« Призвание учителя есть призвание высокое и благородное . Но не тот учитель , кто получает воспитание и образование учителя , а тот ,у кого есть внутренняя потребность в том ,что он есть ,должен быть и не может быть иным».(Л.Н.Толстой).
Мне хочется верить в то ,что слова великого русского писателя, являются выражением моего душевного состояния ,жизненной и гражданской позиции. Работая в общеобразовательной школе необходимо быть учителем ,воспитателем ,другом и помощником. Работая в специальных коррекционных учреждениях невозможно не быть учителем ,воспитателем, дефектологом ,логопедом, наставником и частью семьи. Проработав немало лет в общеобразовательной школе ,и работая учителем русского языка и чтения в МОУСКОШ №2,у меня есть возможность сравнить и сопоставить методы и формы работы с детьми ,находящимися на разных ступенях интеллектуального развития.
Прекрасны , удивительны и наглядны результаты обучения детей в общеобразовательных школах, где прогресс развития человеческой личности – естественный процесс. Каким виртуозным должен быть труд учителя коррекционной школы ,чтобы достичь малого процента прогресса у личности ,стремящейся по своей физеологической природе к регрессу.
В своей работе на уроках русского языка и чтения ,при воспитательной работе я ставлю перед собой коррекционно-развивающие ,коррекционно-обучающие и коррекционно-воспитательные цели, для реализации которых я ставлю перед собой следующие
задачи:
1. повышать свое профессиональное мастерство и опыт работы с детьми с нарушением в развитии,
2. использовать наиболее эффективные методы ,приемы и формы работы, приемлемые для коррекционно-развивающего образования ,с использованием приемов логопедической науки и дефектологии,
3.развитие устной и письменной речи учащихся как средства общения ,обеспечивающей школьникам формирование речевых и коммуникативных умений и более успешную социальную адаптацию.
4.учить любви к своему «великому и могучему» языку ,к родному Отечеству,
5. на уроках русского языка и чтения прививать и формировать навыки социально-общественного характера ( заполнение заявлений, квитанций, бланков и т.д.),
6. проводить обучение законам родного языка в неразрывном единстве с нравственным и эстетическим воспитанием,
7. развивать в учащихся творческие начала личности и формировать интерес к учению,
8. создание доброжелательной , благоприятной эмоциональной атмосферы на уроке,
9. развивать самостоятельность и активность учеников в познании «великого и могучего» языка ,укрепление веры ученика о том ,что многое может ученик ,надо только помочь ему поверить в собственные силы.
10.использование индивидуального подхода к каждому ученику . « Разглядывать каждого ,а не поле. Выращивать каждого ,а не луг.» ( В.Солоухин) Помощь становлению, оздоровлению ,обучению и коррекции личности ребенка с нарушением в развитии, я считаю своей обязанностью перед обществом и Богом.
Коррекционная педагогика – явление сравнительно молодое . В не очень далеком прошлом дети с патологией в развитии не имели право даже на физическое существование ,не говоря уже об обучении наукам и ремеслу. Огромный вклад в развитие коррекционной педагогики внес Ян Амос Каменский ,который собирал в обучающие классы одаренных и недоразвитых детей. «Не обучаем только не человек». От века к веку менялось отношение в обществе к аномальным больным людям .
Только в 19 веке открываются школы для детей с нарушениями в развитии (Германия ,Бельгия ,Франция ). В России ,в С-Петербурге первой собрала имбициллов и создала профильные мастерские Екатерина Алексеевна Грачева. К 20 – столетию в нашей олигофренопедагогике появилось понятие умственной отсталости .Автором и создателем этого понятия стал выдающийся советский ученый Л.С.Выготский. Продолжили и преумножили его дело ученики А.И.Лурия ,Лебединский. Умственная отсталость – стойкое ,необратимое нарушение психического и интеллектуального развития ,связанное с органически обусловленным недоразвитием или повреждением головного мозга.
Критерии Умственной отсталости. 1.Снижение познавательной деятельности. 2.Необратимость интеллектуального дефекта. 3.Органическая недостаточность интеллектуальных функций и биологическая этиология недоразвития.
Я считаю ,что каждый учитель коррекционной школы должен в учебном процессе учитывать клиническое состояние учащихся , владеть навыками коррекции развития в обучении и четко знать с чем он имеет дело. Клинические формы УО: 1.Олигофрения. 2.Деменция. Олигофрения – форма УО при которой повреждение нервной системы произошло на ранних этапах онтогенеза. В клинических картинах дефекта доминирует явление недоразвития. «Бедняк,который в начале ничего не имел». Причины: наследственность; хромосомная форма (болезнь Дауна, поздние роды);экзогенные факторы (алкоголь, наркотики, родовые травмы ,инфекционное заболевание, радиоактивные и химические заражения матери во время беременности).
Деменция - форма УО при которой воздействие вредных факторов произошло в период относительной зрелости корковых систем головного мозга. В клинической картине доминирует явление повреждения. «Богач ,который все растерял». Существует несколько типов деменции и различные причины ее возникновения: инфекции и травмы головного мозга, интоксикация , нарушение обменных процессов в организме, эпилепсия, шизофрения). Зная особенности клинической картины заболевания, учитель должен быть готов к их проявлениям у детей в любой момент ,уметь их погасить, сгладить и оказать первую медицинскую помощь.
