Практические рекомендации по
социально-психологической адаптации детей с тяжелыми психическими
заболеваниями в летнем оздоровительном лагере реабилитационного туризмаСодержание проблемы
Одной из наиболее трудно адаптируемых групп детей с тяжелыми
психическими заболеваниями являются дети с синдромом раннего детского
аутизма.
Этот термин приобрел международную известность всего около
пятидесяти лет назад и в общих чертах характеризуется как состояние
патологически глубокой погруженности в себя и свой внутренний мир
переживаний. Степень выраженности этого явления может быть разной.
В тяжелых случаях ранний детский аутизм (РДА) проявляется как
полное или почти полное отсутствие контактов с внешним миром: ребенок не
фиксирует взгляд на предметах и окружающих его людях, не говорит (или
почти не говорит) и не реагирует на обращенную к нему речь, избегает
тактильного контакта. Зачастую таким детям свойственна агрессия и
аутоагрессия, речевые и двигательные стереотипии (многочасовое
повторение фраз или движений), отсутствует видимая познавательная
активность и персонификация личности (ребенок о себе говорит во 2-м и
3-м лице), поэтому у них не существует видимых различий во
взаимодействии с живым и неживым миром. Но, как показывает опыт, эти
дети часто интеллектуально сохранны, и они строят свое общение с миром
принципиально иным способом, нежели другие люди, обладая при этом
прекрасно развитой интуицией.
В более легких случаях ребенок говорит, говорит правильно, но при
этом речь его эмоционально не окрашена, лицо часто амимично; он не
обладает чувством юмора в привычном нам смысле. Стереотипии носят более
развернутый характер, превращаясь в ритуальные действия. Игры бесконечно
повторяемы и однообразны- они строятся вокруг какого-либо одного
произвольно выбранного предмета и не требуют других участников.
Собственный же воображаемый мир аутичного ребенка гораздо более для него
реален и разнообразен, чем сама действительность. Поэтому для
окружающих здесь основной проблемой является практическая невозможность
построения с таким ребенком сочувственных взаимоотношений, отношений
сопереживания.
Жизнь семьи, воспитывающей аутичного ребенка, во многом
отличается от жизни других семей. Все выходы такой семьи в мир
автоматически ограничиваются: ребенка не принимают в детский сад, с ним
нельзя пойти в гости, принять гостей (ребенок не понятен и не
предсказуем), он избирателен в еде, навыки самообслуживания долго не
прививаются. Это происходит и в силу неприятия самим ребенком любых
изменений.
Все вышеперечисленное влечет за собой вторичную изоляцию от мира
и, если не проводить специальных коррекционных мероприятий, то пропасть,
отделяющая ребенка от других людей, с течением времени становится все
шире.
И, если для любого другого ребенка с ограниченными возможностями
проблема социальной адптации носит больше технологический характер
приобретения ими новых навыков, вплоть до профессиональных, то в случае с
аутизмом мы встречаемся почти с невозможностью их социализации в связи
глубокими нарушениями как таковых контактов с окружающим миром.
Все это создает крайне низкие возможности их приспособления к
нашей жизни. Официальная медицина разводит руками, убедившись в
отсутствии улучшения их состояния путём медикаментозного лечения.
Структуры образования, похоже так же не способны сладить с ними,
зачастую считая их "необучаемыми", а потому и не способными посещать
даже специализированные детские учреждения. Результат этого -
практически домашняя изоляция таких детей от сверстников и окружающих
людей. Печальная альтернатива - помещение такого ребенка в дом
инвалидов, то есть фатальный отказ от него.
Между тем, среднестатистическое число аутистов, по различным
оценкам специалистов, варьируется от 10 до 15 на 10 000 человек
городского населения.
Методологические подходы к решению проблемы
Среди различных методик работы с аутичными детьми наиболее популярна
поведенческая психотерапия, применяемая во многих странах. Ее
привлекательность - легко достижимый результат и наглядность обучения
таких детей строго определенному набору навыков. Однако столь
прагматичный подход на поверку оказывается весьма несовершенным и
малоубедительным ввиду невозможности предусмотреть все разнообразие
жизненных ситуаций, с которыми неминуемо столкнется ребенок.
