летний оздоровительный лагерь реабилитационного туризма(аутизм) - 19 Апреля 2011 - Открытый мир. Лечебная педагогика.

  

 

Меню сайта

Категории раздела

Мини-чат

добавь новость

вход в блок новостей   



Коррекционные
школы нашего района:




Форма входа
 




c

[06.02.2015][сборник №1]
Вялова А.Н. (0)
[28.09.2013][сборник №1]
Поль Л.А. Понимание текстов школьниками с ОВЗ (0)
[26.04.2013][сборник №1]
«Использование песенного жанра на уроках музыки в школе 8 вида, как фактор повышения мотивации к чтению» (0)
[24.03.2013][сборник №1]
И.Е.Токарь " Влияние гендерных различий на успешность обучения мальчиков и девочек" (0)
[20.02.2012][сборник №1]
Галецкая Ю.В. Особенности использования пиктограмм в процессе формирования социально-бытовых навыков у детей с умеренной и тяжелой УО (1)
[20.02.2012][сборник №1]
Галецкая Ю.В. Особенности использования пиктограмм в процессе формирования социально-бытовых навыков у детей с умеренной и тяжелой УО (0)
[09.11.2011][сборник №1]
О роли искусства в социально-педагогическом сопровождении обучающихся в учреждениях специального образования. (0)
[05.11.2011][сценарии,конспекты]
Дым в лесу (0)
[09.05.2011][сборник №1]
Образование как институт социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе (0)
[09.05.2011][сборник №1]
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: состояние и перспективы законодательства (0)
[05.03.2011][диагностика]
Этапы развития детской речи. Часть 2: от 1 года до 7 лет. (0)
[05.03.2011][диагностика]
Этапы развития детской речи. Часть 1: от 0 до 1 года. (0)
[22.02.2011][диагностика]
Проблемы в развитии. (0)
[04.12.2010][бланки документов]
План составления характеристики (0)
[04.12.2010][диагностика]
Методика диагностики социально-психологической адаптации подростков К. Роджерса и Р. Даймонда (0)
[04.12.2010][диагностика]
Специфика социально-педагогической диагностики (0)
[04.12.2010][бланки документов]
Схема составления педагогической характеристики (0)
[04.12.2010][сборник №1]
Мониторная болезнь. (0)
[04.12.2010][сборник №1]
Мониторная болезнь. (0)
[05.11.2010][сборник №1]
Детская депрессия (0)
[05.11.2010][сборник №1]
Ребенок не хочет в школу? (0)
[02.11.2010][сценарии,конспекты]
Кукольный спектакль"Кот и Лиса" (0)
[02.11.2010][сценарии,конспекты]
Кукольный спектакль "Кот,Петух и Лиса" (0)
[02.11.2010][сценарии,конспекты]
Кукольный спектакль "Волк и козлята" (0)
[02.11.2010][сценарии,конспекты]
Кукольный спектакль "Гуси-лебеди" (0)


Главная



Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

Кабинет лечебной педагогики

"Открытый мир"

Социально-педагогическая служба сопровождения детей

Понедельник, 05.12.2016, 17:29

Главная » 2011 » Апрель » 19 » летний оздоровительный лагерь реабилитационного туризма(аутизм)
08:58
летний оздоровительный лагерь реабилитационного туризма(аутизм)

Практические рекомендации по социально-психологической адаптации детей с тяжелыми психическими заболеваниями в летнем оздоровительном лагере реабилитационного туризма

Содержание проблемы

Одной из наиболее трудно адаптируемых групп детей с тяжелыми психическими заболеваниями являются дети с синдромом раннего детского аутизма.

Этот термин приобрел международную известность всего около пятидесяти лет назад и в общих чертах характеризуется как состояние патологически глубокой погруженности в себя и свой внутренний мир переживаний. Степень выраженности этого явления может быть разной.