Прежде чем приступить к работе с классом в сентябре месяце я изучаю медицинскую карту каждого ученика. 8 вид. В основном у учеников нашей школы ПМПК( психолого- медико-педагогической комиссией) поставлен диагноз – олигофрения в степени дебильности(F 90 по специальной медицинской классификации). Этот диагноз гласит о стойкости нарушений и необратимости к норме ,при этом диагнозе можно говорить только о коррекции развития. Эти учащиеся обучаются в классах школы 8 вида. Работа на уроках в классах 8 вида мною строится на основе развития и коррекции речемыслительной деятельности.
7 вид.
Учащиеся 7 вида – имеют диагноз ЗПР (задержка психического развития). При работе с этими учащимися, я учитываю то, что при грамотном подходе в обучении и учете возрастных изменений ребенка, возможно возвращение к норме развития.
В коррекционно-обучающей работе я использую опыт классических и современных методик работы с детьми с нарушением в развитии:
1. Мария Монтессори (19 век) - суть методики состоит в поддержании самостоятельного желания ребёнка к процессу обучения, отсутствие грубого вмешательства ( ведущего к ухудшению эмоционального и физического состояния ученика) , наблюдение и выявление особенностей ребёнка, «подталкивающая» помощь – помощь корректирующая. При обучении детей грамоте М. Монтессори заметила ,что дети с нарушениями в развитии , более удачно и с большим удовольствием выводят на песке длинные черточки ,чем короткие. Обучение правописанию букв ,по методике М.Монтессори, начинается с правописания заглавных букв. Формирование и коррекция аномальных детей – это очень длительный , тонкий и хрупкий процесс. Ребенок нуждается в чуткой постоянной заботе и поддержке его интеллектуальных и трудовых навыков. «Колос на глиняных ногах»- такое определение дает Монтессори нашим детям.
2.Наш современник петербуржец Н.В.Зайцев создал методику чтения по складам и пропевание складов под музыкальное сопровождение русскими народными мелодиями . Ученый создавал свою методику для одаренных детей. Московские олигофренопедагоги взяли на вооружение элементы этой методики. В своей работе я использую методику звукового различия глухих и звонких звуков с помощью кубиков – погремушек. 3. Так как мы имеем дело с не здоровыми детьми ,я на уроках , на мероприятиях внеклассной работы использую приемы методики Базарнова В.Ф.- методики, пропагандирующей ЗОЖ(здоровый образ жизни). Строить обучение предметному материалу я стараюсь опираться на приёмы коррекционно-развивающего обучения: - фиксацию учебного момента , - развитие учебного материала на уроке по спирали, - движение от анализа к синтезу ( от частного к общему), - учет специфики механизма памяти (кратковременная), - учет отсутствия или заторможения логического, пространственного, абстрактного мышления ; - кратковременность внимания. В своей работе я использую различные методы обучения и развития. Методы обучения.
Наглядно – демонстрационный,
Словесно-объяснительный,
Экспериментально- практический,
Индивидуально-развивающий.
Смешанный. Методы воспитания . 1.Информационные методы.
убеждение,
положительный пример. 2. Практически действенные методы.
Приучение (упражнения),
Требование (игра, изобразительная деятельность, арт- терапия).
Переключение внимания на другие виды деятельности.
3. Побудительно-оценочные методы. -одобрение, - осуждение.
контроль за результатом работы и поведением.
Методы учебной и воспитательной работы реализуются за счет конкретных учебных мероприятий, форм обучения и воспитания ,различных видов деятельности учащихся , а также с помощью средств обучения ,которые используются в процессе реализации того или иного метода.
В своей коррекционно -развивающей работе по русскому языку и чтению , я использую широкий спектр форм работы, с привлечением разнообразных средств обучения ,характерных для общеобразовательного обучения и специального коррекционного. Формы работы. -урок – основная форма коррекционно - развивающего обучения, - литературная беседа , - предметные викторины, - тестирование, - индивидуальные занятия по дидактическому материалу, - деловые игры,
элементы логопедических занятий,
коррекционно -развивающие занятия,
занятия для развития мелкой и крупной моторики пальцев рук,
физкультминутки ( на 15 и 25 минуте урока)
просмотр кинофильмов ,
прослушивание звукозаписей,
экскурсии .
Наиболее плодотворная и любимая учениками форма обучения – урок по развитию речи учащихся – это урок по составлению пересказа текста с помощью фрагментальных картинок или составления текста по отдельным зарисовкам ключевых моментов рассказа (кадров диафильма или кинофильма).
На уроках русского языка и чтения , я усиленно стараюсь работать над темой развития речемыслительной деятельности ,над развитием речи учащихся.Темой самообразования для себя я выбрала « Ра бота над развитием связной речи на уроках русского языка и чтения в старших классах школы 8 вида», так как речевое развитие является одной из составляющих общего психического развития ребенка с нарушением развития. Следовательно , я буду продолжать и совершенствовать целенаправленную и систематическую работу по коррекции речемыслительной деятельности ребенка , оказывающую определенное положительное воздействие на весь процесс развития ребенка. |