На взгляд авторов, гораздо важнее развивать способности таких
детей к самостоятельному поведению и умению правильно реагировать на
постоянно изменяющиеся условия его существования. Один из путей решения
этой задачи - "терапия средой", т.е. создание вокруг ребенка с тяжелым
психическим заболеванием здоровой, социально-активной среды общения,
ориентированной на него и дающей ему возможность построения отношений с
внешним миром в наиболее щадящем режиме. Обратная сторона этого процесса
- "терапия самой среды", т.е. гуманизация современного общества за счет
изменения собственного поведения и формирования цивилизованного, более
терпимого отношения к людям с особенностями развития.
Как показывает практика, для социальной адаптации аутичных детей
требуется непрерывное, как правило, многолетнее течение
психотерапевтического процесса, в котором задействованы специалисты
различного профиля - психологи, врачи, педагоги, социальные работники,
волонтёры.
Для обеспечения успешности этого процесса усилиями специалистов Центра психологической помощи при СПб благотворительном фонде "Отцы и дети"
сформированы постоянно действующие интегративные терапевтические
группы, ядром которых являются здоровые дети-волонтёры. Эти дети
участвуют в общем психотерапевтическом процессе на добровольных началах,
осознанно, в качестве помощников психологов - котерапевтов, которые
имеют опыт тренингового общения и обладают необходимыми личностными
качествами для работы с аутичными детьми.
Продолжением этого психотерапевтического процесса в дни летних
школьных каникул является выполнение Программы оздоровительного отдыха
детей с тяжелыми психическими заболеваниями, преимущественно с синдромом
раннего детского аутизма, в лагере реабилитационного туризма «Онега».
Основные цели и задачи программы
Основной целью программы летнего оздоровительного отдыха в лагере
реабилитационного туризма "Онега" является интенсивная
социально-психологическая реабилитация детей с тяжёлыми психическими
заболеваниями в условиях совместного проживания со своими здоровыми
сверстниками сначала с сопровождающими, а в дальнейшем, по мере развития
коммуникативных навыков, самостоятельно.
Следует отметить, что формируемая для этой цели терапевтическая
среда создается максимально приближенной к условиям реальной жизни, для
чего в состав участников программы включаются дети с нарушениями
социального поведения - "трудные подростки", количество которых
ограниченно, а поведение является поконтрольным.
Таким образом, лагерь реабилитационного туризма представляет
собой действующую микромодель интегрированного сообщества (дети с
тяжелыми психическими заболеваниями и их родители; специалисты и
волонтеры; здоровые дети-котерапевты и дети с нарушениями социального
поведения), живущего в реальных условиях, благодаря чему создаются
оптимальные условия для проведения эффективной социально-психологической
реабилитации дезадаптивных детей и их последующей интеграции в
общество.
Исходя из вышеизложенного, основными задачами программы являются:
- интеграция в общество детей с тяжелыми психическими заболеваниями;
- формирование у них навыков самостоятельного поведения;
- приобретение ими новых навыков самообслуживания;
- приобщение семьи к психотерапевтическому процессу;
- общефизическое оздоровление детей и подростков;
- привлечение здоровых сверстников к совместной деятельности с дезадаптивными детьми;
- интеграция профессионалов.
Условия реализации программы
Программа реализуется в летний период в рамках муниципальной программы "Отдых детей-инвалидов" на договорном основании.
Работа лагеря осуществляется в две смены - июль, август. Часть
детей, нуждающихся в проведении непрерывного курса
социально-психологической реабилитации, проводят в лагере обе смены.
Оплата льготных путевок в лагерь реабилитационного туризма производится за счет программных средств госбюджета.
Лагерь реабилитационного туризма располагается в экологически
чистом районе - на восточном побережье Онежского озера - Республика
Карелия, Пудожский р-н, д.Песчаное.
Туристическая база включает в себя пять летних домиков, каждый из
которых оборудован индивидуальной кухней-столовой и спальными местами
на 12 человек.
Общее количество детей, одновременно проживающих на базе не превышает пятидесяти.
Необходимый штат сотрудников-16 человек: начальник лагеря - 1,
бухгалтер -1, ведущий психолог смены - 1, врач - 1,
психолог-психотерапевт - 5, социальный работник - 3, инструктор по
туризму - 3, завхоз/водитель - 1.
На туристической базе постоянно находится дежурный микроавтобус, в
случае необходимости, используемый в качестве сантранспорта, а так же
для доставки крупногабаритного туристического снаряжения в район
проведения походов.
Для обеспечения терапевтических занятий и организации досуга
детей требуется наличие канцпринадлежностей, игрушек, настольных игр,
спортинвентаря, аудио-видеоаппаратуры, музыкальных инструментов.