В тяжелых случаях ранний детский аутизм (РДА) проявляется как полное или почти полное отсутствие контактов с внешним миром: ребенок не фиксирует взгляд на предметах и окружающих его людях, не говорит (или почти не говорит) и не реагирует на обращенную к нему речь, избегает тактильного контакта. Зачастую таким детям свойственна агрессия и аутоагрессия, речевые и двигательные стереотипии (многочасовое повторение фраз или движений), отсутствует видимая познавательная активность и персонификация личности (ребенок о себе говорит во 2-м и 3-м лице), поэтому у  них  не существует видимых различий во  взаимодействии с живым и неживым миром. Но, как показывает опыт, эти дети часто интеллектуально сохранны, и они строят свое общение с миром принципиально иным способом, нежели другие люди, обладая при этом прекрасно развитой интуицией.

В более легких случаях ребенок говорит, говорит правильно, но при этом речь его эмоционально не окрашена, лицо часто амимично; он не обладает чувством юмора в привычном нам смысле. Стереотипии носят более развернутый характер, превращаясь в ритуальные действия. Игры бесконечно повторяемы и однообразны- они строятся вокруг какого-либо одного произвольно выбранного предмета и не требуют других участников. Собственный же воображаемый мир аутичного ребенка гораздо более для него реален и разнообразен, чем сама действительность. Поэтому для окружающих здесь основной проблемой является практическая невозможность построения с таким ребенком сочувственных взаимоотношений, отношений сопереживания.

Жизнь семьи, воспитывающей аутичного  ребенка, во многом отличается от жизни других семей. Все выходы такой семьи в мир автоматически ограничиваются: ребенка не принимают в детский сад, с ним нельзя пойти в гости, принять гостей (ребенок не понятен и не предсказуем), он избирателен в еде, навыки самообслуживания долго не прививаются. Это происходит и в силу неприятия самим ребенком любых изменений.

Все вышеперечисленное влечет за собой вторичную изоляцию от мира и, если не проводить специальных коррекционных мероприятий, то пропасть, отделяющая ребенка от других людей, с течением времени становится все шире.

И, если для любого другого ребенка с ограниченными возможностями проблема социальной адптации носит больше технологический характер приобретения ими новых навыков, вплоть до профессиональных, то в случае с аутизмом мы встречаемся почти с невозможностью их социализации в связи глубокими нарушениями как таковых контактов с окружающим миром.

Все это создает крайне низкие возможности их приспособления к нашей жизни. Официальная медицина разводит руками, убедившись в отсутствии улучшения их состояния путём медикаментозного лечения. Структуры образования, похоже так же не способны сладить с ними, зачастую считая их "необучаемыми", а потому и не способными посещать даже специализированные детские учреждения. Результат этого - практически домашняя изоляция таких детей от сверстников и окружающих людей. Печальная альтернатива - помещение такого ребенка в дом инвалидов, то есть фатальный отказ от него.

Между тем, среднестатистическое число аутистов, по различным оценкам специалистов, варьируется от 10 до 15 на 10 000 человек городского населения.

Методологические подходы к решению проблемы

Среди различных методик работы с аутичными детьми наиболее популярна поведенческая психотерапия, применяемая во многих странах. Ее привлекательность - легко достижимый результат и наглядность обучения таких детей строго определенному набору навыков. Однако столь прагматичный подход на поверку оказывается весьма несовершенным и малоубедительным ввиду невозможности предусмотреть все разнообразие жизненных ситуаций, с которыми неминуемо столкнется ребенок.

На взгляд авторов, гораздо важнее развивать способности таких детей к самостоятельному поведению и умению правильно реагировать на постоянно изменяющиеся условия его существования. Один из путей решения этой задачи - "терапия средой", т.е. создание вокруг ребенка с тяжелым психическим заболеванием здоровой, социально-активной среды общения, ориентированной на него и дающей ему возможность построения отношений с внешним миром в наиболее щадящем режиме. Обратная сторона этого процесса - "терапия самой среды", т.е. гуманизация современного общества за счет изменения собственного поведения и формирования цивилизованного, более терпимого отношения к людям с особенностями развития.

Как показывает практика, для социальной адаптации аутичных детей требуется непрерывное, как правило, многолетнее течение психотерапевтического процесса, в котором задействованы специалисты различного профиля - психологи, врачи, педагоги, социальные работники, волонтёры.

Для обеспечения успешности этого процесса усилиями специалистов Центра психологической помощи при СПб благотворительном фонде "Отцы и дети" сформированы постоянно действующие интегративные терапевтические группы, ядром которых являются здоровые дети-волонтёры. Эти дети участвуют в общем психотерапевтическом процессе на добровольных началах, осознанно, в качестве помощников психологов - котерапевтов, которые имеют опыт тренингового общения и обладают необходимыми личностными качествами для работы с аутичными детьми.

