуск серии книжек-малышек со сказками и рассказами о здоровье, сочиненными  и иллюстрированными школьниками;  и т.д. В последние годы в нашей школе особое внимание уделяется проектной деятельности. Например, в 2010 году каждый класс собрал, проанализировал и представил, в виде презентации, материал о функции и значении таких жизненноважных органов, как сердце, легкие, почки и т.п. Труппа школьного театра «Успех» традиционно показывает, в рамках ежемесячных Дней здоровья, миниатюры по теме ЗОЖ. Зрителям уже полюбились такие спектакли как «Дым в лесу», «Что тебе подарить?», «Суд над сигаретой», «Пес Барбос и ЗОЖ» и др.

Кроме того, в школе был организован Родительский клуб «Гармония», члены которого участвовали в спортивной игре «Мама, папа и я – спортивная семья», организации ежегодного краеведческого похода  к местам боевой славы.

Среди учащихся школы систематически проводились соревнования между классами. В дальнейшем учащиеся школы стали соревноваться с командами других специальных (коррекционных) школ. Увеличилось число учащихся (с 15% до 40%), посещающих спортивную секцию общей физической подготовки. Состав группы учащихся разновозрастной. Такое комплектование не принято в массовых школах. Однако это положительно влияет на подготовку школьной команды к специальной областной Олимпиаде для детей с ограниченными возможностями (Учащиеся нашей школы неоднократно становились призерами Олимпиады по плаванию, футболу, легкой атлетике.).

В школе создана группа, занимающаяся плаванием. Занятия осуществляются под руководством учителя физкультуры один раз в неделю. Плавание является приоритетным видом спорта для нашей школы по целому ряду причин:

- Плавание – жизненно важный навык, от которого в определенных обстоятельствах зависит жизнь человека;

-  В городе имеется несколько озер, в которых в период летних каникул учащиеся плавают, часто без присмотра родителей;

- Двигательные навыки, сформированные в процессе занятий плаванием, положительно влияют на развитие общей моторики детей  с ОВЗ;

- Плавание является эффективным средством решения коррекционно-компенсаторных задач;

- Данный вид спорта имеет большое воспитательное значение для учащихся школы 8 вида, так как в процессе систематических занятий происходит формирование многих положительных черт личности.

Опыт работы педагогов с учащимися с ОВЗ свидетельствует о большом значении плавания для целенаправленного воздействия на нарушенные функции детского организма, коррегируя их в необходимом направлении. Хочется отметить, что в группу учащихся, посещающих бассейн,  входят и дети-инвалиды со сложной структурой дефекта. Посещая занятия, эти дети научились плавать, у них улучшилась координация движений.

Работа по формированию здорового образа жизни у учащихся школы 8 вида показала следующие результаты:

- уменьшился процент часто болеющих учащихся;

- уменьшилось число учащихся, склонных к употреблению ПАВ;

- уменьшилось количество учащихся, состоящих на внутришкольном учете;

- увеличилось число учащихся посещающих спортивные секции, занятия в бассейне.

Таким образом, комплексная  воспитательная работа по формированию здорового образа жизни, основанная на активном применении здоровьесберегающих технологий, является одним из факторов социально- педагогической реабилитации учащихся с ОВЗ.

Поль Л. А.– учитель-логопед

Рыскалина Т. Е. – социальный педагог,

Панина Е. А. - учитель русского языка и чтения 

Просмотров: 1439 | Добавил: Luxs | Теги: Рыскалина Т.Е., Поль Л.А., Здоровьесберегающие технологии | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
 
 javascript://" rel="nofollow" onclick="new _uWnd('LF',' ',-250,-110,{autosize:1,closeonesc:1,resize:1},{url:'/index/40'});return false;
Create a free website

Copyright MyCorp © 2016