Для организации походов по пешим и водным маршрутам необходимо
туристическое снаряжение: палатки; спальные мешки; рюкзаки; байдарки;
спасательные жилеты, тенты и пр. В целях обеспечения техники
безопасности походов необходимы лодка сопровождения с подвесным мотором и
средства оперативной радиосвязи.
Требования, предъявляемые к участникам программы
Количество детей с тяжёлыми психическими заболеваниями (ТПЗ),
одновременно проживающих в лагере, не должно превышать 35-40% от общего
количества детей.
Дети с ТПЗ в возрасте до 8 лет находятся в лагере только при
сопровождении взрослых (родители или другие родственники). Исключение
составляют случаи отсутствия сопровождающих в походах продолжительностью
менее трех дней. Дети старше 8 лет, в зависимости от степени развития
навыков самообсуживания и степени привязанности к родителям, могут
находится в лагере как одни, так и с сопрвождающими их родственниками.
Количество подростков с нарушениями социального поведения не
должно превышать 15% от общего количества детей. Они являются основными
помощниками сотрудников в обеспечении жизнедеятельности лагеря
(подготовка к открытию и консервация базы, хозяйственные работы,
благоустройство территории, подготовка и ремонт снаряжения), обладают
хорошей физической подготовкой и опытом участия в походах различной
степени сложности. Рамки поведения "трудных"подростков устанавливаются и
контролируются психологами базы, осуществляющими коррекцию их
поведения, направленную на изменение сознания в сторону общей
гуманизации, как следствие нахождения в условиях повышенной
ответственности.
Здоровые дети отдыхают в лагере без сопровождения взрослых.
Минимальным требованием для них является обязательное посещение занятий Центра социально-психологической помощи Фонда,
где они знакомятся с особенностями поведения детей с тяжелыми
психическими заболеваниями и совместно с психологами отрабатывают навыки
взаимодействия с ними. Необходимым условием их пребывания в лагере
также является наличие способностей к самообслуживанию в условиях жизни
туристического лагеря и первичное знакомство с основами безопасности
жизни (обращение с огнём, правила поведения на открытых водоёмах,
правила дорожного движения).
Противопоказания к пребыванию детей в лагере реабилитационого
туризма: дети младше 4 лет; дети с наличием судорожных состояний
(исключение составляют случаи ремиссии более пяти лет); дети, получающие
активное постоянное лечение психотропными препаратами; дети, имеющие
хронические соматические заболевания; выраженные аллергические
состояния.
Непрерывность терапевтического процесса предполагает жёсткие
требования к специалистам: высокая эмоциональная и психологическая
устойчивость, хорошее физическое здоровье, готовность к быстрому
принятию решений в нестандартной ситуации, обязательный опыт работы с
детьми с отклоняющимся поведением, высокий уровень способности к
постоянному коллективному взаимодействию. Интеграция профессионалов
представляет собой единое системное взаимодействие, выработанное
совместными усилиями специалистов различного профиля (психологи, врачи,
социальные работники).
Условия существования лагеря в открытой социальной среде (база
находится на территории деревни) в сочетании с особенностями детей,
проживающих в лагере, неизбежно приводят к появлению различных
конфликтных ситуаций с местными жителями, которые могут быть неосознанно
спровоцированы как со стороны населения, так и со стороны отдыхающих.
Поэтому при организации лагеря необходимо учитывать жёстко
сформированное в нашем обществе негативное отношение к лицам с тяжёлыми
психическими заболеваниями, что требует от сотрудников базы умения
гибко действовать в разрешении конфликтов и развивать контакты с людьми,
живущими вокруг.
Формирование групп среди участников программы
Формирование групп среди участников летней программы производится психологами центра
не менее, чем за два-три месяца до выезда в лагерь и имеет своей целью
моделирование наиболее оптимальных условий развития для всех участников
психотерапевтического процесса с учетом их половозрастных характеристик,
эмоционально-физических возможностей и психологических особенностей
поведения.
Каждая такая группа включает в себя специалиста, детей с тяжёлыми
психическими заболеваниями и их сопровождающих, "трудных" подростков и
здоровых детей-котерапевтов. Сформированные группы размещаются в
каждом из домиков туристической базы и являются самостоятельной единицей
хозяйствования. Участники группы коллективно обсуждают и самостоятельно
решают все вопросы, связанные с регламентом жизни домика ( организация
дежурств по кухне и уборке помещений, обеспечение домика водой, дровами и
пр.) при посильном участии каждого, включая детей с тяжелыми
психическими заболеваниями.