Продолжением этого психотерапевтического процесса в дни летних школьных каникул является выполнение Программы оздоровительного отдыха детей с тяжелыми психическими заболеваниями, преимущественно с синдромом раннего детского аутизма, в лагере реабилитационного туризма «Онега».

Основные цели и задачи программы

Основной целью программы летнего оздоровительного отдыха в лагере реабилитационного туризма "Онега" является интенсивная социально-психологическая реабилитация детей с тяжёлыми психическими заболеваниями в условиях совместного проживания со своими здоровыми сверстниками сначала с сопровождающими, а в дальнейшем, по мере развития коммуникативных навыков, самостоятельно.

Следует отметить, что формируемая для этой цели терапевтическая среда создается максимально приближенной к условиям реальной жизни, для чего в состав участников программы включаются дети с нарушениями социального поведения - "трудные подростки", количество которых ограниченно, а поведение является поконтрольным.

Таким образом, лагерь реабилитационного туризма представляет собой действующую микромодель интегрированного сообщества (дети с тяжелыми психическими заболеваниями и их родители; специалисты и волонтеры;  здоровые дети-котерапевты и дети с нарушениями социального поведения), живущего в реальных условиях, благодаря чему создаются оптимальные условия для проведения эффективной социально-психологической реабилитации дезадаптивных детей и их последующей интеграции в общество.

Исходя из вышеизложенного, основными задачами программы являются:

  • интеграция в общество детей с тяжелыми психическими заболеваниями;
  • формирование у них навыков самостоятельного поведения;
  • приобретение ими новых навыков самообслуживания;
  • приобщение семьи к психотерапевтическому процессу;
  • общефизическое оздоровление детей и подростков;
  • привлечение здоровых сверстников к совместной деятельности с  дезадаптивными детьми;
  • интеграция профессионалов.

Условия реализации программы

Программа реализуется в летний период в рамках муниципальной программы "Отдых детей-инвалидов" на договорном основании.

Работа лагеря осуществляется в две смены - июль, август. Часть детей, нуждающихся в проведении непрерывного курса социально-психологической реабилитации, проводят в лагере обе смены.

Оплата льготных путевок в лагерь реабилитационного туризма производится за счет программных средств госбюджета.

Лагерь реабилитационного туризма располагается в экологически чистом районе - на восточном побережье Онежского озера - Республика Карелия, Пудожский р-н, д.Песчаное.

Туристическая база включает в себя пять летних домиков, каждый из которых оборудован индивидуальной кухней-столовой и спальными местами на 12 человек.

Общее количество детей, одновременно проживающих на базе не превышает пятидесяти.

Необходимый штат сотрудников-16 человек: начальник лагеря - 1, бухгалтер -1, ведущий психолог смены - 1, врач - 1, психолог-психотерапевт - 5, социальный работник - 3, инструктор по туризму - 3, завхоз/водитель - 1.

На туристической базе постоянно находится дежурный микроавтобус, в случае необходимости, используемый в качестве сантранспорта, а так же для доставки крупногабаритного туристического снаряжения в район проведения походов.

Для обеспечения терапевтических занятий и организации досуга детей требуется наличие канцпринадлежностей, игрушек, настольных игр, спортинвентаря, аудио-видеоаппаратуры, музыкальных инструментов.

Для организации походов по пешим и водным маршрутам необходимо туристическое снаряжение: палатки; спальные мешки; рюкзаки; байдарки; спасательные жилеты, тенты и пр. В целях обеспечения техники безопасности походов необходимы лодка сопровождения с подвесным мотором и средства оперативной радиосвязи.

Требования, предъявляемые к участникам программы

Количество детей с тяжёлыми психическими заболеваниями (ТПЗ), одновременно проживающих в лагере, не должно превышать 35-40% от общего количества детей.

Дети с ТПЗ в возрасте до 8 лет находятся в лагере только при сопровождении взрослых (родители или другие родственники). Исключение составляют случаи отсутствия сопровождающих в походах продолжительностью менее трех дней. Дети старше 8 лет, в зависимости от степени развития навыков самообсуживания и степени привязанности к родителям, могут находится в лагере как одни, так и с сопрвождающими их родственниками.