При этом необходимо учитывать закономерные трудности, подчас
возникающие в процессе совместного проживания столь разнородных групп
людей. Как показывает трехлетний опыт работы лагеря, неумение, а
зачастую и нежелание небольшой части родителей, сопровождающих
детей-инвалидов, приспособиться к сложным бытовым условиям жизни в
туристическом лагере, может иногда приводить к появлению эмоционально
напряженных неадекватных реакций на проблемные ситуации, которые, к
сожалению, возникают, несмотря на предварительное разъяснение психологов
и подготовку родителей к выезду в лагерь. Поэтому одной из важных задач
специалистов является постоянный мониторинг психологического состояния
группы и разрешение таких конфликтных ситуаций путем их направления в
конструктивное русло.
В случае необходимости (конфликтная ситуация в группе, изменение
состояния больного ребёнка) специалистами производятся оперативные
изменения в составе групп. При этом большая роль отводится
детям-котерапевтам, которые совместно со специалистами поддерживают
атмосферу принятия дезадаптивных детей и содействуют их включению в
конструктивное общение и совместную деятельность.
Организация терапевтического процесса
Одним из важнейших принципов жизни на базе является терапевтическая
организация пространства, времени и среды общения. При этом следует
учитывать, что для части детей с тяжёлыми психическими заболеваниями
организация их познавательной деятельности возможна только при участии
взрослых.
Долговременной целью пребывания детей с ТПЗ является постепенное расширение исследуемого и осваивомого им пространства:
- освоение пространства домика;
- территории базы;
- близлежащих окрестностей (лес, озеро, деревня);
- участие в походах различной удалённости от базы.
В своей работе на базе специалисты сознательно отказались от жёсткого
расписания жизни лагеря по времени и видам деятельности с целью
выработки у детей навыков самостоятельного принятия решений в условиях
повышенной степени свободы выбора. При этом наибольшая часть решений
принимается специалистами путём коллегиального обсуждения с привлечением
к этому всех участников процесса. Исключение составляют экстремальные
ситуации, в которых специалисты берут на себя всю полноту
ответственности за принятие решений.
Для обеспечения динамики психотерапевтического процесса его
условия постоянно меняются. Состав групп, проживающих в условиях базы
или участвующих в походах, постоянно варьирует как по количеству и
возрасту, так и по индивидуальным показателям психологического состяния
детей.
На весь срок работы в лагере составляется рабочий план, который
включает в себя время на адаптацию к условиям жизни туристичекого
лагеря, установление партнёрских взаимоотношений, подготовку к участию в
походах и терапевтические занятия на базе. Одним из важнейших
компонентов терапевтического процесса является участие детей в походах
различной степени сложности в целях ознакомления с природой и окружающим
миром, дальнейшего развития навыков самообслуживания и общения,
общефизического укрепления здоровья и активизации познавательной
деятельности.
Протяжённость туристических походов колеблется в пределах от 8 до 100 км, а время нахождения в походе - от 1 до 10 дней.
Проводятся следующие виды походов:
- пешие;
- байдарочные;
- смешанные (одна часть группы осваивает пешеходный маршрут, а другая -
водный, периодически встречаясь на общих стоянках, где, в зависимости
от психофизического состояния детей, происходит замена способа
передвижения).
Дети с ТПЗ участвуют в походах различной степени сложности как вместе
с родителями, так и самостоятельно. Для детей с тяжелыми формами
аутизма и детей младшего школьного возраста организуются походы
продолжительностью не более трех дней, доступные им как по физическим,
так и по эмоциональным нагрузкам. Более сложные и длительные маршруты
проводятся с детьми, уже имеющими опыт участия в них.
В силу особенностей северного климата и повышенной физической и
эмоциональной нагрузки в походных условиях, у его участников происходит
активизация всех систем жизнедеятельности, а необходимость постоянного
коллективного взаимодействия приводит к дальнейшему совершенствованию
навыков общения. При этом родители, сопрвождающие детей с тяжелыми
психическими заболеваниями, получают возможность ознакомления с новыми
адаптационными способностями своих детей и приобретают полезные навыки
их воспитания.
Для подавляющего большинства детей с ТПЗ участие в программе
деятельности лагеря реабилитационного туризма является уникальным опытом
самостоятельного проживания в незнакомых для них условиях и с
незнакомыми людьми. Поэтому адаптация таких детей к широкому спектру
ситуаций, происходящих в жизни туристического лагеря, содействует
максимальному расширению их круга общения и представления об окружающем
мире.
Таким образом, лагерь реабилитационного туризма представляет
собой активно действующую микромодель интегрированного общества (дети с
тяжелыми психическими заболеваниями и их родители; специалисты и
волонтеры; здоровые дети-котерапевты и дети с нарушениями социального
поведения), живущего в реальных условиях, благодаря чему создаются
оптимальные условия для проведения эффективной социально-психологической
реабилитации дезадаптивных детей и их последующей интеграции в
общество.
Клинико-психологическая экспертиза
Основным критерием оценки работы лагеря реабилитационного туризма
"Онега" является клинико-психологическая динамика состояния детей с
тяжелыми психическими заболеваниями. Это, безусловно, не единственный
критерий и при анализе деятельности лагеря можно использовать ряд других
показателей, например, частоту повторных заявлений родителей и
изменение длительности пребывания детей в лагере, изменение характера и
степени активности родителей во время подготовки к выезду в лагерь и во
время жизни в нем, динамичность и разнообразие режима, например,
количество и длительность пеших или лодочных походов и количество детей с
ТПЗ, способных участвовать в них. Но эти и, возможно, другие показатели
в большей степени могут зависить от климатических и сезонных условий,
материальной оснащенности лагеря снаряжением и так далее и требуют
некоторой уже сложившейся стабильности, структурности и большей
продолжительности работы (4-6 лет). Клинико-психологический критерий
оценки более динамичен и в большей степени отражает качество
реабилитационного процесса, но все-таки является скорее эмпирическим и
во многом зависит от тех теоретических, концептуальных позиций и
подходов, которых придерживается сама терапевтическая бригада
(бихевиоральных, психодинамических, тренинговых и др.). Частично, эта
погрешность оценки может быть уменьшена, если в лагере работают много
волонтеров (как взрослых, так и детей), профессиональный и личный опыт
которых очень различен, а участие в работе и обсуждение ее ведется на
равноправных, партнерских началах.
Большинство детей с ТПЗ встречаютя с постоянно наблюдающим их
врачом незадолго до отъезда в лагерь и вскоре после возвращения.
Результаты клинического обследования сопоставляются с отчетами или
дневниками родителей, данными видеоматериалов за весь период пребывания
ребенка в лагере, обсуждаются с психологами.
Основными клиническими особенностями детей, находившихся в лагере
реабилитационного туризма, являются выраженные нарушения
коммуникативного поведения (стереотипный, ригидный, неконструктивный
характер оющения), отставание в психомоторном развитии, трудности в
адаптации, связанные с эмоциональными, речевыми и двигательными
проблемами. Поэтому оценка клинико-психологических изменений проводится
по следующим параметрам:
- Изменение характера общения и коммуникаций, как на вербальном, так и на невербальном уровнях.
- Изменение в характере и качестве стереотипных и защитных норм
поведения (двигательные и речевые стереотипии, эхолалии в речи,
манипулирование одним привычным предметом, ритуализация в еде, режиме,
одежде).
- Динамика аналитико-синтетических способностей, возможности к
суждениям и умозаключениям на основе нового социального опыта, изменение
объема долговременнной памяти.
- Изменение диапазона бытовых, двигательных и социальных навыков.
У детей с синдромом раннего детского аутизма наблюдались, главным
образом, изменения по 1-му и 2-му параметрам и, как следствие, по 4-му.