Количество подростков с нарушениями социального поведения не должно превышать 15% от общего количества детей. Они являются основными помощниками сотрудников в обеспечении жизнедеятельности лагеря (подготовка к открытию и консервация базы, хозяйственные работы, благоустройство территории, подготовка и ремонт снаряжения), обладают хорошей физической подготовкой и опытом участия в походах различной степени сложности. Рамки поведения "трудных"подростков устанавливаются и контролируются психологами базы, осуществляющими коррекцию их поведения, направленную на изменение сознания в сторону общей гуманизации, как следствие нахождения в условиях повышенной ответственности.

Здоровые дети отдыхают в лагере без сопровождения взрослых. Минимальным требованием для них является обязательное посещение занятий Центра социально-психологической помощи Фонда, где они знакомятся с особенностями поведения детей с тяжелыми психическими заболеваниями и совместно с психологами отрабатывают навыки взаимодействия с ними. Необходимым условием их пребывания в лагере также является наличие способностей к самообслуживанию в условиях жизни туристического лагеря и первичное знакомство с основами безопасности жизни (обращение с огнём, правила поведения на открытых водоёмах, правила дорожного движения).

Противопоказания к пребыванию детей в лагере реабилитационого туризма: дети младше 4 лет; дети с наличием судорожных состояний (исключение составляют случаи ремиссии более пяти лет); дети, получающие активное постоянное лечение психотропными препаратами; дети, имеющие хронические соматические заболевания; выраженные аллергические состояния.

Непрерывность терапевтического процесса предполагает жёсткие требования к специалистам: высокая эмоциональная и психологическая устойчивость, хорошее физическое здоровье, готовность к быстрому принятию решений в нестандартной ситуации, обязательный опыт работы с детьми с отклоняющимся поведением, высокий уровень способности к постоянному коллективному взаимодействию. Интеграция профессионалов представляет собой единое системное взаимодействие, выработанное совместными усилиями специалистов различного профиля (психологи, врачи, социальные работники).

Условия существования лагеря в открытой социальной среде (база находится на территории деревни) в сочетании с особенностями детей, проживающих в лагере, неизбежно приводят к появлению различных конфликтных ситуаций с местными жителями, которые могут быть неосознанно спровоцированы как со стороны населения, так и со стороны отдыхающих. Поэтому при организации лагеря необходимо учитывать жёстко сформированное в нашем обществе негативное отношение к лицам с тяжёлыми психическими заболеваниями, что требует от сотрудников базы  умения гибко действовать в разрешении конфликтов и развивать контакты с людьми, живущими вокруг.

Формирование групп среди участников программы

Формирование групп среди участников летней программы производится психологами центра не менее, чем за два-три месяца до выезда в лагерь и имеет своей целью моделирование наиболее оптимальных условий развития для всех участников психотерапевтического процесса с учетом их половозрастных характеристик, эмоционально-физических возможностей и психологических особенностей поведения.

Каждая такая группа включает в себя специалиста, детей с тяжёлыми психическими заболеваниями и их сопровождающих, "трудных" подростков и здоровых детей-котерапевтов.
Сформированные группы размещаются в каждом из домиков туристической базы и являются самостоятельной единицей хозяйствования. Участники группы коллективно обсуждают и самостоятельно решают все вопросы, связанные с регламентом жизни домика ( организация дежурств по кухне и уборке помещений, обеспечение домика водой, дровами и пр.) при посильном участии каждого, включая детей с тяжелыми психическими заболеваниями.

При этом необходимо учитывать закономерные трудности, подчас возникающие в процессе совместного проживания столь разнородных групп людей. Как показывает трехлетний опыт работы лагеря, неумение, а зачастую и нежелание небольшой части родителей, сопровождающих детей-инвалидов, приспособиться к сложным бытовым условиям жизни в туристическом лагере, может иногда приводить к появлению эмоционально напряженных неадекватных реакций на проблемные ситуации, которые, к сожалению, возникают, несмотря на предварительное разъяснение психологов и подготовку родителей к выезду в лагерь. Поэтому одной из важных задач специалистов является постоянный мониторинг психологического состояния группы и разрешение таких конфликтных ситуаций путем их  направления в конструктивное русло.

В случае необходимости (конфликтная ситуация в группе, изменение состояния больного ребёнка) специалистами производятся оперативные изменения в составе групп. При этом большая роль отводится детям-котерапевтам, которые совместно со специалистами поддерживают атмосферу принятия дезадаптивных детей и содействуют их включению в конструктивное общение и совместную деятельность.

Организация терапевтического процесса

Одним из важнейших принципов жизни на базе является терапевтическая организация пространства, времени и среды общения. При этом следует учитывать, что для части детей с тяжёлыми психическими заболеваниями организация их познавательной деятельности возможна только при участии взрослых.

Долговременной целью пребывания детей с ТПЗ является постепенное расширение исследуемого и осваивомого им пространства:

  • освоение пространства домика;
  • территории базы;
  • близлежащих окрестностей (лес, озеро, деревня);
  • участие в походах различной удалённости от базы.

В своей работе на базе специалисты сознательно отказались от жёсткого расписания жизни лагеря по времени и видам деятельности с целью выработки у детей навыков самостоятельного принятия решений в условиях повышенной степени свободы выбора. При этом наибольшая часть решений принимается специалистами путём коллегиального обсуждения с привлечением к этому всех участников процесса. Исключение составляют экстремальные ситуации, в которых специалисты берут на себя всю полноту ответственности за принятие решений.

Для обеспечения динамики психотерапевтического процесса его условия постоянно меняются. Состав групп, проживающих в условиях базы или участвующих в походах, постоянно варьирует как по количеству и возрасту, так и по индивидуальным показателям психологического состяния детей.

На весь срок работы в лагере составляется рабочий план, который включает в себя время на адаптацию к условиям жизни туристичекого лагеря, установление партнёрских взаимоотношений, подготовку к участию в походах и терапевтические занятия на базе.
Одним из важнейших компонентов терапевтического процесса является участие детей в походах различной степени сложности в целях ознакомления с природой и окружающим миром, дальнейшего развития навыков самообслуживания и общения, общефизического укрепления здоровья и активизации познавательной деятельности.

Протяжённость туристических походов колеблется в пределах от 8 до 100 км, а время нахождения в походе - от 1 до 10 дней.

Проводятся следующие виды походов:

  • пешие;
  • байдарочные;
  • смешанные (одна часть группы осваивает пешеходный маршрут, а другая - водный, периодически встречаясь на общих стоянках, где, в зависимости от психофизического состояния детей, происходит замена способа передвижения).

Дети с ТПЗ участвуют в походах различной степени сложности как вместе с родителями, так и самостоятельно. Для детей с тяжелыми формами аутизма и детей младшего школьного возраста организуются походы продолжительностью не более трех дней, доступные им как по физическим, так и по эмоциональным нагрузкам. Более сложные и длительные маршруты проводятся с детьми, уже имеющими опыт участия в них.

В силу особенностей северного климата и повышенной физической и эмоциональной нагрузки в походных условиях, у его участников происходит активизация всех систем жизнедеятельности, а необходимость постоянного коллективного взаимодействия приводит к дальнейшему совершенствованию навыков общения. При этом родители, сопрвождающие детей с тяжелыми психическими заболеваниями, получают возможность ознакомления с новыми адаптационными способностями своих детей и приобретают полезные навыки их воспитания.

Для подавляющего большинства детей с ТПЗ участие в программе деятельности лагеря реабилитационного туризма является уникальным опытом самостоятельного проживания в незнакомых для них условиях и с незнакомыми людьми. Поэтому адаптация таких детей к широкому спектру ситуаций, происходящих в жизни туристического лагеря, содействует максимальному расширению их круга общения и представления об окружающем мире.

Таким образом, лагерь реабилитационного туризма представляет собой активно действующую микромодель интегрированного общества (дети с тяжелыми психическими заболеваниями и их родители; специалисты и волонтеры;  здоровые дети-котерапевты и дети с нарушениями социального поведения), живущего в реальных условиях, благодаря чему создаются оптимальные условия для проведения эффективной социально-психологической реабилитации дезадаптивных детей и их последующей интеграции в общество.