Для детей этой группы особо значимыми были такие факторы, как
насыщение общением, пребывание в эмоциональной и детально разнообразной
среде, обилие новых сенсорных впечатлений при одновременной возможности
уединиться. Принципиально важным является то, что эмоционально,
социально, коммуникативно активное окружение, сформированное в условиях
лагеря "Онега", не предъявляет аутичному ребенку прямых директивных
требований, но и не придает "особое" значение его трудностям и
неспособностям. Тем самым, аутичный ребенок получает: а) возможность
длительного наблюдения за окружением; б) определяет, формирует и
направляет свои интересы и внимание к чему-либо более целенаправленно,
чем раньше, поскольку деятельная и активно взаимодействующая внутри себя
среда лагеря представляет опыт частых "микростолкновений",
соприкосновения с другими; в) в результате он чаще оказывается в
ситуации выбора (действовать или нет, присоединиться или нет, заявить о
себе каким-либо образом или нет, кого выбрать для обращения и т.д.). Тем
самым появляется возможность собственно внутренней мотивации к
общению, что изначально столь трудно для аутичного ребенка. Вместе с
этим, многие дети впервые начинают узнавать и выделять окружающих людей,
устанавливать субъектные связи. Расширение, обогащение коммуникативного
опыта, наблюдение за окружающими людьми и пассивное или более активное
включение в жизнеобеспечение лагеря способствуют повышению "порога"
приемлимого, переносимого (шумы, движение, необходимость смены одежды,
большое количество людей вокруг, вынужденное изменение привычного режима
занятий из-за непогоды и др.), то есть многих вещей и событий, ранее
травматичных для аутичного ребенка. Именно благодаря расширению этого
диапазона приемлимого, привычные, ритуальные, защитные нормы поведения
не усугубляются, как можно было бы ожидать, а, в большинстве случаев,
даже смягчаются - в первую очередь это относится к речевым эхолалиям и
двигательным стереотипиям. В меньшей степени изменяются защитные нормы
поведения - манипулирование привычными предметами, приверженность к
определенному порядку или вещам. Пребывание в социально активной,
терапевтически ориентированной на ребенка, среде, изменение уровня
коммуникативного насыщения и уменьшение стереотипных форм поведения
облегчают усвоение новых социальных навыков общения. Это особенно
заметно по изменению речевого поведения - у некоторых аутичных детей
впервые появляются самостоятельные попытки обращения, более отчетливое и
правильное построение фраз, некоторые дети начинают использовать более
широкий словарный запас, выражая свои желания или несогласие с
окружающими людьми.
Другую значительную часть детей с ТПЗ составляют дети с
органическими нарушениями центральной нервной системы, общим психическим
недоразвитием; большая часть из них является инвалидами с раннего
возраста.
Наблюдавшиеся в этой группе изменения касались, главным образом,
3-го и 4-го параметров. Нередко даже в большей степени, чем дети с
синдромом раннего детского аутизма, больные этой группы, в силу
интеллектуальных, речевых, двигательных и поведенческих нарушений,
оказываются изолированными в ограниченном пространстве квартиры,
чрезвычайно опекаемы родителями и лишены контактов со сверстниками.
Поэтому особо значимым для них было постоянное пребывание среди здоровых
детей, их оценка и реакции на ту или иную ситуацию или поведение,
эмоциональная поддержка, готовность помочь больному ребенку. Именно этот
фактор играет, на наш взгляд, определяющую роль в изменениях - дети
надолго запоминают события, людей, многие ситуации из жизни лагеря,
охотно и часто возвращаются к фотографиям, видеозаписям, хотят снова
увидеть того или другого знакомого человека. Появляются воспоминания,
они актуально проживаются, в зависимости от интеллектуальных и речевых
особенностей ребенка - проговариваются, комментируются, то есть
происходит активизация мнестических процессов.
Большая часть детей этой группы принимает участие в бытовой жизни
своего домика и лагеря в целом, в сопровождении взрослых и сверстников
участвуют в лодочных и пеших походах. Закономерность,
последовательность, взаимозависимость многих явлений и действий получают
наглядное и реальное обоснование и подтверждение ("надо сделать то-то
для того, чтобы . . .", "после того, как . . ." и т.д.). Многим детям с
проблемами в развитии именно это помогает устанавливать новые и более
глубокие причинно-следственные связи, ориентироваться во временных
представлениях, формировать некоторые новые суждения и понятия. Особо
следует подчеркнуть роль сенсорной стимуляции в активизации психической
деятельности этих детей. Возможность пробовать новые виды движений
(лазание, ползание, балансирование - а это обычные походные ситуации),
испытывать разнообразные тактильные, слуховые и зрительные ощущения,
находиться под воздействием меняющихся погодных условий оказывается
очень важным для развития и совершенствования процессов сенсорной
интеграции, изначально нарушенных у детей с тяжелыми органическими
нарушениями центральной нервной системы. Дифференцирование процессов
восприятия, расширение объема самостоятельных движений, совместное
планирование деятельности, осознание своего участия в нем повышают
адаптационные возможности больного ребенка, способствуют появлению
нового социального и личного опыта, а активизация эмоционального и
речевого общения помогают попыткам выразить и сообщить этот опыт.
В заключении следует отметить, что любая аналитическая работа,
связанная с описанием и оценкой деятельности интеграционного лагеря
"Онега", должна проводиться при активном участии всех участников
реабилитационного процесса - родителей, волонтеров, социальных
работников, врачей, психологов и самих детей.
Карвасарская И.Б., Марцинкевич Н.Е., Фрейдзон С.В.
|