Клинико-психологическая экспертиза

Основным критерием оценки работы лагеря реабилитационного туризма "Онега" является клинико-психологическая динамика состояния детей с тяжелыми психическими заболеваниями. Это, безусловно, не единственный критерий и при анализе деятельности лагеря можно использовать ряд других показателей, например, частоту повторных заявлений родителей и изменение длительности пребывания детей в лагере, изменение характера и степени активности родителей во время подготовки к выезду в лагерь и во время жизни в нем, динамичность и разнообразие режима, например, количество и длительность пеших или лодочных походов и количество детей с ТПЗ, способных участвовать в них. Но эти и, возможно, другие показатели в большей степени могут зависить от климатических и сезонных условий, материальной оснащенности лагеря снаряжением и так далее и требуют некоторой уже сложившейся стабильности, структурности и большей продолжительности работы (4-6 лет). Клинико-психологический критерий оценки более динамичен и в большей степени отражает качество реабилитационного процесса, но все-таки является скорее эмпирическим и во многом зависит от тех теоретических, концептуальных позиций и подходов, которых придерживается сама терапевтическая бригада (бихевиоральных, психодинамических, тренинговых и др.). Частично, эта погрешность оценки может быть уменьшена, если в лагере работают много волонтеров (как взрослых, так и детей), профессиональный и личный опыт которых очень различен, а участие в работе и обсуждение ее ведется на равноправных, партнерских началах.

Большинство детей с ТПЗ встречаютя с постоянно наблюдающим их врачом незадолго до отъезда в лагерь и вскоре после возвращения. Результаты клинического обследования сопоставляются с отчетами или дневниками родителей, данными видеоматериалов за весь период пребывания ребенка в лагере, обсуждаются с психологами.

Основными клиническими особенностями детей, находившихся в лагере реабилитационного туризма, являются выраженные нарушения коммуникативного поведения (стереотипный, ригидный, неконструктивный характер оющения), отставание в психомоторном развитии, трудности в адаптации, связанные с эмоциональными, речевыми и двигательными проблемами. Поэтому оценка клинико-психологических изменений проводится по следующим параметрам:

  1. Изменение характера общения и коммуникаций, как на вербальном, так и на невербальном уровнях.
  2. Изменение в характере и качестве стереотипных и защитных норм поведения (двигательные и речевые стереотипии, эхолалии в речи, манипулирование одним привычным предметом, ритуализация в еде, режиме, одежде).
  3. Динамика аналитико-синтетических способностей, возможности к суждениям и умозаключениям на основе нового социального опыта, изменение объема долговременнной памяти.
  4. Изменение диапазона бытовых, двигательных и социальных навыков.

У детей с синдромом раннего детского аутизма наблюдались, главным образом, изменения  по 1-му и 2-му параметрам и, как следствие, по 4-му.

Для детей этой группы особо значимыми были такие факторы, как насыщение общением, пребывание в эмоциональной и детально разнообразной среде, обилие новых сенсорных впечатлений при одновременной возможности уединиться. Принципиально важным является то, что эмоционально, социально, коммуникативно активное окружение, сформированное в условиях лагеря "Онега", не предъявляет аутичному ребенку прямых директивных требований, но и не придает "особое" значение его трудностям и неспособностям. Тем самым, аутичный ребенок получает: а) возможность длительного наблюдения за окружением; б) определяет, формирует и направляет свои интересы и внимание к чему-либо более целенаправленно, чем раньше, поскольку деятельная и активно взаимодействующая внутри себя среда лагеря представляет опыт частых "микростолкновений", соприкосновения с другими; в) в результате он чаще оказывается в ситуации выбора (действовать или нет, присоединиться или нет, заявить о себе каким-либо образом или нет, кого выбрать для обращения и т.д.). Тем самым появляется возможность собственно внутренней мотивации к общению, что изначально столь трудно для аутичного ребенка. Вместе с этим, многие дети впервые начинают узнавать и выделять окружающих людей, устанавливать субъектные связи. Расширение, обогащение коммуникативного опыта, наблюдение за окружающими людьми и пассивное или более активное включение в жизнеобеспечение лагеря способствуют повышению "порога" приемлимого, переносимого (шумы, движение, необходимость смены одежды, большое количество людей вокруг, вынужденное изменение привычного режима занятий из-за непогоды и др.), то есть многих вещей и событий, ранее травматичных для аутичного ребенка. Именно благодаря расширению этого диапазона приемлимого, привычные, ритуальные, защитные нормы поведения не усугубляются, как можно было бы ожидать, а, в большинстве случаев, даже смягчаются - в первую очередь это относится к речевым эхолалиям и двигательным стереотипиям. В меньшей степени изменяются защитные нормы поведения - манипулирование привычными предметами, приверженность к определенному порядку или вещам. Пребывание в социально активной, терапевтически ориентированной на ребенка, среде, изменение уровня коммуникативного насыщения и уменьшение стереотипных форм поведения облегчают усвоение новых социальных навыков общения. Это особенно заметно по изменению речевого поведения - у некоторых аутичных детей впервые появляются самостоятельные попытки обращения, более отчетливое и правильное построение фраз, некоторые дети начинают использовать более широкий словарный запас, выражая свои желания или несогласие с окружающими людьми.

Другую значительную часть детей с ТПЗ составляют дети с органическими нарушениями центральной нервной системы, общим психическим недоразвитием; большая часть из них является инвалидами с раннего возраста.

Наблюдавшиеся в этой группе изменения касались, главным образом, 3-го и 4-го параметров. Нередко даже в большей степени, чем дети с синдромом раннего детского аутизма, больные этой группы, в силу интеллектуальных, речевых, двигательных и поведенческих нарушений, оказываются изолированными в ограниченном пространстве квартиры, чрезвычайно опекаемы родителями и лишены контактов со сверстниками. Поэтому особо значимым для них было постоянное пребывание среди здоровых детей, их оценка и реакции на ту или иную ситуацию или поведение, эмоциональная поддержка, готовность помочь больному ребенку. Именно этот фактор играет, на наш взгляд, определяющую роль в изменениях - дети надолго запоминают события, людей, многие ситуации из жизни лагеря, охотно и часто возвращаются к фотографиям, видеозаписям, хотят снова увидеть того или другого знакомого человека. Появляются воспоминания, они актуально проживаются, в зависимости от интеллектуальных и речевых особенностей ребенка - проговариваются, комментируются, то есть происходит активизация мнестических процессов.

Большая часть детей этой группы принимает участие в бытовой жизни своего домика и лагеря в целом, в сопровождении взрослых и сверстников участвуют в лодочных и пеших походах. Закономерность, последовательность, взаимозависимость многих явлений и действий получают наглядное и реальное обоснование и подтверждение ("надо сделать то-то для того, чтобы . . .", "после того, как . . ." и т.д.). Многим детям с проблемами в развитии именно это помогает устанавливать новые и более глубокие причинно-следственные связи, ориентироваться во временных представлениях, формировать некоторые новые суждения и понятия. Особо следует подчеркнуть роль сенсорной стимуляции в активизации психической деятельности этих детей. Возможность пробовать новые виды движений (лазание, ползание, балансирование - а это обычные походные ситуации), испытывать разнообразные тактильные, слуховые и зрительные ощущения, находиться под воздействием меняющихся погодных условий оказывается очень важным для развития и совершенствования процессов сенсорной интеграции, изначально нарушенных у детей с тяжелыми органическими нарушениями центральной нервной системы. Дифференцирование процессов восприятия, расширение объема самостоятельных движений, совместное планирование деятельности, осознание своего участия в нем повышают адаптационные возможности больного ребенка, способствуют появлению нового социального и личного опыта, а активизация эмоционального и речевого общения помогают попыткам выразить и сообщить этот опыт.

В заключении следует отметить, что любая аналитическая работа, связанная с описанием и оценкой деятельности интеграционного лагеря "Онега", должна проводиться при активном участии всех участников реабилитационного процесса - родителей, волонтеров, социальных работников, врачей, психологов и самих детей.

 

Карвасарская И.Б., Марцинкевич Н.Е., Фрейдзон С.В.




Просмотров: 1348 | Добавил: Luxs | Теги: аутизм, Лагерь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
 
 javascript://" rel="nofollow" onclick="new _uWnd('LF',' ',-250,-110,{autosize:1,closeonesc:1,resize:1},{url:'/index/40'});return false;
Create a free website

Copyright MyCorp © 2016